ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 17 сентября 2018 года № 3а-219/2018
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Мещеряковой Н.В.,
при секретаре Гайдуковой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дороншоевой Е.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
установил:
Дороншоевой Е.В. на праве собственности (по 1/2 доли в праве) принадлежат следующие объекты недвижимости:
- двухэтажное кирпичное административное здание с кадастровым номером №..., назначение: канцелярское, лит. Н, общей площадью 1722,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 18 апреля 2008 года 35-СК № 328060 (л.д. 16);
- земельный участок с кадастровым номером №..., площадью 1344 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного здания; расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 18 апреля 2008 года 35-СК № 328059 (л.д. 14).
По 1/8 доли в праве собственности на вышеуказанное имущество принадлежит Дороншоеву Р.М. и Давыдовой Т.Н., по 1/4 доли в праве – Дороншоеву Х.М.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №... по состоянию на 25 ноября 2011 года определена в размере 48 171 052 рубля 14 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 15).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на 02 июня 2012 года определена в размере 2 878 028 рублей 16 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 13).
Административный истец Дороншоева Е.В., полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены её права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В обоснование административных исковых требований административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 15 июня 2018 года №№ 20/1, 20/2, выполненные оценщиком индивидуальным предпринимателем П.С.Е., являющейся членом саморегулируемой организации оценщиков – ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков».
Согласно отчетам рыночная стоимость:
здания с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составила 25 359 505 рублей 00 копеек,
земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 02 июня 2012 года составила 1 742 882 рубля 00 копеек.
Административный истец Дороншоева Е.В. просила восстановить процессуальный срокдля обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №...; пересмотреть кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №..., установив её в размере их рыночной стоимости, определенной на основании вышеприведенных отчетов оценщика.
Административный истец Дороншоева Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель административного истца Дороншоевой Е.В. Сухарева С.А. в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела без её участия.
Представитель административных ответчиков Правительства Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области в судебное заседание не явился, представлены отзывы на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Заинтересованные лица Дороншоев Х.М., Дороншоев Р.М., Давыдова Т.Н. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Законом Вологодской области от 26 ноября 2015 года № 3787-ОЗ «Об установлении единой даты начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Вологодской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2016 года.
Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности Дороншоевой Е.В. как налогоплательщика, что в силу абзаца 2 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности даёт ей право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, в отношении объекта недвижимости – здания с кадастровым номером №... сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 19 октября 2012 года, в отношении земельного участка с кадастровым номером №... – 03 апреля 2015 года.
Административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости подано Дороншоевой Е.В. в суд 20 июля 2018 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости здания с кадастровым номером №... пропущен.
Пропуск названного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (абзац 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28).
Как усматривается из материалов дела, в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, что является основанием для восстановления Дороншоевой Е.В. процессуального срокадля обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №....
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от 15 июня 2018 года №№ 20/1, 20/2, выполненные оценщиком ИП П.С.Е.
В соответствии с отчётами итоговая рыночная стоимость объектов недвижимости:
здания с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составила 25 359 505 рублей 00 копеек,
земельного участка с кадастровым номером №... по состоянию на дату оценки 02 июня 2012 года составила 1 742 882 рублей 00 копеек;
Проверяя представленные административным истцом отчёты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Правительством Вологодской области и Департаментом имущественных отношений Вологодской области указано на несоответствие отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 15 июня 2018 года №№ 20/1, 20/2 требованиям Федеральных стандартов оценки:
использованные в расчетах корректирующие коэффициенты на местоположение определены на основе экспертного опроса (страницы 64, 78, 94 отчета №20/2, страница 43 отчета № 20/1). При этом данная информация не подтверждена, в отчетах не представлены копии запросов к экспертам, а также завизированные экспертами ответы на запросы.
Вместе с тем, по мнению представителя Правительства Вологодской области и Департамента имущественных отношений Вологодской области, указанные недостатки не влияют на размер определенной в отчете рыночной стоимости объектов недвижимости. Размер рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №... и №... Правительство Вологодской области и Департамент имущественных отношений Вологодской области не оспаривают.
Оценщик П.С.Е., проводившая оценку спорных объектов недвижимости, представила пояснения к отчетам об оценке от 15 июня 2018 года №№ 20/1, 20/2 по вопросу соблюдения требований Федеральных стандартов оценки при проведении оценки рыночной стоимости объектов недвижимости, в которых указала, что в случаях, когда необходимая для оценки информации о влиянии на стоимость недвижимости тех или иных ценообразующих факторов не может быть найдена в аналитических обзорах на интернет-ресурсах или в специализированных периодических изданиях, или имеющаяся информация не позволяет однозначно определить условия проведения оценки, оценщик в процессе работы проводит интервьюирование экспертов рынка недвижимости Вологодской области, в качестве которых привлекаются участники данного рынка (аналитики, консультанты, оценщики), имеющие опыт работы с объектами, аналогичными оцениваемому. При определении корректирующих коэффициентов на местоположение объектов недвижимости оценщик проводил интервьюирование экспертов по телефону. Результаты экспертных оценок представлены в отчетах. Информация о привлеченных к проведению оценки экспертах с указанием их квалификации и контактных данных представлена на страницах 5 отчетов об оценке.
Суд, исследовав и проанализировав отчеты от 15 июня 2018 года №№ 20/1, 20/2, приходит к выводу о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.
Представители административных ответчиков доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчётах оценщика, величине рыночной стоимости объектов недвижимости, не представили, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость здания с кадастровым номером №... и земельного участка с кадастровым номером №... может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании отчётов от 15 июня 2018 года №№ 20/1, 20/2, выполненных оценщиком ИП П.С.Е.
Учитывая вышеизложенное, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Административный истец, кроме того, ставит вопрос о возмещении ей понесённых по делу судебных расходов по оценке рыночной стоимости объектов недвижимости в размере 40 000 рублей и расходов по уплате государственной пошлины в общем размере 600 рублей.
В соответствии со статьей 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со статьей 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В целях проведения оценки рыночной стоимости объектов недвижимости Дороншоева Е.В. заключила договор с индивидуальным предпринимателем П.С.Е. на оказание возмездных оценочных услуг от 22 мая 2018 года № 20 (л.д. 9-10).
Общая стоимость услуг по договору составила 40 000 рублей.
Согласно договору оплата услуг производится заказчиком путем перечисления денежных средств на расчетный счет оценщика в течении 2 (двух) рабочих дней с даты подписания договора.
20 июня 2018 года между ИП П.С.Е. и Дороншоевой Е.В. подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по договору от 22 мая 2018 года № 20 (л.д. 11 оборот).
22 мая 2018 года денежные средства в размере 40 000 рублей Дороншоевой Е.В. оплачены, что подтверждается квитанцией (л.д. 8).
Кроме этого, при подаче административного иска в суд Дороншоевой Е.В. уплачена государственная пошлина в общем размере 600 рублей, что подтверждено чеком-ордером от 10 июля 2018 года № 190 (л.д. 4).
Главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей распределения судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, вопрос о судебных расходах, понесенных административным истцом, разрешается в соответствии с правилами главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.
Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Вологодской области была проведена в 2012 году, результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, находящихся на территории Вологодской области, утверждены постановлением Правительства Вологодской области от 24 сентября 2012 года № 1125, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов утверждены приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о взыскании судебных расходов по данному административному делу в отношении здания с кадастровым номером №... в общем размере 20 300 рублей с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, – Правительства Вологодской области, в отношении земельного участка с кадастровым номером №... в общем размере 20 300 рублей – с Департамента имущественных отношений Вологодской области.
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
восстановить Дороншоевой Е.В. срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером №....
Административное исковое заявление Дороншоевой Е.В. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, поданное в суд 20 июля 2018 года, удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – двухэтажного кирпичного административного здания с кадастровым номером №..., назначение: канцелярское, лит. Н, общей площадью 1722,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> установив её в размере его рыночной стоимости равной 25 359 505 рублей 00 копеек по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 1344 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания административного здания; расположенного по адресу: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 1 742 882 рубля 00 копеек по состоянию на дату оценки 02 июня 2012 года.
Взыскать с Правительства Вологодской области в пользу Дороншоевой Е.В. судебные расходы по административному делу № 3а-219/2018 в общем размере 20 300 (двадцать тысяч триста) рублей.
Взыскать с Департамента имущественных отношений Вологодской области в пользу Дороншоевой Е.В. судебные расходы по административному делу № 3а-219/2018 в общем размере 20 300 (двадцать тысяч триста) рублей.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Вологодского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Мещерякова
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2018 года.