Решение по делу № 2-1981/2017 ~ М-1466/2017 от 01.11.2017

Дело № 2-1981/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21декабря 2017 года г.Клинцы

Клинцовский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Данченко Н.В.,

при секретаре Шкред Е.П.,

с участием истца Купцова А.А., содержащегося в ФКУ ИК-<данные изъяты>, в режиме видеоконференц-связи в порядке ст. <данные изъяты> ГПК РФ,

представителя ответчика ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения <адрес>» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Купцова А. А.овича к ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения <адрес>» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л :

Истец обратился в суд с иском к ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения» о компенсации морального вредав размере <данные изъяты> рублей, за нарушение его прав.

Исковые требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь <данные изъяты> года включительно он проживал, учился и работал на территории <адрес>.

Указанное обстоятельство подтверждается вступившим в законную силу решением Лабытнангского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Распоряжением Правительства РСФСР -р от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» населенный пункт <адрес> отнесен к зоне отселения.

Законодательными актами СССР, РСФСР, а также Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», направленными на защиту прав и интересов в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, гражданам гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни, а также предоставление мер социальной поддержки.

К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, наряду с другими, перечисленными в Законе, относятся и граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей.

В соответствии с п. 11 ст. 24 указанного Закона, гражданам, указанным в п. п. 6, п.9 ч.1 ст. 13, органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.

Согласно совместному приказу Минздрава, МЧС России, Министерства Финансов РФ, специальное удостоверение единого образца выдается социальной защитой населения, и предъявитель такого удостоверения имеет право на компенсации и меры социальной поддержки, перечисленные в Законе, оказываемые, в том числе органом социальной защиты населения по месту жительства.

В силуст. 46 Закона гражданам и общественным объединениям Российской Федерации гарантируется своевременное получение полной и достоверной информации по вопросам, касающимся чернобыльской катастрофы, уровней загрязненности радионуклидами местностей, в которых они проживают (работают), степени загрязненности продуктов питания и имущества, а также других требований и условий соблюдения режима радиационной безопасности.Указанная информация предоставляется учреждениями (организациями), уполномоченными на это Правительством Российской Федерации.Должностные лица этих учреждений (организаций) несут ответственность за преднамеренное искажение или утаивание информации по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень мер социальной поддержки, предоставляемых гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы, предусмотрен ст. 20 Закона.

В соответствии со ст. 17 Закона, гражданам, указанным в п. 1 ч.1 ст. 13 Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 4,5,7,9,11 и 12 части 1 статьи 14, пунктом 2 части 1 и пунктом 2 части 3 статьи 15 Закона.

Контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется Правительством Российской Федерации, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, профессиональными союзами и общественными объединениями граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС или принимавших участие в ликвидации ее последствий.

В период с момента катастрофы на Чернобыльской АЭС, ДД.ММ.ГГГГ и до выхода Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (до ДД.ММ.ГГГГ) никаких мер социальной поддержки, установленных законодательными актами СССР и РСФСР, органом социальной защиты населения <адрес> ему не оказывалось, вред за риск, вследствие проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, не возмещался.

В период с момента принятия Закона ДД.ММ.ГГГГ и до его переселения в конце ноября 1991 года из зоны отселения в <адрес> края ответчиком также не оказывалось ему никаких мер социальной поддержки и не возмещалось никакого вреда за риск вследствие проживания на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, предусмотренных статьями 17 и 20 Закона.

Ответчик утаил от него информацию об имеющемсяу него как лица,подвергшегося воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, правах, установленных как законодательными актами СССР и РСФСР, так и Российской Федерации, своевременно не оформил и не выдал ему по месту жительства специальное удостоверение единого образца, являющегося основанием для оказания мер социальной поддержки при его предъявлении.

О существовании у него прав в области социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы он случайно узнал из ответа Минздрава РФ в июне 2015 года. До этого времени ему никто не разъяснял его прав в этой области, удостоверение единого образца ему выдал Департамент социальной защиты населения ЯНАО только ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 30 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС, и только после этой даты ему стала оказываться социальная помощь.

На момент катастрофы на Чернобыльской АЭС он был несовершеннолетним, и полученная доза радиации не могла не отразиться на его здоровье, в связи с чем, в мерах социальной поддержки он нуждался изначально.

Утаивание ответчиком информации об установленных законодательными актами компенсациях, возмещениях вреда и мерах социальной поддержки граждан, неоказание в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 1991 года включительно установленных законодательными актами мер социальной поддержки, невыплата вреда за риск вследствие проживания на территории зоны отселения, невыдача своевременно специального удостоверения и неоказание других мер социальной поддержки повлекло нарушение его прав, создало условия, затрудняющие обустройство на новом месте жительства, наложило на него дополнительные финансовые затраты, связанные как со временем проживания в зоне отселения так и с переездом из этой зоны, и породило в нем чувство угнетенности и расстройство здоровья.

Таким образом, орган социальной защиты населения <адрес> нанес ему как материальный ущерб, так и причинил моральный вред.

Полагает, что причиненный в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 1991 года моральный вред, связанный с нарушением его конституционного права на благоприятную окружающую среду и на социальное обеспечение, так и с незаконными бездействиями ответчика по делу в области исполнения законодательных актов о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, может быть компенсирован денежной суммой в размере 660000 рублей, которую просит взыскать с ответчика.

В судебном заседании, истецКупцов А.А., исковые требования поддержал, дополнив, что на период ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес> с матерью и братом. Когда выехал из зоны радиоактивного загрязнения, ему было 20 лет. На период проживания, по вопросу выдачи удостоверения и получения мер социальной поддержки он не обращался.

В 2015 году он обращался в отдел социальной защиты <адрес>, но получил разъяснение о необходимости обращения по месту жительства, где и получил в 2016 году удостоверение установленного образца, подтверждающее его право на получение мер социальной поддержки.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в ИК-4 УФСИН России по <адрес>, в связи с чем был ограничен в возможности самостоятельно получать информацию о своих правах, а действующее на этот период времени законодательство, в том числе Конституция РСФСР, не предусматривало право граждан на получение информации.

В этой связи бездействие отдела социальной защиты населения <адрес>, связанное с неразъяснением его прав и не предоставлением мер социальной поддержки, нарушают его права.

Представитель ответчика ГКУ <адрес> «Отдел социальной защиты населения <адрес>» ФИО5, исковые требования не признала, указала, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер. Истец не представил доказательств, что в спорный период обращался за предоставлением мер социальной поддержки. Довод о том, что истцу не было известно о положениях закона, а также об утаивании от него информации, не могут быть признаны обоснованными, поскольку законы и иные нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, в том числе и ЗаконРСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", действовавший на период, заявленный истцом. Незнание истцом положений закона не свидетельствует о противоправных действиях ответчика, влекущих его ответственность.

Представитель третьего лица Министерства Финансов РФ ФИО6 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования Купцова А.А. считает не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств причинения физических и нравственных страданий.

Представитель третьего лица Департамента строительства и архитектуры <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования Купцова А.А. считала не подлежащими удовлетворению, поскольку гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», выдаются специальные удостоверения, оформление и выдача которых носит заявительный характер.

Представитель Ущерпского сельского поселения <адрес> в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения и доводы истца, представителя ответчика, письменные возражения представителей третьих лиц, изучив материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность исследованных в судебном заседании доказательств в отдельности, а также достаточность и их взаимную связь в совокупности, суд приходит к следующему:

Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК РФ, одним из которых является требование о компенсации морального вреда.

Согласно пункту 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.

Как указано в абзаце втором статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Для применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются обстоятельства, связанные с тем, что потерпевший перенес физические или нравственные страдания в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ему нематериальные блага, при этом на причинителе вреда лежит бремя доказывания правомерности его поведения, а также отсутствия его вины.

Совокупность нарушений прав истца, изложенная в заявленных им требованиях указывает, что они были выражены в бездействии ответчика, как государственного органа, осуществляющего реализацию мер социальной поддержки, лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС, по своевременному и надлежащему уведомлению истца о предоставляемых государством гарантиях лицам, имеющим право на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Также истец ссылается на утаивание ответчиком информации, об установленных нормативными актами СССР, РСФСР и РФ компенсациях и льготах, послужившее основанием нарушения его прав.

Судом отклоняется указанный довод истца исходя из следующего:

Правовое регулирование прав граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, было введено Законом СССР от ДД.ММ.ГГГГ (утратившего свое действие в связи с принятием ДД.ММ.ГГГГ Соглашения «О создании содружества независимых государств» ), и Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

До принятия указанных правовых актов, правового регулирования правоотношений, связанных с возмещением вреда, причиненного в результате аварии на Чернобыльской АЭС, государством не осуществлялось.

Согласно ст.3 ФЗ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в редакции действовавшей в 1991 году, гражданам РСФСР гарантируется государством полное возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за проживание и работу на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате этой катастрофы, путем предоставления компенсаций и льгот.

В силу ч.6 ст. 13 граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития отнесены к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Как установлено материалами дела Купцов А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с <данные изъяты> года проживал в <адрес>, отнесенного Распоряжением Правительства РСФСР -р от ДД.ММ.ГГГГ к зоне проживания с правом на отселение.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что Купцов А.А., имел право на получение мер социальной поддержки и возмещения вреда с момента вступления в силу Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, которое в силу Закона должно было быть подтверждено удостоверением единого образца.

Действующими на указанный истцом период положениями ст.24 вышеприведенного базового Закона было предусмотрено, что выдача специальных удостоверений, единого образца, гражданам, подвергшимся радиоактивному воздействию в результате чернобыльской катастрофы, осуществляетсяисполкомами местных Советов народных депутатов.

Закрепленный правовой механизм реализации права на предоставление мер социальной защиты, и возмещение вреда предусматривал, как ранее, так и в настоящее время возможность их получения и реализации только при непосредственном обращении гражданина в компетентный орган, то есть носит заявительный характер.

Таким образом, для получения предоставленных Законом мер социальной поддержки, Купцов А.А. будучи совершеннолетним, должен был самостоятельно обратиться за их получением.

Указанный выводсогласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1394-О-О, согласно которой, положения статей 14 и 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", устанавливая систему мер социальной поддержки граждан, добровольно выехавших из зоны отселения, действуют во взаимосвязи с нормой части одиннадцатой его статьи 24, предусматривающей, что этим гражданам выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки их пребывания в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

По смыслу указанных законоположений, удостоверение представляет собой формальное закрепление специального правового статуса гражданина, пострадавшего вследствие чернобыльской катастрофы, и подтверждает его право на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки.

Положения Закона наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на возмещение вреда и получение мер социальной поддержки и способствуют своевременному обращению граждан за предоставлением такого рода мер. Оценка же обстоятельств, которые препятствовали заявителю своевременно обратиться за выдачей удостоверения, равно как и проверка соблюдения предусмотренных законодательством сроков его изготовления и выдачи относятся к полномочиям судов общей юрисдикции и не входят в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, а также незаконность действий (бездействия) органа государственной власти, либо его должностного лица возлагается на истца. Истцы по требованию о компенсации морального вреда в связи с незаконными действиями должностных лиц не освобождены от обязанности по доказыванию обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. А именно, обязаны представить доказательства самого факта причинения морального вреда, а также наличие обстоятельств, обосновывающих размер требуемого к возмещению вреда, характер и объем причиненных физических и нравственных страданий.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, вопрос о том, являются ли конкретные обстоятельства, в том числе связанные отсутствием у истца информации о его правах, основанием для взыскания компенсации морального вреда, зависит от наличия вины в действиях причинителя вреда (органа социальной защиты населения) и причинно-следственной связи между его (причинителя) виновными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

Суд приходит к выводу, что истцом по делу, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено доказательств, подтверждающих факт обращения,как к ответчику, так и в иные органы реализующими права граждан на получение мер социальной поддержки и возмещение вреда в спорные периоды. Таким образом, виновных действия ответчика по делу не установлено.

Довод об утаивании ответчиком информации, повлиявшей на реализацию прав заявителя, судом отклоняется, учитывая, что в соответствии с действовавшим в указанный период Законом РСФСР N 89-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке опубликования и вступления в силу Законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" Законы РСФСР, другие акты Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР нормативного характера вступают в силу на всей территории РСФСР одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования (статья 3).

Указанные в настоящей статье сроки вступления актов в силу не применяются в тех случаях, когда Съездом народных депутатов РСФСР или Верховным Советом РСФСР при принятии акта установлен другой срок введения его в действие.

В соответствии с Постановлением ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ указанный Закон введен в действие с момента опубликования-ДД.ММ.ГГГГ, а в части норм, относящихся к пенсионному обеспечению, а также статьи 23 - с ДД.ММ.ГГГГ (опубликован в "Ведомостях СНД и ВС РСФСР" - ДД.ММ.ГГГГ).

Оценив представленные заявителем доказательства, суд приходит к выводу, что не предоставление Купцову А.А, мер социальной поддержки и возмещения вреда в заявленный им периодыс ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ноябрь 1991 года, на период его проживания в <адрес>, по причине не обращения заявителя в компетентный орган,не влечет нарушение прав истца, гарантированных законом, и само по себе является достаточным основанием для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, в связи с отсутствием виновных действий ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Купцова А. А.овича к ГКУ <адрес> « Отдел соцальной защиты населения <адрес>» о взыскании компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Клинцовский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Решение суда ДД.ММ.ГГГГ оглашено в резолютивной части.

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья - Данченко Н.В.

2-1981/2017 ~ М-1466/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Купцов Алексей Александрович
Ответчики
ГКУ "ОСЗН Клинцовского района"
Другие
Министерство Финансов РФ
Суд
Клинцовский городской суд
Судья
Данченко Николай Валерьевич
01.11.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.11.2017[И] Передача материалов судье
03.11.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.11.2017[И] Подготовка дела (собеседование)
24.11.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2017[И] Судебное заседание
26.12.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2018[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.02.2018[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
09.02.2018[И] Судебное заседание
26.02.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2018[И] Дело оформлено
14.05.2018[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее