№а-9360/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Уфа 13 декабря 2017 года
Кировский районный суд города Уфы в составе председательствующего судьи Соколовой И. Л., при секретаре Бикмеевой А. И.,
при участии административного истца Гареева А. Р., представителя административного истца Линника В. В.,
с участием представителя административного ответчика Управления земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа – Лысенко В. А., на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному иску Гареева А. Р. к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ № Г-10060, обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан осуществить подготовку и заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ФИО7
у с т а н о в и л :
Гареев А. Р. обратился в суд с названным административным иском, мотивируя требования тем, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером ФИО8, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: Отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, площадь 808 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Российская Федерация, Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, <адрес>, д. Искино. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой заключить соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ФИО6 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, <адрес>, д. Искино, <адрес>, площадью 1006 кв.м, согласно прилагаемой Схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № Г-10060 Гарееву А.Р. было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по следующим основаниям: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец просит признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ № Г-10060; обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан осуществить подготовку и заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ФИО9 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Административный истец извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, пояснил, что истец является собственником земельного участка в Искино, рядом имеется небольшой участок, который он фактически использует и не может использоваться другими. Он обратился с заявлением в УЗиО о том, чтобы этот земельный участок ему перераспределили, так как есть такая процедура в земельном кодексе РФ. Но УЗиО ему отказали, ссылаясь на параметры земельного участка.
Административный ответчик УЗиО Администрации городского округа город Уфа извещены надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Представитель административного ответчика УЗиО Администрации городского округа город Уфа Лысенко В. А. возражала против удовлетворения административного иска, поддержала доводы своего письменного отзыва. Пояснила, что имеются неприлегающие границы земельного участка на той схеме, отсутствуют минимальные отступы от границ земельного участка, не соответствуют утвержденным, перераспределение невозможно. Земельный участок увеличивается на 198 кв.м, на этом участке проходит проезд по кварталу, это противоречит проекту межевания квартала, так как невозможно образовать участок без нарушения норм земельного законодательства. Площадь и конфигурация увеличиваются, перераспределение земельных участков это перемещение границ, но не увеличение или изменение границ земельных участков. Площадь в которую входит площадь перераспределения как раз налагается на проезд к другому земельном участку.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" (далее КАС РФ), при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В статье 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации определены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно которым предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
На территории городского округа городского округа город Уфа действует Решение Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан».
В пункте 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ предусмотрены способы образования земельных участков: раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков, находящихся не только в частной собственности, а также их земель государственной или муниципальной собственности.
С ДД.ММ.ГГГГ введена в действие глава 5.1 Земельного кодекса РФ, предусматривающая возможность перераспределения не только земельных участков друг с другом, но также земельных участков и земель, находящихся в публичной (государственной или муниципальной) собственности. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Федеральным законодателем ограничен перечень случаев перераспределения земель, к ним отнесено, в том числе перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подп. 3 части 1 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату, размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Перераспределение земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основе соглашения, которое заключается с уполномоченными на распоряжение землями органами власти в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности предусмотрен статьей 39.29 Земельного кодекса РФ.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что административный истец на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером ФИО10, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи, площадь 808 кв.м., расположенный по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, д. Искино.
ДД.ММ.ГГГГ Гареев А. Р. обратился в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа РБ с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ФИО11, принадлежащего административному истцу на праве собственности, и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, д. Искино, <адрес>, площадью 1006 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа по заявлению административного истца в соответствии с п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ принято решение об отказе в перераспределении земельного участка по следующим основаниям: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных с. 11.9 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 9 ч. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае если: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В целях исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы и соблюдения требований по предельному (максимальному) размеру земельного участка, предусмотренных Решением Совета городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ», соглашение возможно заключить только в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка либо утвержденным проектом межевания территории.
Представленная административным истцом схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не отнесена законодателем к указанной землеустроительной документации, к которой предъявляются специальные требования, изложенные в статье 11.10 Земельного кодекса РФ.
Согласно Решению Совета городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ» постановка на кадастровый учет вновь образованного земельного участка осуществляется в соответствии со ст. 45 таблица №.
Согласно названной таблице минимальная площадь земельных участков в территориальной зоне Ж-1, где расположен земельный участок с кадастровым номером ФИО13 составляет 600 кв.м (под индивидуальное жилищное строительство) и 200 кв.м (под блокированную жилую застройку).
Суд признает обоснованными доводы представителя административного ответчика о том, что предоставленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует приведенным правилам, так как происходит вклинивание в другой земельный участок, что может привести к наличию земельного участка менее установленных минимальных размеров.
Также усматривается, что оспариваемый ответ не содержат каких либо препятствий административному истцу для реализации его прав путем предложения иной схемы земельных участков.
При этом, на административном истце лежит бремя доказывания факта нарушения его прав.
В нарушение ч. 2 ст. 62, ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, административный истец не доказал наличие двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При указанных выше обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Гареева Алексея Радифовича к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации Городского округа город Уфа о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ № Г-10060, обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан осуществить подготовку и заключение соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером ФИО12 и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, <адрес>, д. Некино, <адрес>, площадью 1006 кв.м., - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Соколова И. Л.