Решение по делу № 3а-50/2018 ~ М-17/2018 от 29.03.2018

Решение

Именем Российской Федерации

06 июля 2018 года, город Калуга

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Власова Е.В.,

при секретаре Деминой О.В.,

с участием прокурора Антиповой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ХОЛСИМ (РУС) Строительные материалы» об оспаривании отдельных положений Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146, и решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 «Об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения «Деревня Зудна», а также государственная собственность на которые не разграничена, и поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами»,

у с т а н о в и л :

Правительством Калужской области 18 марта 2015 года было издано постановление № 146 «О порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов» (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).

Данный нормативный акт был опубликован в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 53 Закона Калужской области «О нормативных правовых актах органов государственной власти Калужской области» на сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) 20 марта 2015 года, а также в газете «Весть документы» № 11 от 27 марта 2015 года (т<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).

В последующем в постановление Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146 вносились изменения постановлением Правительства Калужской области от 18 декабря 2017 года № 750 (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>), опубликованным на сетевом издании «Сайт «Газеты Калужской области «Весть» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.vest-news.ru) 19 декабря 2017 года, а также в газете «Весть документы» № 51 от 29 декабря 2017 года (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).

Сельской Думой сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области 07 июля 2015 года принято решение № 175 «Об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения «Деревня Зудна», а также государственная собственность на которые не разграничена, и поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами» (т.<данные изъяты>).

Данный нормативный акт был опубликован в соответствии с положениями пункта 1 статьи 49 Устава МО СП «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области в № 75-76 (8735-8736) газеты «Ферзиковские вести» и размещен 10 июля 2015 года на сайте газеты «Ферзиковские вести» www.ferzvesti.ru (т.<данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

В последующем в решение Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской от 07 июля 2015 года № 175 вносились изменения решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской от 30 октября 2015 года № 13 (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>), опубликованным в № 131 (8791) газеты «Ферзиковские вести» и размещенным 17 ноября 2015 года на сайте газеты «Ферзиковские вести» www.ferzvesti.ru (т.<данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

Акционерным обществом «Лафарж Цемент» 29 марта 2018 года в суд было предъявлено административное исковое заявление об оспаривании вышеуказанных нормативных правовых актов.

На основании определения суда от 24 мая 2018 года осуществлена замена административного истца в процессе – акционерного общества «Лафарж Цемент» на общество с ограниченной ответственностью «Холсим (Рус) Строительные материалы» (далее – ООО «Холсим (Рус) СМ» (т.<данные изъяты> л.д. <данные изъяты>).

При рассмотрении дела представитель по доверенности ООО «Холсим (Рус) СМ» Дроздов П.В. уточнил заявленные требования (т.<данные изъяты> л.д. <данные изъяты>). Просил признать пункты 1,2,3,4 решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 «Об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения «Деревня Зудна», а также государственная собственность на которые не разграничена, и поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами» не действующими со дня их принятия в части не включения в их содержание положений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и положений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

Также просил признать пункты 1,2,3,4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146, не действующими со дня их принятия в части не включения в их содержание положений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и положений, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

