Дело № 12-175/2016
Р Е Ш Е Н И Е
26 июля 2016 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска
в с о с т а в е:
Председательствующего Авериной О.А.
При секретаре Ширяевой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Дежурного Е. В. на постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Аммосова А.М. от ДД.ММ.ГГГГ главный инженер ЮЛ Дежурный Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.
В постановлении указано, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ЮЛ проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства, в результате которой выявлено, что общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами и их содержанию: по уборке территории, текущему ремонту общественного имущества, по вывозу мусора, по содержанию и ремонту коммунальных сетей, по уборке снега и др. В процессе хозяйственной деятельности ЮЛ образуются отходы I – IV класса опасности: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства. В ДД.ММ.ГГГГ у общества образовывались отходы от обслуживания ТС, такие как фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные, фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные, отходы масел моторных, отходы минеральных масел моторных, шины пневматические автомобильные отработанные и другие. ЮЛ заключило договор от ДД.ММ.ГГГГ № на оказание услуг по вывозу мусора и твердых бытовых отходов с ЮЛ В свою очередь ЮЛ заключило договор от ДД.ММ.ГГГГ № об оказании услуг с ЮЛ по приему отходов и дальнейшим их накоплением на полигоне, расположенном севернее <адрес>а <адрес>. Следовательно ЮЛ размещает свои отходы на полигоне ЮЛ
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I – IV класса опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I – IV класса опасности.
Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712 определено, что на отходы I – IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года № 712.
Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
ЮЛ в ДД.ММ.ГГГГ образовывало, передавало, размещало отходы, не имея на это паспортов, что является нарушением ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
За нарушение ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено привлечение к административной ответственности в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ №а Дежурный Е.В. назначен ответственным за соблюдение природоохранного законодательства РФ в обществе, следовательно, вышеуказанное нарушение было допущено по вине главного инженера общества, из-за ненадлежащего исполнения им служебных обязанностей.
Субъектом данных административных правонарушений могут быть граждане, юридические и должностные лица. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Таким образом, в бездействии главного инженера ЮЛ Дежурного Е.В. установлен факт нарушения природоохранного законодательства РФ, а именно ст. 14 Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ответственность за нарушение которой предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ (л.д. 5-6).
Дежурный Е.В., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области № от ДД.ММ.ГГГГ и производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указано, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. В п. 8 приказа от ДД.ММ.ГГГГ № Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области на проведение проверки в качестве правовых обоснований проверки указан Федеральный закон РФ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с ч.1 ст. 26.1 ФЗ РФ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ, с ДД.ММ.ГГГГ не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии с положениями ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к субъектам малого предпринимательства. Частью 5 ст. 26.1 ФЗ РФ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ в случае предоставления должностным лицам органа государственного контроля (надзора) при проведении плановой проверки документов, подтверждающих отнесение юридического лица к лицам, указанным в ч.1 настоящей статьи, проведение плановой проверки прекращается, о чем составляется соответствующий акт. В соответствии с отчетом о финансовых результатах за 2015 год выручка ЮЛ» за ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб., следовательно в соответствии с п.3 ч.1 ст. 4 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 209-ФЗ, ЮЛ относится к субъектам малого бизнеса. На основании ч.7 ст. 26.1 ФЗ РФ от 26.12.2008 года № 294-ФЗ проведение плановой проверки с нарушением требований настоящей статьи является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки в соответствии с ч.1 ст. 20 настоящего Федерального закона. (л.д. 3-4).
Жалоба подана в установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ десятидневный срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, материалы дела, заслушав Дежурного Е.В., его защитника, настаивавших на удовлетворении жалобы, а также представителя Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Гилеву С.Ю., полагавшую постановление законным и обоснованным, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 2.1. КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в действии или бездействии, повлекших нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
На основании приказа Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ №, Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в ЮЛ в период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая выездная проверка в сфере охраны окружающей среды и природопользования (л.д. 18-21 – Акт № проведения плановой выездной проверки).
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; транспортирование отходов перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды в отношении ЮЛ выявлены допущенные им в ДД.ММ.ГГГГ нарушения требований ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: не составлены паспорта на отходы 1-4 класса опасности по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 года № 712; осуществление деятельности по образованию, передаче, размещению, обезвреживанию отходов без оформленных паспортов на отходы 1-4 класса опасности.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения должностного лица – главного инженера ЮЛ Дежурного Е.В. к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств, проверенных в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ: актом № проведения плановой выездной проверки ЮЛ (л.д. 18-21); распиской о разъяснении перед проведением плановой проверки положений ст. 26.1 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ (л.д. 22); приказом ЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ №а о назначении ответственного лица за охрану окружающей среды и обращения с отходами (л.д. 24); уведомлением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д. 25); протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-27); копией Устава общества (л.д. 32-39); договором от ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ и ЮЛ (л.д. 40-41); актом к нему (л.д. 42); договором от ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ и ЮЛ (л.д. 43); договором от ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ и ЮЛ с приложениями (л.д. 44-58); договором от ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ и ЮЛ договором от ДД.ММ.ГГГГ между ЮЛ и ЮЛ с приложением (л.д. 61-70).
Таким образом, судья полагает достоверно установленным факт осуществления деятельности ЮЛ в ДД.ММ.ГГГГ по образованию, передаче, размещению, обезвреживанию отходов 1-4 класса опасности при отсутствии оформленных паспортов на отходы 1-4 класса опасности.
При этом, нельзя согласиться с доводами заявителя о том, что ЮЛ относится к субъектам малого бизнеса, в связи с чем проведение в отношении организации плановой проверки является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре).
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" если иное не установлено частью 2 настоящей статьи, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Однако, в соответствии с п. 10. ст. 10 Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 1. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать сорок девять процентов каждая. Указанное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц, суммарной доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 156-ФЗ)
а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
б) юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 238-ФЗ)
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи.
Судом установлено и не оспаривается заявителем, что средняя численность работников за предшествующий календарный год в ЮЛ составляет более ста одного человека, следовательно, ЮЛ исходя из редакции ч.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 29.06.2015 года, по указанному критерию относится к субъектам среднего бизнеса и в отношении ЮЛ контролирующим органом могла быть проведена выездная плановая проверка.
Таким образом, судья приходит к выводу, что в действиях главного инженера ЮЛ Дежурного Е.В. содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
На основании ч.4 ст. 1.5 КоАП РФ суд не усматривает неустранимых сомнений в виновности Дежурного Е.В. в совершении административного правонарушения.
Административное наказание назначено Дежурному Е.В. в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.2 ст. 9.2 КоАП РФ, для должностных лиц.
Основания для освобождения заявителя от административной ответственности по ст. 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку допущенные нарушения не могут быть признаны малозначительными.
Проанализировав собранные и исследованные по делу доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу, что процессуальных нарушений по делу допущено не было, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется, и в удовлетворении жалобы следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. 30.6- 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление старшего государственного инспектора Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Дежурного Е. В. по ст. 8.2 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Дежурного Е. В. - без удовлетворения.
Судья: О.А. Аверина