Решение по делу № 33а-112/2016 (33а-3122/2015;) от 18.12.2015

Судья Богомолова Ю.А. Дело № 33а-112/2016

Докладчик Качура И.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2016 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего

Качура И.О.,

судей

Лихачевой С.А., Неволиной Е.В.,

при секретаре

С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.А.Т., И. П.И. о признании недействующим Закона Сахалинской области от 08 июля 2015 года № 55-ЗО «О внесении изменений в статью 2 Закона Сахалинской области «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области»,

по частной жалобе К.А.Т., И. П.И. на определение Сахалинского областного суда от 11 ноября 2015 года о прекращении производства по административному делу.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., объяснения административного истца К.А.Т., поддержавшего частную жалобу по изложенным в ней доводам, представителя Сахалинской областной Думы С. И.А. и прокурора Ч. А,С., полагавшим определение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

13 ноября 2014 года Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области № 72-ЗО «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области», который 18 ноября 2014 года подписан губернатором Сахалинской области и опубликован в газете «Губернские ведомости» от 19 ноября 2014 года № 210(4618).

Статьей 2 указанного Закона предусмотрен порядок избрания и полномочия главы муниципального образования в Сахалинской области в зависимости от статуса муниципальных образований.

Частью 2 статьи 2 Закона Сахалинской области от 18 ноября 2014 года № 72-ЗО определено, что глава муниципального образования в Сахалинской области, наделенного статусом городского округа, избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.

Законом Сахалинской области от 08 июля 2015 года № 55-ЗО «О внесении изменений в статью 2 Закона Сахалинской области «О порядке формирования представительных органов муниципальных районов, а также о порядке избрания и полномочиях глав муниципальных образований в Сахалинской области» в статью 2 Закона от 18 ноября 2014 года № 72-ЗО внесены изменения и она изложена в следующей редакции:

«2. Глава муниципального образования в Сахалинской области, наделенного статусом городского округа, являющегося административным центром Сахалинской области, избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию.»

Кроме того, статья 2 Закона Сахалинской области № 72-ЗО дополнена частями 2-1 и 2-2 следующего содержания:

«2-1. Глава муниципального образования в Сахалинской области наделенного статусом городского округа, с численностью населения 35000 и боле человек (за исключением городского округа, являющегося административным центром Сахалинской области) избирается представительным органом данного муниципального образования из своего состава и исполняет полномочия его председателя.

2-2. Глава муниципального образования в Сахалинской области, наделенного статусом городского округа, с численностью населения менее 35000 человек, избирается на муниципальных выборах и возглавляет местную администрацию».

Закон Сахалинской области № 55-ЗО опубликован в газете «Губернские ведомости» 09 июля в № 118(4766) и вступил в силу с 20 июля 2015 года.

14 сентября 2015 года К.А.Т., И. П.И., жители муниципальных образований «Корсаковский городской округ» и «Холмский городской округ», обратились в Сахалинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Закона Сахалинской области от 08 июля 2015 года № 55-ЗО, сославшись на его противоречие части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации и пункту 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также на нарушение процедуры принятия нормативного правового акта, который принят по результатам двух чтений, без предварительного обсуждения в Корсаковском и Холмском районах. Полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт является прямой дискриминацией их избирательных прав и прав иных граждан, ставит реализацию права на прямые выборы глав муниципальных образований в зависимость от места жительства избирателей, чем нарушаются конституционные права на местное самоуправление. Установленный порядок избрания главы муниципального образования из состава депутатов представительного органа лишает избирателей права на выражение мнения путем открытых выборов. Кроме того, в Уставах муниципальных образований «Корсаковский городской округ» и «Холмский городской округ» закреплены нормы об избрании глав муниципальных образований прямым голосованием избирателей, что было определено референдумами по принятию уставов.

В судебном заседании К.А.Т., представитель административных истцов - Н. И.Ю. поддержали заявленные требования, представители Сахалинской областной Думы С. И.А., губернатора Сахалинской области С. П.В. возражали против их удовлетворения. Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлены.

Определением суда от 11 ноября 2015 года производство по делу прекращено на основании части 1 статьи 128, статей 194 и 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Суд мотивировал свой вывод тем, что К.А.Т. и И. П.И. оспаривается нормативный правовой акт, который к ним не применен, непосредственно административные истцы не являются субъектами правоотношений, регулируемых данным актом, в связи с чем не затрагивает их прав, свобод и законных интересов.

Обжалуя определение суда первой инстанции К.А.Т. и И. П.И. в частной жалобе просят его отменить и разрешить дело по существу, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также неверным применением норм материального права. Полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает их конституционные права на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления в Корсаковском и Холмском городских округах, поскольку вопрос об избрании мэра путем прямого голосования разрешен по результатам референдума, проведенного в 1996 году, участниками которого они являлись.

В письменных возражениях участвующих в деле прокурор Ж. Е.А., председатель Собрания Корсаковского городского округа А. Л.А., председатель Сахалинской областной Думы Е. В.И. просят оставить определение суда без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец И. П.И., его представитель Н. И.Ю., представители Губернатора Сахалинской области, Собрания Корсаковского городского округа, Собрания Холмского городского округа не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

На основании части 3 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия по административным делам Сахалинского областного суда не находит оснований для отмены определения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права и не предполагает возможность для гражданина, организации по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебного оспаривания. В соответствии со статьей 71 (пункт "о") Конституции Российской Федерации они определяются федеральными законами, в том числе Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░. ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 72 (░░░░░ «░» ░░░░░ 1) ░ 131 (░░░░░ 1) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░; ░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░. ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.░.░. ░.░. ░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░ 2015 ░░░░ № 55-░░ ░ ░░ 18 ░░░░░░ 2014 ░░░░ № 72-░░, ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░ 2015 ░░░░ № 2004-░ ░ ░░ 29 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ № 2003-░.

░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 128, ░░░░░░ 214 ░ 194 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░.░.░.░. ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ 1996 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 316 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░

░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░.░., ░. ░.░. - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

░.░. ░░░░░░

░.░. ░░░░░░░░

░.░. ░░░░░░░░

33а-112/2016 (33а-3122/2015;)

Категория:
Административные
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кузнецов А.Т.
Истратов П.И.
Ответчики
Сахалинская областная Дума
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Качура Ирина Олеговна
21.01.2016[Адм.] Судебное заседание
04.02.2016[Адм.] Судебное заседание
05.02.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2016[Адм.] Передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее