дело № 2-642/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Удорский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Жданова А.Н., при секретаре судебного заседания Шаверневой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Кослан 11 ноября 2015 года гражданское дело по исковому заявлению Багаева В.И. к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» об обязании определить очередность на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в списке граждан по категории пенсионеров с момента назначения трудовой пенсии по старости,
установил:
Багаев В.И. обратился в суд с иском об обязании администрации МР «Удорский» поставить его на учет в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья с момента постановки его на учет. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ по категории работающих лиц поставлен администрацией МР «Удорский» на учет в числе граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Позднее, ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена трудовая пенсия по старости, выдано пенсионное удостоверение установленного образца. Поскольку в силу закона пенсионеры имеют преимущество на предоставление жилищных субсидий перед работающими гражданами, истец обратился в администрацию МР «Удорский» с заявлением о переводе его из категории работающих в категорию пенсионеры и постановлением руководителя администрации МР «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ № был переведена в указанную категорию, однако очередность на получение жилищной субсидии для переселения ему определена с момента подачи заявления на перевод из одной льготной категории граждан в другую – ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Багаев В.И. извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ко дню судебного заседания требования уточнил, просил определить ему очередность в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры» с момента назначения ему трудовой пенсии по старости, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации МР «Удорский» Третьякова А.В., действующая по доверенности, с уточненными исковыми требованиями не согласилась.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, учетное дело № Багаева В.И., суд пришел к следующему мнению.
Согласно письменным материалам дела, Багаев В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован и проживает в <адрес> Республики Коми, с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Багаевым В.И. подано заявление в администрацию МО «Удорский район» о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилья по категории работающих граждан.
ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена трудовая пенсия по старости по основаниям подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к руководителю администрации МР «Удорский» с заявлением о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры».
На основании постановления руководителя администрации МР «Удорский» от ДД.ММ.ГГГГ № Багаев В.И. исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «работающие» и включен в список данных граждан по категории «пенсионеры», с даты обращения – ДД.ММ.ГГГГ.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).
В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлены условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В силу статьи 2 указанного Федерального закона устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Согласно статье 3 указанного Закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (ред. от 20.09.2014), очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
В соответствии с Законом Республики Коми от 06 октября 2005 года № 103-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан РФ, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья» органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан РФ, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, а именно прием и проверка документов, предусмотренных законодательством, от граждан РФ, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; постановка на учет граждан, имеющих в соответствии с законодательством право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов; ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми, и обеспечение свободного доступа к ним граждан.
Как видно из приведенных выше законоположений, в случае поставки гражданина на учет для получения единовременной социальной выплаты и изменения условий ее получения, очередность предоставления жилищной субсидии определяется с момента возникновения права на переход гражданина из одной льготной категории лиц в другую, и не ставиться в зависимость от каких-либо условий. В том числе, не зависит от даты подачи заявления о соответствующем переводе.
Таким образом, в силу закона истец имеет право определения очередности на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в списке граждан по категории «пенсионеры» с момента назначения ему трудовой пенсии по старости, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеизложенного, исковые требования Багаева В.И. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Багаева В.И. удовлетворить.
Обязать администрацию МР «Удорский» определить очередность Багаева В.И. на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в списке граждан по категории пенсионеров с момента назначения трудовой пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Составление мотивированного решения отложить до 15 часов 16 ноября 2015 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Удорский районный суд Республики Коми.
Председательствующий подпись А.Н. Жданов
Мотивированное решение составлено к 15 часам 16 ноября 2015 года.