В содержании поданного административного иска, а также заявлений об уточнении и дополнении оснований административного иска и в объяснениях при разбирательстве дела в суде со стороны представителя ООО «Холсим (Рус) СМ» по доверенности Дроздова П.В. приведены следующие доводы в обоснование заявленных требований. Указано, что ООО «Холсим (Рус) СМ», являясь правопреемником АО «Лафарж Цемент», использует предоставленные последнему по договору аренды земельных участков № 26 от 29 апреля 2011 года земельные участки в районе <адрес> <адрес> для добычи полезных ископаемых. Арендная плата по указанному договору (А) рассчитывается по формуле, предусмотренной постановлением Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146, путем умножения ставки арендной платы (С) на кадастровую стоимость земельного участка (К) на поправочный коэффициент (П) на индексы потребительских цен (И1 х…хИn) (то есть по формуле А = С х К х П х И1 х…хИn). Коэффициенты ставки арендной платы (С) и поправочный коэффициент (П) из указанной формулы определяются на основании решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 и составляют, соответственно, 2 и 8. За 2016 год на основании постановления Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146 и решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 ежегодная плата за арендуемые земельные участки по договору № 26 от 29 апреля 2011 года рассчитана путем умножения кадастровой стоимости земельных участков (21366129 руб. 96 коп.) на ставку арендной платы (2 процента) на поправочный коэффициент (8) на годовые индексы потребительских цен (115 процентов) и составляет 3948461 руб. Однако такой основанный на оспариваемых нормативных правовых актах механизм расчета арендной платы противоречит положениям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, закрепляющим иной механизм расчета арендной платы за земельные участки, предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами. При этом указано, что в силу пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанной для предоставленных для таких же целей земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В соответствии подпунктом «д» пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, арендная плата для земельного участка, предоставленного недропользователю для проведения работ, связанных с пользованием недрами, составляет 2 процента кадастровой стоимости земельного участка. По мнению административного истца, такие же положения о расчете арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной неразграниченной собственности, предоставленные недропользователям для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должны были быть включены и в оспариваемые нормативные правовые акты, а арендная плата по договору от 29 апреля 2011 года должна определяться в размере 2 процентов от кадастровой стоимости арендуемых земельных участков и составить за период 2016 года 427322 руб. 59 коп. В административном иске указано, что вследствие определения арендной платы административному истцу по договору № 26 от 29 апреля 2011 года с применением формулы А = С х К х П х И1 х…хИn, предусмотренной постановления Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146, и с применением при ее расчете ставки арендной платы (С) и поправочного коэффициента, предусмотренных решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175, размер платы оказался завышенным и установленным не в соответствии с требованиями законодательства. Вследствие этого нарушаются права административного истца.

При рассмотрении дела в суде представитель по доверенности ООО «Холсим (Рус) СМ» Дроздов П.В. просил заявленные требования удовлетворить. Уточнил, что ООО «Холсим (Рус) СМ» не ставит в целом под сомнение определенную органом государственной власти субъекта Российской Федерации формулу расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а просит признать оспариваемые частично названные нормативные правовые акты в той мере, в какой содержащиеся в них положения позволяют устанавливать арендную плату за земельные участки, предоставленные в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в размере, превышающем размер арендной платы, рассчитанный в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставленных в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Представитель Правительства Калужской области по доверенности Сорокин В.О. просил заявленные требования оставить без удовлетворения, указывая, что оспариваемое постановления Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146 принято по предмету ведения Правительства Калужской области с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, а его оспариваемые административным истцом положения нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области по доверенности Ельцов С.В. просил административное исковое заявление оставить без удовлетворения.

Представители Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской в судебное заседание не явились, в письменном отзыве на административный иск заявлено несогласие с требованиями административного истца.

Исследовав представленные доказательства, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора Антиповой Е.Ю., суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:

1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;

3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 данного Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Вышеприведенные положения федерального законодательства не содержат положений о том, что порядок для расчета арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами, должен быть таким же, как и порядок для расчета арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставленных в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Правительство Российской Федерации постановлением от 16 июля 2009 года № 582 утвердило основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;

принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться;

принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 Министерством экономического развития Российской Федерации были разработаны и Приказом от 29 декабря 2017 года № 710 утверждены Методические рекомендации по применению предусмотренных названным постановлением Правительства Российской Федерации основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – Методические рекомендации).

Пунктом 9 Методических рекомендаций предусмотрено, что реализация принципа предсказуемости расчета арендной платы возможна посредством включения в порядок определения размера арендной платы положений, раскрывающих непосредственно механизм расчета такой платы, например, в виде методики или формулы.

Пунктом 10 Методических рекомендаций предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы может основываться на ставках арендной платы, а также на повышающих или понижающих коэффициентах, применяемых в случаях, предусмотренных порядком определения арендной платы.

Из пункта 11 Методических рекомендаций следует возможность применения в расчете арендной платы коэффициента инфляции (за исключением года изменения кадастровой стоимости арендуемого земельного участка).

Оспариваемое постановление Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146 устанавливает Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (пункт 1).

Суд приходит к выводу о том, что данный нормативный правовой акт принят с соблюдением правил о компетенции, предусмотренных подпунктом 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемый пункт 1 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов (далее - Порядок определения размера арендной платы), утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146, имеет следующее содержание:

1. Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, определяется по следующей формуле:

А = С x К x П x И1 x...x Иn,

где А - размер арендной платы;

С - ставка арендной платы;

К - кадастровая стоимость земельного участка;

П - поправочный коэффициент;

И1 x...x Иn - индексы потребительских цен за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель.

Из содержания приведенных выше положений пункта 1 Порядка определения размера арендной платы следует, что в нем приведена формула определения размера арендной платы, раскрывающая непосредственно механизм расчета такой платы.

Используемые в формуле составляющие: ставка арендной платы (С); кадастровая стоимость земельного участка (К); поправочный коэффициент (П); индексы потребительских цен за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель (И1 x...x Иn) представляют собой объективно необходимые элементы для определения размера арендной платы с учетом принципов экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы. Возможность определения арендной платы за земельные участки на основании формулы, включающей в себя указанные составляющие, подтверждается содержанием вышеуказанных положений пунктов 9-11 Методических рекомендаций.

Сведения о составляющих элементах приведенной в пункте 1 Порядка определения размера арендной платы формулы приведены в пунктах 2-4 Порядка определения размера арендной платы. Также в пунктах 2,3 определены границы ставок арендной платы и поправочных коэффициентов, используемых для установления арендной платы, а также приведены сведения о том, что ставки арендной платы и поправочные коэффициенты за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами, уполномоченными на распоряжение такими участками.

На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемые пункты 2-4 Порядка определения размера арендной платы имеют следующее содержание:

2. Ставки арендной платы устанавливаются в процентах исходя из категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования специально уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по управлению и распоряжению государственной собственностью Калужской области; за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками.

При этом указанные ставки арендной платы устанавливаются в пределах от 0,01 до 2,0 процента.

3. Поправочные коэффициенты, учитывающие категории лиц, являющихся арендаторами, устанавливаются в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, использующих земельные участки для предпринимательской деятельности, в зависимости от их вида деятельности на данном земельном участке, а также в отношении отдельных категорий граждан, использующих земельные участки для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Поправочные коэффициенты устанавливаются в отношении земель, находящихся в государственной собственности Калужской области, специально уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области по управлению и распоряжению государственной собственностью Калужской области; за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - органом, уполномоченным на распоряжение такими земельными участками.

При этом указанные поправочные коэффициенты устанавливаются в пределах от 0,1 до 10.

В случае, когда поправочный коэффициент не установлен в отношении какой-либо категории лиц, он принимается равным единице.

При осуществлении на земельном участке нескольких видов деятельности устанавливается наибольший поправочный коэффициент из применяемых в отношении каждого вида деятельности.

4. При расчете размера арендной платы применяется индекс потребительских цен за период с января по декабрь отчетного года в процентах к соответствующему периоду предыдущего года, рассчитанный по Калужской области Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Калужской области и размещенный на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/).

В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года, приведен правовой подход, согласно которому с 01 марта 2015 года при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований, подлежат применению положения пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающие случаи, при наличии которых размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель.

К числу случаев, при наличии которых размер арендной платы за все публичные земли не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, относятся случаи, когда арендуемые земельные участки предоставлены для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

В пункте 1 оспариваемого административным истцом Порядка определения размера арендной платы прямо указано на то, что приведенная в нем формула для определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, применяется за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. Таким образом, содержащиеся в пунктах 1-4 Порядка определения размера арендной платы положения не создают препятствий для установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в размере, не превышающем размер арендной платы, рассчитанный в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставленных в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

Вышеизложенное дает основания для вывода о том, что оспариваемые административным истцом положения пунктов 1-4 Порядка определения размера арендной платы не противоречат указанным им положениям пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582.

На момент принятия Сельской Думой сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области решения от 07 июля 2015 года № 175 к компетенции этого органа местного самоуправления сельского поселения с учетом положений подпунктов 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 2 и 3 Порядка определения размера арендной платы, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ) относилось определение порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, а также установление ставок арендной платы и поправочных коэффициентов за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Суд приходит к выводу о том, что решение Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 «Об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения «Деревня Зудна», а также государственная собственность на которые не разграничена, и поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами» принято с соблюдением правил о компетенции, предусмотренных действовавшими на момент принятия этого нормативного правового акта вышеуказанными правовыми нормами.
На момент рассмотрения настоящего административного дела оспариваемый пункт 1 решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 «Об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения «Деревня Зудна», а также государственная собственность на которые не разграничена, и поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами» (далее – Решение об установлении ставок арендной платы) имеет следующее содержание:

1. Установить, что размер арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения «Деревня Зудна», предоставленные в аренду без торгов, определяется по формуле:

А = С x К x П x И1 x...x Иn,

где А - размер арендной платы;

С - ставка арендной платы;

К - кадастровая стоимость земельного участка;

П - поправочный коэффициент;

И1 x...x Иn – годовые индексы потребительских цен за период, прошедший с момента утверждения соответствующих результатов кадастровой оценки земель.

В пункте 2 Решения об установлении ставок арендной платы предусмотрено установление процентных ставок, применяемых для расчета арендной платы в год от кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования сельского поселения «Деревня Зудна», исходя из категории земель, к которой отнесен земельный участок и его разрешенного использования. При этом конкретные величины ставок изложены во взаимосвязанных с пунктом 2 пунктах 2.1 – 2.9 Решения об установлении ставок арендной платы.

Пунктом 2.7 Решения об установлении ставок арендной платы предусмотрена ставка – 2 процента в отношении земельных участков, предоставленных для размещения временных сооружений торговли, общественного питания, бытового обслуживания, объектов сотовой связи, промышленных объектов, а также предоставленных для размещения рекламы.

В пункте 3 Решения об установлении ставок арендной платы предусмотрено установление поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами, используемых при расчете размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования «Деревня Зудна». При этом конкретные величины поправочных коэффициентов изложены во взаимосвязанных с пунктом 3 пунктах 3.1 – 3.3 Решения об установлении ставок арендной платы.

Подпунктом «и» пункта 3.2 Решения об установлении ставок арендной платы предусмотрено, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих земельные участки для предпринимательской деятельности, поправочный коэффициент при осуществлении деятельности по добыче полезных ископаемых (код ОКВЭД 14) устанавливается равным 8.

Из дела видно, что акционерному обществу «Лафарж Цемент» выдавалась лицензия на право пользования недрами, предусматривающая право пользования недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых Борщевского комплексного месторождения (т.3 л.д.84-87).

Также из дела видно, что 29 апреля 2011 года между обществом «Лафарж Цемент» и администрацией муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области был заключен договор аренды земельных участков № 26 от 29 апреля 2011 года, предусматривающий передачу арендатору земель общей площадью 2108224 кв.м в районе <адрес>, предназначенных для использования «для размещения карьера по добыче полезных ископаемых Борщевского комплексного месторождения и его инфраструктуры» (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>). Расчет арендной платы по указанному договору за 2016 год осуществлен со ссылкой на постановление Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146 и решение Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>). Арендная плата определена путем умножения ставки арендной платы (С) на кадастровую стоимость земельного участка (К) на поправочный коэффициент (П) на индексы потребительских цен (И1 х…хИn) (то есть по формуле А = С х К х П х И1 х…хИn). Ставка арендной платы (С) и поправочный коэффициент (П) из указанной формулы приняты равными, соответственно, 2 и 8, со ссылкой на пункт 2.7 и подпункт «и» пункта 3.2 решения Сельской Думы сельского поселения «<адрес>» <адрес> <адрес> <адрес> от 07 июля 2015 года № 175.

В отличие от положений пункта 1 Порядка определения размера арендной платы, оспариваемые положения пункта 1 Решения об установлении ставок арендной платы не содержат указания на то, что применение приведенной в этом пункте формулы для определения размера арендной платы за земельные участки исключается в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Кроме того, в подпункте «и» пункта 3.2 предусмотрено установление поправочного коэффициента - 8 за земли, используемые для добычи полезных ископаемых, что предполагает определение арендной платы по указанному Решению от 07 июля 2015 года № 175 за земельные участки, предоставленные в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами, по формуле А = С х К х П х И1 х…хИn. Суд соглашается с вышеуказанными доводами административного истца о том, что вследствие применения этой формулы с учетом коэффициентов, указанных в Решении об установлении ставок арендной платы от 07 июля 2015 года № 175, размер арендной платы за земли, предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, для лиц, не являющихся арендаторами земельных участков, находящихся в федеральной собственности, оказывается выше, чем для лиц, арендующих земельные участки, предоставленные для аналогичных целей, находящиеся в федеральной собственности.

Эти доводы административного истца основаны на представленных доказательствах и при рассмотрении дела ни кем не опровергнуты.

Вышеизложенное дает основания для вывода о том, что оспариваемые административным истцом положения пунктов 1,2,3,4 Решения об установлении ставок арендной платы от 07 июля 2015 года № 175 противоречат указанным им положениям пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации и положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582, в той мере в какой содержащиеся в них нормативные положения позволяют устанавливать арендную плату за указанные в этом решении органа местного самоуправления земельные участки, предоставленные в аренду без торгов для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в размере, превышающем размер арендной платы, рассчитанный в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предоставленных в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами.

В силу части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд отказывает в требованиях о признании не действующими оспариваемых административным истцом положений     Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Калужской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Калужской области от 18 марта 2015 года № 146, поскольку они соответствуют нормативным установлениям, имеющим большую юридическую силу.

Суд удовлетворяет требования о признании не действующими оспариваемых административным истцом положений    решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175, поскольку они не соответствуют нормативным установлениям, имеющим большую юридическую силу.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В связи с тем, что оспариваемое по настоящему делу решение Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 применялось до разрешения административного спора в суде и на основании этого акта реализовывались права граждан и организаций, суд признает оспариваемые положения указанного решения представительного органа местного самоуправления недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд не находит состоятельными приводившиеся при рассмотрении дела доводы о наличии оснований для прекращения производства по делу в части требований административного иска об оспаривании отдельных положений решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175.

Действительно, положения пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года № 334-ФЗ) предусматривают, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района. В суд представлено решение Ферзиковского районного собрания от 08 февраля 2017 года № 82, регулирующее установление ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального района «Ферзиковский район», а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, распространяющее действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2017 года (т.<данные изъяты> л.д.<данные изъяты>).

При рассмотрении дела установлено, что на основании решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 был осуществлен подсчет размера арендной платы для акционерного общества «Лафарж Цемент», права которого по договору от 29 апреля 2011 года № 26 перешли к ООО «ХОЛСИМ (Рус) СМ» (т<данные изъяты>). При рассмотрении дела представитель администрации муниципального района «Ферзиковский район» по доверенности ФИО9 указал, что несмотря на принятие решения Ферзиковского районного собрания от 08 февраля 2017 года № 82 «Об установлении ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности или в распоряжении муниципального района «Ферзиковский район» до разграничения государственной собственности на землю, и поправочных коэффициентов, учитывающих категории лиц, являющихся арендаторами», арендную плату по договору от 29 апреля 2011 года № 26 планируется рассчитывать с применением коэффициентов, предусмотренных решением Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175. Таким образом, поскольку положения решения Сельской Думы сельского поселения «Деревня Зудна» Ферзиковского района Калужской области от 07 июля 2015 года № 175 значимы для регулирования вопросов о правах участников по договору от 29 апреля 2011 года № 26, основания для прекращения производства по делу в части оспаривания данного решения органа местного самоуправления отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175,176,177,180,215 КАС Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ 1,2,3,4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 07 ░░░░ 2015 ░░░░ № 175 «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░», ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 1,2,3,4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░ 2015 ░░░░ № 146, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

3а-50/2018 ~ М-17/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО «ХОЛСИМ (РУС) Строительные материалы»
Прокуратура Калужской области
Ответчики
Правительство Калужской области
Сельская Дума сельского поселения "Деревня Зудна" Ферзиковского района Калужской области
Другие
Администрация муниципального района «Ферзиковский район» Калужской области
Дроздов П.В.
Суд
Калужский областной суд
Судья
Власов Евгений Васильевич
29.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
30.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
25.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
22.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
24.05.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
15.06.2018[Адм.] Судебное заседание
22.06.2018[Адм.] Судебное заседание
26.06.2018[Адм.] Судебное заседание
03.07.2018[Адм.] Судебное заседание
05.07.2018[Адм.] Судебное заседание
06.07.2018[Адм.] Судебное заседание
09.07.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.07.2018[Адм.] Дело оформлено
09.07.2018[Адм.] Дело передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее