Судья Шевлякова Н.В. дело № 33-4320/2012
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2012 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе
председательствующего Андреева А.А.
судей Алябьева Д.Н., Куратовой Л.В.
при секретаре Титаренко Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Борисова Александра Вячеславовича к администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области Никитенко Н.А.
на решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 06 февраля 2012 года, которым ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Михайловского межрайонного прокурора Волгоградской области в интересах Борисова Александра Вячеславовича к администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.
Обязать администрацию Михайловского муниципального района Волгоградской областипредоставить Борисову Александру Вячеславовичу, 21 января 1993 года рождения, благоустроенное жилое помещение в Михайловском муниципальном районе Волгоградской области не ниже установленных социальных норм, применительно к данному населенному пункту.
Заслушав доклад судьи Андреева А.А., выслушав прокурора отдела Волгоградской областной прокуратуры Бецкову И.Б., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Михайловский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Борисова А.В. к администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал, что Борисов А.В., проживающий по адресу: х. М.<адрес>, нуждается во внеочередном получении жилья.
Согласно действующему законодательству, 20.09.2011 г. Борисов А.В. постановлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Вместе с тем до настоящего времени Борисову А.В. жилое помещение не предоставлено.
Просил суд обязать администрацию Михайловского муниципального района Волгоградской области предоставить Борисову А.В. жилую площадь в Михайловском муниципальном районе Волгоградской области не ниже установленных социальных норм.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области Никитенко Н.А. оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить.
В обоснование жалобы указано на нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящие, под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к обязательствам субъектов Российской Федерации.
Положением ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона Волгоградской области от 15 декабря 2005 года № 1147-ОД «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся и обучающихся в государственных учреждениях Волгоградской области», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие собственного или закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами местного самоуправления по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленной нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст. 62 ЖК РФ, предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры). Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не могут быть неизолированное жилое помещение, помещение вспомогательного использования, а также общее имущество в многоквартирном доме.
По смыслу ст. 1 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, включают в себя обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственные полномочия заключаются также в обеспечении дополнительных гарантий права на жилое помещение.
В силу ст. 6 Закона Волгоградской области от 12 декабря 2005 года № 1144-ОД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оплате труда приемных родителей, предоставлению им мер социальной поддержки, назначению и выплате единовременного пособия при передаче ребенка в семью», финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются законом Волгоградской области об областном бюджете в форме субвенций органам местного самоуправления из областного фонда компенсаций.
Разрешая спор по существу, судом первой инстанции установлено, что постановлением администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области № 1250 от 20.09.2011 года Борисов А.В., являющийся лицом из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признан нуждающимся в предоставлении жилья по договору социального найма.
До настоящего времени Борисову А.В. жилое помещение не предоставлено.
Указанные обстоятельства подтверждены имеющимися в деле доказательствами, исследованными в судебном заседании.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что Борисов А.В., имея статус социального сироты, в соответствии с действующим законодательством РФ, принят на учёт в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обязанности органом местного самоуправления по предоставлению ему жилого помещения не исполнены, и принял обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что со стороны Администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области отсутствует факт нарушения прав ребенка-сироты, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом исполнение или неисполнение бюджетных обязательств органами государственной власти перед органом местного самоуправления при рассмотрении настоящего дела юридического значения не имеет, поскольку гражданин, в интересах которого заявлен иск, субъектом бюджетных правоотношений не является.
Иным доводам, направленным на отмену решения, дана обоснованная оценка судом первой инстанции, изменять которую судебная коллегия оснований не находит, поскольку доводы жалобы основаны на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает постановленное решение законным, обоснованным и принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 06 февраля 2012 года оставить без изменения, а представителя администрации Михайловского муниципального района Волгоградской области Никитенко Н.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: