Докладчик: Евлогиева Т.Н. Кассац. дело № 33-3609-10
Судья: Нестерова А.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 октября 2010 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
Председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
Судей Севастьяновой Н.Ю., Блиновой М.А.,
при секретаре судебного заседания Михайловой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаржова В.Н. к администрации г. Новочебоксарск о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях и возложении обязанности поставить в льготную очередь на получение жилого помещения, поступившее по кассационной жалобе представителя администрации г. Новочебоксарска Ильиной Е.А. на решение Новочебоксарского городского суда от 19 августа 2010 г., которым постановлено:
Признать решение администрации г. Новочебоксарск ЧР от 15.04.2010 г. об отказе в принятии Чаржова В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в льготную очередь ветеранов Великой Отечественной войны недействительным.
Возложить на администрацию г. Новочебоксарск обязанность поставить Чаржова В.Н. в льготную очередь на получение жилого помещения как ветерана-участника Великой Отечественной войны с 08.04.2010 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Чаржов В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Новочебоксарск о признании незаконным решения об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности поставить его в льготную очередь на получение жилого помещения.
Исковые требования мотивировал тем, что он является инвалидом и участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. С 2008 г. он стал проживать в квартире сына ФИО18 где зарегистрирован с 03 ноября 2009 года. Кроме него квартирой сына пользуются сам сын, сноха ФИО3, внучка ФИО19 и его супруга ФИО5 Обратившись с письменным заявлением в администрацию г. Новочебоксарск о постановке его в льготную очередь на получение жилья в соответствии с ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ « О ветеранах», получил отказ со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ. В своем решении от 15.04.2010 г. ответчик указал, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия, подарив 15 ноября 2009 г. жилой <адрес> <адрес> своему сыну ФИО6 Между тем, он преднамеренно свои жилищные условия не ухудшал, поскольку, являясь инвалидами, он с супругой в силу состояния здоровья нуждаются в постоянном постороннем уходе и не могут жить в доме без удобств. Указывает, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку жилая площадь на одного человека в занимаемой им квартире сына составляет <данные изъяты> кв.м., при этом он не является ни нанимателем, ни собственником занимаемого жилого помещения.
В судебном заседании истец уточнил исковые требования и просил признать решение администрации г. Новочебоксарск от 15.04.2010 г. об отказе на получение им первоочередного и бесплатного жилого помещения (включение в льготную очередь) недействительным, а также обязать администрацию г. Новочебоксарск поставить его в льготную очередь на получение жилой площади как участника Великой Отечественной войны с 08.04.2010 г.
Его представители Моторина А.Б. и Чаржов М.В. поддержали заявленные требования по доводам, изложенным в иске, и вновь привели их суду.
Представитель ответчика администрации г. Новочебоксарск Ильина Е.А. исковые требования Чаржова В.Н. не признала и просила в иске отказать.
Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное представителем администрации г. Новочебоксарск Ильиной Е.А. на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика администрации г. Новочебоксарск Ильиной Е.А., поддержавшей кассационную жалобу, объяснения представителя истца Чаржова В.Н. - Моториной А.Б., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов настоящего гражданского дела и материалов учетного дела следует, что истец Чаржов В.Н. до 30 октября 2009 года был зарегистрирован и проживал в принадлежащем ему на праве собственности жилом <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., который он по договору дарения от 15 ноября 2009 года подарил своему сыну ФИО6, проживавшему в том же населенном пункте в <адрес>. 3 ноября 2009 года он зарегистрировался в принадлежащей на праве собственности его сыну ФИО8 трехкомнатной <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в которой Чаржов М.В. проживал с составом семьи из 4 человек: он сам, жена и двое его детей. 6 апреля 2010 года в указанной квартире зарегистрировалась жена истца – ФИО5, ранее также проживавшая с мужем в <адрес> <адрес>
08 апреля 2010 года истец обратился в администрацию гор. Новочебоксарск с заявлением о постановке на учет в льготный список нуждающихся в жилых помещениях, в котором просил принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на государственную поддержку как участника Великой Отечественной войны.
Письмом № 952 от 15 апреля 2010 года администрацией гор. Новочебоксарск Чаржову В.Н. в постановке на учет отказано по мотиву дарения им в ноябре 2009 года принадлежащего ему жилого дома своего сыну и намеренного ухудшения жилищных условий.
Удовлетворяя исковые требования Чаржова В.Н., суд первой инстанции исходил из того, что доказательства умысла и намерения в действиях Чаржова В.Н. ухудшить свои жилищные условия администрацией г. Новочебоксарск не установлены и ничем не подтверждены, поскольку собственник жилого помещения по смыслу ч.5 ст.31 ЖК РФ не лишен возможности по своему усмотрению распорядиться принадлежащим ему жилым помещением. Также суд указал, что регистрация истца в квартире сына является следствием реализации им своего права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и не может служить ограничением его в правах, предусмотренных действующим жилищным законодательством и условием отказа в получении им предусмотренных законом «О ветеранах» социальных льгот. А поскольку, обращаясь в администрацию с заявлением о постановке на учет на получение жилья, истец представил все соответствующие документы, то администрация не вправе была отказать ему в постановке на такой учет.
Судебная коллегия считает приведенный вывод суда первой инстанции ошибочным и не соответствующим требованиям закона, по следующим основаниям.
Подпункт 4 пункта 1 статьи 14 Федерального закона «О ветеранах» предусматривает обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Таким образом, критерием постановки инвалида Великой Отечественной войны на учет на улучшение жилищных условий является его нуждаемость в жилье, которая определяется нормами жилищного законодательства.
Из содержания ст.ст.72,76 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 г. №42 «О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике», право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в ст. ст. 14, 15 17 -19 и 21 ФЗ от 12.11 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах», признанные нуждающимися в улучшении в жилищных условиях.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, которая постановлением главы администрации г.Новочебоксарск №116 от 05 апреля 2005 года определена в размере 14,5 кв.м. общей площади жилья на одного человека.
Однако положения указанных норм применяются с учетом требований ст.53 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ и ст. 16 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В силу положений названных статей жилищного кодекса и Закона Чувашской Республики и с учетом конкретных обстоятельств дела отчуждение принадлежащего истцу на праве собственности жилого дома судебная коллегия находит намеренным ухудшением своих жилищных условий с целью обеспечения его другим жилым помещением органами местного самоуправления, поскольку сам факт дарения жилого дома в ноябре 2009 года и обращение к ответчику спустя короткое время с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, говорит о намеренном ухудшении жилищных условий.
При этом коллегия не может согласиться и со ссылкой суда на то, что регистрация истца в квартире сына является следствием реализации им своего права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и не может служить ограничением его в правах на постановку на учет на получение жилья, поскольку часть 2 ст.51 ЖК РФ прямо обязывает при решении вопроса об определении нуждаемости гражданина учитывать все имеющиеся у него и членов его семьи жилые помещения, занимаемые как по договору социального найма, так и принадлежащие им на праве собственности и определять уровень обеспеченности общей жилой площадью исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В связи с чем в том случае, если бы истцом не был отчужден принадлежащий ему на праве собственности жилой дом, в силу указанной нормы закона его нуждаемость в жилье определялась бы с учетом площади этого жилого дома и <адрес> в суммарном выражении, и на 6 человек (семья сына и семья истца) обеспеченность его жилой площадью составила бы свыше 19 кв.м. на одного человека и превысила бы учетную норму.
Правильность данного вывода подтверждают и положения частей 8 и 9 ст. 57 ЖК РФ, в силу которых при предоставлении гражданину жилого помещения учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения, но не менее, чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилья в таких случаях устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Такой порядок установлен в ст.16 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений», в силу которой общая площадь предоставляемого гражданину жилого помещения определяется как разница между общей площадью жилого помещения, рассчитываемой исходя из нормы предоставления жилого помещения и общей площадью жилого помещения, имевшегося в наличии, в отношении которого гражданин совершил вышеуказанные действия и гражданско-правовые сделки. Поскольку норма предоставления жилой площади для участников ВОВ установлена в 36 кв.м. без учета членов его семьи (часть 4 ст.11.1 Закона Чувашской Республики), то с учетом совершения истцом сделки по дарению принадлежащего ему жилого дома площадью 51,4 кв.м. в ноябре 2009 года, он до ноября 2014 года не может быть обеспечен жилой площадью.
При этом не имеет юридического значения тот факт, что жилой дом в <адрес>, являясь объектом собственности иного собственника был поврежден в результате пожара, поскольку истец собственником этого дома уже не являлся. Юридическое значение для настоящего дела имеют действия истца по отчуждению принадлежащего ему жилого дома иному лицу.
Таким образом, поскольку установленный ст.53 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения истцом указанной сделки не истек, то в силу положений данной нормы он не может быть поставлен на учет на льготное получение жилого помещения, в связи с чем решение суда первой инстанции о признании незаконным решения администрации г. Новочебоксарск об отказе в принятии Чаржова В.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в льготную очередь «ветеранов Великой Отечественной войны» и возложении обязанности поставить его в льготную очередь на получение жилого помещения нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене.
Учитывая, что обстоятельства дела установлены полно, для разрешения спора не требуется истребования дополнительных доказательств, судебная коллегия полагает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Чаржова В.Н.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 19 августа 2010 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Чаржова В.Н. к администрации г. Новочебоксарск о признании решения администрации г. Новочебоксарск об отказе в принятии на учет в льготную очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным и о возложении обязанности поставить его в льготную очередь на получение жилого помещения как участника Великой Отечественной войны с 08.04.2010 г.
Председательствующий
Судьи