Решение по делу № 2а-54/2019 (2а-968/2018;) ~ М-985/2018 от 14.12.2018

Дело № 2а-54/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 января 2019 года

Верещагинский районный суд Пермского края

в составе председательствующего судьи Анисимовой В.С.,

при секретаре судебного заседания Тетеновой Е.Н.,

с участием представителя истца Чудинова В.С.,

представителя ответчика Тютиковой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино дело по административному исковому заявлению прокурора Верещагинского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Верещагинский муниципальный район» Пермского края о признании бездействия незаконным, обязании создать на территории сельских поселений аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования,

установил:

Прокурор Верещагинского района, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействие муниципального образования «Верещагинский муниципальный район» (далее - администрация района) выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований и возложении обязанность на муниципальное образование «Верещагинский муниципальный район» Пермского края создать на территории муниципального образования «Верещагинский муниципальный район» аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования в срок до 31 декабря 2019 года.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, в сфере противодействия терроризма администрацией района прокуратурой Верещагинского района было установлено, что на территории сельских поселений района: Бородульское, Вознесенское, Зюкайское, Нижнегалинское, Путинское, Сепычевское, не созданы аварийно-спасательные служба и (или) аварийно-спасательные формирования, что является обязательным в соответствии с требованиями Федеральных законов №68-ФЗ от 21.12.1994, № 28-ФЗ от 12.02.1998 №151-ФЗ от 22.08.1995. Отсутствие данных формирований и служб не позволяет должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций. Бездействием администрации района нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, ставится под угрозу безопасное проживание и пребывание граждан на территории района. В судебном заседании прокурор, принимавший участие в заседании, на удовлетворении исковых требований в полном объеме настаивал.

Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что в соответствии с Приказом МЧС России от 23 декабря 2005 №999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» органам местного самоуправления представлено право на создание нештатных аварийно-спасательных формирований. Постановлением Правительства Пермского края от 19 ноября 2010 года №920-п «Об утверждении положения о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера» установлено, что главы муниципальных районов Пермского края организуют создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций ЧС на территориях соответствующих муниципальных образований Пермского края, включая силы и средства организаций.На территории Верещагинского городского поселения действует два аварийно-спасательных формирования, созданных на базе Краснокамского филиала ЗАО «Газпром Газораспределение Пермь» и ПЧ №76 23-ОППС. На территории Верещагинского городского и сельских поселений созданы также добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и тушении пожара и проведение аварийно- спасательных работ на соответствующих территориях. Помимо этого в МУП «Водоканал», МУП «Верещагинские тепловые сети», ООО «Служба заказчика», ООО «Домоуправление» созданы аварийно-восстановительные бригады, которые также осуществляют аварийно-спасательные работы на территории МО «Верещагинский муниципальный район».В настоящее время рассматривается вопрос создания, содержания, аттестации и регистрации аварийно-спасательного формирования на базе одного из пяти муниципальных унитарных предприятий, действующих на территории Верещагинского городского поселения в 2019 году. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно п.24 ч.1 ст.14 указанного закона к вопросам местного значения относится, в том числе создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.

В статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайной ситуацией является обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Частью 2 статьи 11 указанного закона определено, что органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях, создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; станавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Противодействие терроризму в Российской Федерации основано, в том числе на принципе минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п.12 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

В ч. 4 ст.1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» сказано, что аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

В целях реализации указанных нормативных актов издано Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №804 «Об утверждении Положения о гражданское обороне в Российской Федерации», Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1091 «Об утверждении Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, Постановление Правительства Пермского края от 19.11.2010 №920-П «Об утверждении положения о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения на территории Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера межмуниципального и регионального характера», Постановление Правительства Пермского края от 13.03.2012 №117-п «О силах и средствах территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Пермского края», Приказ МЧС России от 23.12.2005 №999 «Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований».

Согласно Устава Верещагинского муниципального района (п.3 ст.2) территорию муниципального района образуют территории следующих сельских поселений: Бородульское сельское поселение, Вознесенское сельское поселение Зюкайское сельское поселение, Нижнегалинское сельское поселение, Путинское сельское поселение, Сепычевское сельское поселение. Вопрос о создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения, не отнесён к вопросам местного значения (Закон Пермского края №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края»), поэтому отнесен к вопросам органов самоуправления муниципального района.

Судебным разбирательством установлено, что прокуратурой Верещагинского района Пермского края в ходе проверки исполнения требований законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, в сфере противодействия терроризма администрацией муниципального образования «Верещагинский муниципальный район» Пермского края установлено, что на территории Верещагинского городского поселения действует два аварийно-спасательных формирования, созданных на базе Краснокамского филиала ЗАО «Газпром Газораспределение Пермь» и ПЧ №76 23-ОППС, также на территории района добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и тушении пожара и проведение аварийно-спасательных работ на соответствующих территориях. В МУП «Водоканал», МУП «Верещагинские тепловые сети», ООО «Служба заказчика», ООО «Домоуправление» созданы аварийно-восстановительные бригады. Аварийно-спасательные служба и (или) аварийно-спасательные формирования, необходимость создания которых предусмотрена Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ отсутствуют, что не позволяет должным образом принимать исчерпывающие меры, направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

По результатам проверки 09.10.2018 в адрес администрации района вынесено представление об устранении нарушений законодательства в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций (л.д.33), вместе с тем меры к созданию аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования Верещагинского муниципального района не приняты, требования законодательства не исполнены, что влечет невозможность предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

То обстоятельство, что в настоящее время рассматривается вопрос об образовании Верещагинского городского округа, не освобождает административного ответчика от исполнения действующих требований законодательства и создания аварийно-спасательные служб и (или) аварийно-спасательные формирований на территории Муниципального района, куда включаются также сельские поселения (Бородульское сельское поселение, Вознесенское сельское поселение Зюкайское сельское поселение, Нижнегалинское сельское поселение, Путинское сельское поселение, Сепычевское сельское поселение).

Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Верещагинского района, в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Верещагинский муниципальный район» Пермского края, о признании незаконным бездействие по непринятию мер для создания аварийно-спасательных служб (формирований), возложении обязанности устранить нарушения законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера, в сфере противодействия терроризма, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-176, 178-180, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным бездействие муниципального образования «Верещагинский муниципальный район» выразившееся в непринятии мер для создания аварийно-спасательных служб или аварийно-спасательных формирований.

Возложить обязанность на муниципальное образование «Верещагинский муниципальный район» Пермского края в срок до 31 декабря 2019 года создать на территории муниципального образования «Верещагинский муниципальный район» аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения - 14.01.2019.

Судья       В.С.Анисимова

2а-54/2019 (2а-968/2018;) ~ М-985/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Верещагинского района
Ответчики
администрация Верещагинского муниципального района
Суд
Верещагинский районный суд
Судья
Анисимова В.С.
14.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.01.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
09.01.2019[Адм.] Судебное заседание
14.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее