Судья Витухина О.В. |
№ 33-3276/2015 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2015 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Степановой Т.Г. и Савельевой Н.В.
при секретаре Чесноковой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июня 2015 г. по иску прокурора города Сортавала в интересах Кордюкова Ю.П. к государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия об обязании обеспечить средствами реабилитации.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой г.Сортавала проверки установлено, что Кордюков Ю.П. является инвалидом (...) группы по общему заболеванию, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от (...) в качестве технических средств реабилитации для Кордюкова Ю.П. предусмотрено обеспечение подгузниками для взрослых в количестве (...) штук в месяц. По условиям индивидуальной программы реабилитации обеспечение Кордюкова Ю.П. в (...) году должно было составить (...) подгузников для взрослых, в истекшем (...) году – (...) подгузников для взрослых. По состоянию на (...) Кордюков Ю.П. обеспечен средствами реабилитации за (...) год, истекший период (...) года не в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, прокурор просил обязать ответчика обеспечить Кордюкова Ю.П., средствами реабилитации инвалидов: подгузниками для взрослых, размер (...) (объем талии не менее (...)-(...) см), впитываемостью не менее (...) мл в количестве (...) штук за (...) год; (...) штук за (...) месяцев (...) года.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия обеспечить Кордюкова Ю.П., (...) года рождения, проживающего по адресу г. (...), ул.(...), д.(...), кв.(...), средствами реабилитации инвалидов: подгузниками для взрослых, размер (...) (объем талии не менее (...)-(...) см), впитываемостью не менее (...) мл., в количестве (...) штук за (...) год, (...) штук - за (...) месяцев (...) года, всего (...) штук. В удовлетворении остальной части требований отказал. С государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия в бюджет Петрозаводского городского округа взыскана государственная пошлина в размере (...) руб.
С решением суда не согласен ответчик, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы права, регулирующие спорные правоотношения. Ссылаясь на п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, полагает, что не является надлежащим ответчиком по делу. Отмечает, что выдача направлений на получение либо изготовление технического средства в отобранные уполномоченным органом для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд организации, обеспечивающие техническими средствами реабилитации инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, осуществляется последовательно согласно дате подачи ими заявлений. Ссылаясь на Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ, приказ Минтруда России от 24.05.2013 №215, которым регламентированы сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены, указывает, что уполномоченным органом должно быть выдано направление в 15-дневный срок с даты поступления заявления инвалида, а в случае если техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду, по каким-либо причинам, то уполномоченным органом может быть выплачена компенсация при условии их самостоятельного приобретения инвалидом в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 №57н. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе абсорбирующим бельем, подгузниками и специальными средствами при нарушении функции выделения за прошлый период не предусмотрено действующими нормативными правовыми актами, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор г.Сортавала просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Бокша Е.М. доводы жалобы поддержала.
Прокурор Шлямин А.А. возражал против доводов жалобы.
Заслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Кордюков Ю.П. является инвалидом (...) группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой серия МСЭ-(...) №(...).
(...) Кордюков Ю.П. обратился с заявлением о предоставлении средств реабилитации. На основании указанного заявления и индивидуальной программы реабилитации от (...) Кордюков Ю.П. состоит на учете в ГУ-РО Фонда социального страхования РФ по Республике Карелия.
Согласно условиям индивидуальной программы реабилитации от (...) Кордюков Ю.П. подлежит обеспечению техническими средствами ухода - подгузниками для взрослых, размер (...) (объем талии не менее (...)-(...) см), впитываемостью не менее (...) мл, в количестве (...) штук в месяц.
Кордюкову Ю.П. в (...) году было выделено подгузников (...) штук (акт приема-передачи технических средств реабилитации № (...)), в (...) году - (...) штук (акт приема-передачи технических средств реабилитации № (...) ((...) штук), №(...) ((...) штук), №(...) ((...) штук), № (...) ((...) штук), в (...) году - (...) штук (акт приема-передачи технических средств реабилитации №(...)).
На основании приказа от (...) ГУ-РО Фонда социального страхования РФ по Республике Карелия Кордюкову Ю.П. произведена компенсационная выплата за приобретение технических средств реабилитации (подгузники в количестве (...) штук) на сумму (...) руб. На основании приказа от (...), от (...) произведена компенсационная выплата за приобретение технических средств реабилитации (подгузники в количестве (...) штук) на общую сумму (...) руб., а также выплачена компенсация за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации (подгузников в количестве (...) штук) на сумму (...) руб.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее также - ФЗ №181), в соответствии со ст. 2 которого социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 9 ФЗ №181 реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ст.10 ФЗ №181 государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно п.22 Перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 №2347-р, к техническим средствам реабилитации, помимо прочего, относятся подгузники.
В соответствии со ст.11 ФЗ №181 индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В силу ст.11.1 ФЗ №181 финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ. Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
Согласно п. 3 указанных Правил обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (п. 4 Правил).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия).
С учетом изложенного выше, учитывая, что ответчик не оспаривал право Кордюкова Ю.П. на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с выданной индивидуальной программой реабилитации инвалида, установив факт того, что в полном объеме средства реабилитации (подгузники в количестве (...) штуки за (...) год и (...) месяцев (...) года предоставлены не были, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск, возложив на ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия обязанность обеспечить Кордюкова Ю.П. средствами реабилитации инвалидов: подгузниками для взрослых, размер (...) (объем талии не менее (...)-(...) см), впитываемостью не менее (...) мл в количестве (...) штук за (...) год, (...) штук - за (...) месяцев (...) года, всего (...) штук.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности выдачи технических средств реабилитации, в том числе абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушении функции выделения за прошлый период являются несостоятельными, основанными на неверном применении норм права. Истечение срока, за который Кордюкову Ю.П. следовало предоставить указанное количество подгузников, не свидетельствует о том, что предусмотренная законом обязанность уполномоченного органа по обеспечению инвалида техническими средств реабилитации исполнена или прекращена, а также прекращено соответствующее право инвалида на получение указанных средств в натуре.
Не могут быть признаны состоятельными и доводы апелляционной жалобы, что ГУ-РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 №610, Министерство труда и социальной защиты РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов.
В соответствии с п.«ж» ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно п.10 ст.4 ФЗ №181 к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно ч.8 ст.11.1 ФЗ №181 финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, системное толкование обозначенных выше законоположений указывает на то, что именно ответчик обязан в силу закона обеспечить инвалида соответствующими техническими средствами реабилитации.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании доказательств, оценка которым дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 26 июня 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи