РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2019 года г. Сызрань
Сызранский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Байгуловой Г.С.
при секретаре Голышевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-661/2019 по административному иску прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к Маркову С.Ю. о прекращении права управления транспортными средствами,
у с т а н о в и л:
Прокурор Кировского района г. Самары обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Маркову С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения о прекращении действия права на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения Маркова С.Ю. в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением) и возложении на Маркова С.Ю. обязанности сдать водительское удостоверение № в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области в целях его аннулирования.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Кировского района г. Самары, во исполнение поручения прокуратуры Самарской области проведена проверка законности наличия специальных прав у граждан, состоящих на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области, в ходе которой было установлено, что 21.09.2015 года Маркову С.Ю. выдано водительское удостоверение №. При этом согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», Марков С.Ю. состоит на диспансерном наблюдении с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом «<данные изъяты>». Взят под наблюдение на основании заключения врачебной комиссии. За период наблюдения заключения о годности к управлению транспортным средством не выдавалось. Имеющийся у пациента диагноз является противопоказанием к управлению транспортным средством.
Ссылаясь на ст. ст. 3, 23, 23.1, 24, 25, 26, 28 Федерального закона Российской Федерации №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», Постановление Правительства Российской Федерации №1604 от 29.12.2014 года, которым утвержден перечень медицинский противопоказаний к управлению транспортным средством, пп. 27, 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №1097 от 24.10.2014 года, ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что у ответчика подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, предусмотренное действующим законодательством РФ, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время дает ему право на управление транспортными средствами.
Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожным-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью, а также имущественный ущерб неопределенному кругу лиц. Марков С.Ю. незаконно пользуясь правом на управление транспортными средствами, осуществляет водительскую деятельность, которая создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Представитель административного истца прокуратуры Кировского района г. Самары в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Марков С.Ю. в судебное заседание не явился, в письменном заявлении, представленном в суд просил рассмотреть дело без его участия, указав, что с административными исковым требованиями согласен и признает их в полном объеме.
Заинтересованные лица ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» и Управление ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области о месте, дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзывы по административным исковым требованиям не представили. Суд определил рассмотреть дело без участия представителей указанных заинтересованных лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Как установлено в статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абзацу 9 статьи 5 Федерального закона №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений статьи 24 Федерального закона №196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 статьи 23 Федерального закона №196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
В пункте 1 статьи 23.1 названного закона указано, что медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 года №1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами. В соответствии с пунктом 7 раздела II "Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)" к противопоказаниям относятся психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, что соответствует группе кодов F10-F16, F18, F19.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О безопасности Дорожного движения" основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и реализация права на управление транспортным средством поставлены в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 года №1034н, установлено, что снятие с диспансерного учета производится в частности при стойкой ремиссии (выздоровлении) на основании заключения врачебной комиссии. Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Судом установлено, что Марков С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет водительское удостоверение №, выданное 21.09.2015 года на право управления транспортными средствами категории «В,В1,С,С1» сроком действия до 21.09.2025 года (л.д.6).
Согласно справке ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» (далее ГБУЗ «СОНД») № от 24.06.2019 года Марков С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит на диспансерном наблюдении в ГБУЗ «СОНД» с ДД.ММ.ГГГГ года с диагнозом «<данные изъяты>». Взят на диспансерное наблюдение на основании заключения врачебной комиссии. Данный диагноз в настоящее время является противопоказанием к управлению транспортным средством. За период нахождения на наблюдении заключение о годности к управлению транспортным средством не выдавалось. Сведениями о ранее выданных заключениях ГБУЗ «СОНД» не располагает (л.д. 7 – 8).
В соответствии с п. 2 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденного Приказом Минздрава России от 30.12.2015 № 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Согласно п. 12 указанного Порядка, решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в случае наличия у пациентов подтвержденной стойкой ремиссии, в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
В соответствии с п. п. 2, 3, 4 Порядка, диспансерное наблюдение представляет динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания, осуществляемое врачами-психиатрами-наркологами в медицинских учреждениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнения работ) по психиатрии-наркологии", т.е. наркологических диспансеров.
Материалами дела подтверждено, что Марков С.Ю. состоит под диспансерным наблюдением в ГБУЗ «СОНД» с диагнозом предусмотренным Перечнем медицинских противопоказаний к управлению транспортными средством, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2014 года №1604.
Данных диспансерного наблюдения в ГБУЗ «СОНД», свидетельствующих о стойкой ремиссии заболевания в настоящее время нет.
Поскольку Марков С.Ю. имеет заболевание, наличие которого в силу действующего законодательства запрещает его допуск к управлению транспортными средствами, при этом он имеет водительское удостоверение, дающее право на управление транспортными средствами, суд приходит к выводу о наличии оснований для прекращения его права на управление транспортными средствами.
Таким образом, поскольку факт прямого запрета к управлению Марковым С.Ю. транспортными средствами подтвержден материалами дела, то наличие у последнего права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Между тем, аннулирование водительского удостоверения не предусмотрено законом, так как согласно Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 года N1191 (ред. от 10.10.2018 г.) "Об утверждении Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами" после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами в связи с выявлением в результате обязательного медицинского освидетельствования медицинских противопоказаний возврат водительского удостоверения производится в подразделении Госавтоинспекции, осуществляющем хранение изъятого водительского удостоверения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что возражений, относительно заявленных исковых требований и соответственно доказательств в их обоснование суду не представлено, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований прокурора Кировского района г. Самары о прекращении действия права на управление транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения Маркова С.Ю. в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В связи с тем, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с Маркова С.Ю. подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административный иск прокурора Кировского района г. Самары в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права Маркова С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на управление транспортными средствами (водительское удостоверение №, выданное 21.09.2015 года на право управления транспортными средствами категории «В, В1, С, С1» сроком действия до 21.09.2025 года), до прекращения диспансерного наблюдения Маркова С.Ю. в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Обязать Маркова С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сдать в Управление ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области водительское удостоверение №, выданное на имя Маркова С.Ю. 21.09.2015 года на право управления транспортными средствами категории «В, В1, С, С1» сроком действия до 21.09.2025 года.
Взыскать с Маркова С.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения государственную пошлину в доход государства в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский районный суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья-