Дело № 2а-53(2019)
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Никитиной Л.Ю.
при секретаре Сосуновой М.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области
«31» января 2019 года дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Лаптеву Ивану Сергеевичу о взыскании транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
у с т а н о в и л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области обратилась в Кинешемский городской суд с административным иском к Лаптеву Ивану Сергеевичу о взыскании
транспортного налога за 2015 год в размере 3000 рублей,
пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 16 октября 2015 года в размере 10 рублей 52 копейки, в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015 год за период с 02 декабря 2016 года по 20 декабря 2016 года в размере 19 рублей,
пени в связи с несвоевременной оплатой задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 16 октября 2015 года в размере 41 копейки,
а всего 3029 рублей 93 копеек.
Определением Кинешемского городского суда от 31 января 2019 года принят отказ административного истца от административного иска в части взыскания пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 16 октября 2015 года в размере 10 рублей 52 копейки, пени в связи с несвоевременной оплатой задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 16 октября 2015 года в размере 41 копейки, а всего на сумму 10 рублей 93 копейки; производство по делу в данной части прекращено.
Административный иск обоснован следующим: согласно информации РЭО ГИБДД МО МВД РФ «Кинешемский» за Лаптевым И.С. зарегистрирован автомобиль легковой БМВ 520, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак №, в связи с чем он является плательщиком транспортного налога. Срок уплаты транспортного налога за 2015 год – не позднее 01 декабря 2016 года.
С целью уплаты налога налогоплательщику, в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ, было направлено налоговое уведомление, в котором была указана сумма налога, подлежащая уплате. Так как налогоплательщик обязанность по уплате налога не исполнил, ему, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, были начислены пени за каждый календарный день допущенной просрочки. В соответствии со ст. 69,70 Налогового кодекса РФ, налогоплательщику было направлено требование от 21 декабря 2016 года № 7346 об уплате налога и пени. До настоящего времени указанное требование не исполнено.
Одновременно с административным исковым заявлением истцом - Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области представлено заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу административного искового заявления, согласно которому при проведении в декабре 2017 года должностными лицами МИФНС России № 5 по Ивановской области анализа в подсистеме АИС «Налог – 3» в задаче «Контроль и статистика» «Пропущен срок взыскания за счет имущества по ст. 48 Налогового кодекса РФ» выявлен ряд плательщиков-мигрантов, которые не были своевременно включены в кандидаты на взыскание по ст. 48 Налогового кодекса РФ по причине передачи задолженности из других налоговых органов в связи с изменением места жительства плательщика, по требованиям с истекшим сроком взыскания. Должники переданы с задолженностью по налогам, в том числе возникшей по состоянию на 01 января 2015 года и подлежащей списанию в связи с Федеральным Законом от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации. В связи с отсутствием работы выше указанного аналитического сегмента в подсистеме АИС «Налог – 3» до декабря 2017 года, а также с истребованием документов для взыскания по ст. 48 налогового кодекса РФ, пропущен срок для направления в суд заявления о взыскании. Таким образом, у Инспекции отсутствовала реальная возможность принятия в установленные сроки мер принудительного взыскания задолженности.
Представитель административного истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области Калинина Е.В. исковые требования и заявление о восстановлении срока на обращение в суд с административным иском поддержала по изложенным в заявлениях основаниям, суду дополнительно пояснила, что в отношении Лаптева И.С. в историю изменений сведений об учете налогоплательщика были ошибочно внесены изменения о том, что он был зарегистрирован по месту жительства в городе Новокузнецке Кемеровской области, данное обстоятельство было выявлено в декабре 2017 года, после чего осуществлялся подбор документов для обращения в суд с заявлением о взыскании - истребовали необходимые документы.
Административный ответчик Лаптев И.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом по адресу регистрации по месту жительства, судебные извещения возвращены в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с ч. 2 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Суд учитывает, что копия административного искового заявления, направлена Лаптеву И.С. налоговым органом по адресу регистрации по месту жительства в соответствии с ч. 7 ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Почты России, почтовое отправление не вручено адресату в связи с истечением срока хранения. Суд признает исполненной обязанность налогового органа вручить налогоплательщику копию направленного в суд искового заявления. О нахождении в производстве суда данного дела и времени судебного заседания Лаптев И.С. неоднократно уведомлялся судом по адресу регистрации по месту жительства в срок, достаточный для получения судебного извещения, подготовки к судебному заседанию и явки в суд, сведений о проживании по иному адресу не представил, в связи с чем суд признает, что судебные извещения не получены Лаптевым И.С. по причинам, зависящим от него, а уведомление административного ответчика Лаптева И.С. о времени и месте судебного заседания - надлежащим. Явка ответчика Лаптева И.С. в судебное заседание не признана судом обязательной.
Суд, с согласия представителя административного истца Калининой Е.В., считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Лаптева И.С.
Заслушав объяснения представителя административного истца Калининой Е.В., исследовав документы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Судом установлено, что в течение налогового периода 2015 года в собственности Лаптева И.С. находился автомобиль легковой БМВ 520, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, с двигателем мощностью 150 л.с., государственный регистрационный знак №.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налогового кодекса РФ), налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового Кодекса РФ.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в связи с наличием в собственности Лаптева И.С. выше указанного транспортного средства, являющегося объектом налогообложения, он является плательщиком транспортного налога.
В соответствии с п. 1 ст. 362 Налогового кодекса РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налоговая база по транспортному налогу в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 Налогового кодекса РФ).
Ставки транспортного налога на 2015 год установлены ст. 2 Закона Ивановской области № 88-ОЗ «О транспортном налоге» в редакции Закона Ивановской области от 18 ноября 2014 года № 89-ОЗ) и составляют для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно 20 рублей за 1 л.с.
Срок уплаты транспортного налога за 2015 года для налогоплательщиков - физических лиц установлен ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 02 декабря 2013 года № 334-ФЗ) – не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть не позднее 01 декабря 2016 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального Закона от 20 октября 2005 года № 131-ФЗ), налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса РФ, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
20 сентября 2016 года МИФНС России № 5 по Ивановской области в адрес Лаптева И.С. направлено налоговое уведомление № 107234713 от 04 сентября 2016 года об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 3 000 рублей в срок до 01 декабря 2016 года (л.д. 9,10).
В установленный законодательством срок Лаптевым И.С. задолженность по уплате транспортного налога за 2015 год исполнена не была. Сведений о наличии у Лаптева И.С. льгот по уплате транспортного налога суду не представлено.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить пеню, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
В силу п. 4 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса РФ, не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога налогоплательщику должно быть направлено требование об уплате налога, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Правила, установленные ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ, применяются также в отношении требований об оплате пеней, а также сроков направления требований об их уплате.
В связи с неисполнением Лаптевым И.С. обязанности по уплате транспортного налога за 2015 год МИФНС России № 5 по Ивановской области в его адрес 27 декабря 2016 года было направлено требование № 7346 об уплате налога, сбора, пени, штрафа (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 21 декабря 2016 года, которым одновременно начислена пеня в связи с несвоевременной уплатой налога и предложено в срок до 30 января 2017 года уплатить транспортный налог за 2015 год в размере 3 000 рублей и пеню в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015 год в период с 02 декабря 2016 года по 20 декабря 2016 года в сумме 19 рублей (л.д. 11-13).
Требование об уплате транспортного налога и пени Лаптевым И.С. не исполнено.
В соответствии со ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 5, 6 ст. 75 Налогового кодекса РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Принудительное взыскание пеней с физических лиц производится в судебном порядке.
Установленный налоговым законодательством шестимесячный срок на обращение в суд с иском о взыскании с Лаптева И.С. транспортного налога за 2015 год истек 31 июля 2017 года.
Анализируя доводы административного истца о причинах пропуска срока на обращение в суд, суд не усматривает обстоятельств, которые свидетельствовали об уважительности причин пропуска срока.
Суд не может принять во внимание представленную административным истцом «историю изменений сведений об учете физического лица в налоговом органе», согласно которой сведения о снятии Лаптева И.С. с учета в налоговом органе города Новокузнецка Кемеровской области внесены в базу налоговых органов лишь 26 мая 2016 года, при этом, согласно «истории изменений сведений об учете физического лица в налоговом органе», Лаптев И.С. поставлен на учет в налоговом органе по месту регистрации транспортного средства 20 ноября 2007 года по адресу объекта учета: <адрес> (л.д. 47). Сведений о том, когда в соответствующие налоговые базы, в том числе в ЕГРН, были фактически внесены данные об изменении места жительства налогоплательщика Лаптева И.С., что явилось основанием для передачи обязанностей по контролю за соблюдением им налогового законодательства, в том числе – в части направления налогоплательщику документов, необходимых для уплаты им имущественных налогов и обращения в суд с заявлением о взыскании налога, суду не представлено.
Согласно адресной справке МО МВД РФ «Кинешемский», по адресу фактического проживания в настоящее время (<адрес>) Лаптев И.С. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40). Налоговое уведомление и требование об уплате налога за 2015 год направлялось Лаптеву И.С. налоговым органом МИФНС России № 5 по Ивановской области по адресу регистрации Лаптева И.С., что свидетельствует о наличии у налогового органа необходимых данных для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2015 год и пене.
Доказательств наличия уважительных причин, по которым налоговый орган не обратился в суд с заявлением о взыскании с Лаптева И.С. задолженности по транспортному налогу за 2015 год и пени в кратчайшие сроки с момента выявления данной недоимки в декабре 2017 года, суду также не представлено.
Столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано ненадлежащей работой программного обеспечения.
Осуществление деятельности по взысканию налогов, в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации», является одной из главных задач налоговых органов.
Из правовой позиции, высказанной в Определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционным Судом Российской Федерации следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Таким образом, суд не усматривает оснований для восстановления административному истцу срока на обращение в суд с заявлением о взыскании. Пропуск истцом срока для обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о взыскании с Лаптева И.С. задолженности по транспортному налогу и пене.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о восстановлении срока на подачу административного иска о взыскании с Лаптева Ивана Сергеевича транспортного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
в удовлетворении административного иска о взыскании с Лаптева Ивана Сергеевича задолженности по уплате транспортного налога за 2015 год в размере 3000 рублей, пени на задолженность по транспортному налогу за 2015 год в период с 02 декабря 2016 года по 20 декабря 2016 года в размере 19 рублей, а всего в общей сумме 3019 рублей
о т к а з а т ь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.Ю.Никитина
Мотивированное решение составлено 05 февраля 2019 года.