Дело № 2-584/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми в составе
председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю.,
при секретаре Парфеновой Т.А.,
с участием представителя истца - Абуровой В.Н.,
представителя ответчика - Трофимовой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре **.**.** дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми к Каневу В.А. о взыскании в республиканский бюджет Республики Коми субсидии на техническое и технологическое перевооружение,
установил :
ГБУ РК «Центр правового обеспечения», действующее в интересах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, обратилось в суд с иском к Каневу В.А. о взыскании в республиканский бюджет Республики Коми субсидии на техническое и технологическое перевооружение в размере ... рублей, ссылаясь на то, что ответчиком не выполнено условие соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на 2010-2012 годы от ..., заключенного между главой КФХ Каневым В.А. и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми о возложении на него обязанности использовать специальное оборудование для содержания и разведения кроликов в течение четырех лет с момента получения субсидии, так как **.**.** ответчик прекратил деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства.
В судебном заседании представитель истца требования и доводы искового заявления поддержал.
Ответчик в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежаще, представитель ответчика с иском не согласился.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Закона Республики Коми «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми» государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Коми осуществляется, в том числе, по следующему направлению: компенсация до 50% расходов на приобретение помещений для содержания сельскохозяйственных животных и птицы, картофеле- и овощехранилищ.
К полномочиям Правительства Республики Коми в области государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства относится определение порядка и условий предоставления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республики Коми (статья 4 Закона).
В соответствии с названной нормой Постановлением Правительства РК от 30.12.2010 N 502 (ред. от 19.12.2011) "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 году" утвержден Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных в 2011 году на долгосрочную республиканскую целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)".
В соответствии с пунктом 2 Постановления средства республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренные на государственную поддержку сельского хозяйства, рыболовное хозяйство и мероприятия по землеустройству и землепользованию (далее - государственная поддержка), предоставляются юридическим лицам, крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям на основании соглашений о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, заключенных между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями - получателями государственной поддержки (далее - соглашения).
Как усматривается из материалов дела, **.**.** Канев В.А. был включен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей как глава КФХ, созданного одним гражданином.
**.**.** между Главой КФК Каневым В.А. и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми было заключено соглашение N 07-29/217, предметом которого явилось взаимодействие сторон, направленное на реализацию на территории Республики Коми Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы и долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010 - 2012 годы)".
**.**.** Глава КФХ Канев В.А. обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми с заявлением о предоставлении субсидии на техническое и технологическое перевооружение на приобретение специального оборудования для содержания и разведения кроликов – «Мини-фермы» в количестве ... штук в сумме ... рублей.
Приказом Министерства N 149 от **.**.** индивидуальному предпринимателю - Главе КФХ Каневу В.А. в рамках соответствующих программ предоставлены субсидии на техническое и технологическое перевооружение в размере ... рублей.
При предоставлении субсидий Главой КФХ Каневым В.А. были даны гарантийные обязательства использовать специальное оборудование для содержания и разведения кроликов – «Мини-фермы» в течение четырех лет с момента получения субсидии на техническое и технологическое перевооружение; в случае отчуждения специального оборудования – «Мини-ферм» до истечения указанного срока возвратить в течение 30 дней с момента отчуждения имущества субсидии, полученные на техническое и технологическое перевооружение.
**.**.** в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены сведения о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства Канева В.А. на основании единогласного решения его членов.
В связи с нарушением ответчиком гарантийных обязательств, поскольку **.**.** он прекратил деятельность КФХ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми направило Каневу В.А. письмо от **.**.** №... с требованием в месячный срок произвести возврат полученной субсидии в республиканский бюджет Республики Коми. Факт получения Каневым В.А. указанного письма представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.
Поскольку Канев В.А. не произвел возврат субсидии, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В силу ч. 1 ст. 6 Закона от 25.07.2011 N 260-ФЗ одной из мер реализации государственной аграрной политики является предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
На основании положений ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.
Из вышеизложенного следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, то есть, без установления обязательства по возврату, однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.
Пунктами 2, 3 части 3 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Согласно п. 12 Правил финансирования из республиканского бюджета Республики Коми на 2011 год расходов, предусмотренных на государственную поддержку сельского хозяйства, рыболовное хозяйство, мероприятия по землеустройству и землепользованию в Республике Коми, долгосрочную республиканскую целевую программу «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2010-2012 годы)» и долгосрочную республиканскую целевую программу «Развитие оленеводства в Республике Коми (2011-2014 годы)», утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2010 № 502, средства республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренные на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, являются целевыми и не могут быть использованы по иному назначению. Порядок возврата сумм нецелевого использования средств, а также возврата субсидий в случае установления фактов нарушения условий их предоставления, выявленных в результате проверок, проводимых Министерством или его территориальными органами и иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, устанавливается соглашениями о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства, заключенными между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми и юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями - получателями государственной поддержки.
Пунктом 4.2 соглашения о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на 2010-2012 годы от 21.09.2010, заключенного между главой КФХ Каневым В.А. и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, предусмотрено, что в случае нецелевого использования средств республиканского бюджета Республики Коми и установления фактов нарушения условий их предоставления возврат бюджетных средств обеспечивается в следующем порядке:
Министерство или его территориальный орган в течение 10 дней после подписания акта проверки целевого использования бюджетных средств направляет крестьянскому (фермерскому) хозяйству письмо-уведомление о возврате бюджетных средств в случае нецелевого использования и установления фактов нарушения условий их предоставления;
крестьянское (фермерское) хозяйство в течение 30 дней (если не указан иной срок) с даты получения уведомления перечисляет на лицевой счет Министерства сумму бюджетных средств, использованных не по назначению или с нарушением установленных условий их предоставления;
в случае отсутствия или недостатка источников на возврат бюджетных средств, использованных не по назначению или с нарушением установленных условий их предоставления, крестьянское (фермерское) хозяйство представляет в Министерство на согласование график, в соответствии с которым устанавливает срок возврата бюджетных средств, но не более чем на 6 месяцев с даты получения письма-уведомления;
в случае невыполнения в установленный срок требования или несоблюдения графика, в соответствии с которым устанавливается срок возврата бюджетных средств, Министерство обеспечивает взыскание бюджетных средств в судебном порядке.
Правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.03.2014 N 7-АПГ14-1, разъяснено, что государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются субсидии из федерального бюджета.
Следовательно, суд приходит к выводу, что государственный орган субъекта Российской Федерации, устанавливая порядок и условия предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являются субсидии из федерального бюджета, вправе установить и условия о возврате выделенных субсидий, в случаях неисполнения принятых на себя обязательств со стороны товаропроизводителей.
В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статьей 310 Гражданского кодекса РФ установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.
В соответствии с заключенным соглашением о государственной поддержке и сотрудничестве в сфере развития сельского хозяйства на 2010-2012 годы от 21.09.2010 № 07-29/217, а также в соответствии с п. 12 Перечня документов, предоставляемых для получения государственной поддержки с учетом заключения комиссии по вопросам государственной поддержки сельского хозяйства в Республике Коми, созданной при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми от 17 февраля 2011 г. N 26, обязательным условием получения субсидии на техническое и технологическое перевооружение и обязательством, которое принимает на себя крестьянское (фермерское) хозяйство, является использование машин и оборудования не менее четырех лет с момента получения субсидии.
Материалами дела подтверждается, что **.**.** КФХ Канев В.А. гарантировал использование специального оборудования для содержания и разведения кроликов – «Мини-фермы» не менее четырех лет с момента получения субсидии на техническое и технологическое перевооружение, однако это условие не выполнил, прекратив деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства **.**.**.
Неисполнение данного обязательства влечет для ответчика обязанность по возврату субсидии в республиканский бюджет Республики Коми.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми о взыскании с Канева В.А. в республиканский бюджет Республики Коми субсидии на техническое и технологическое перевооружение в размере ... рублей являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственная пошлина в размере ... рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление ГБУ РК «Центр правового обеспечения» в интересах Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми удовлетворить.
Взыскать с Канева В.А. субсидию на техническое и технологическое перевооружение в размере ... рублей в республиканский бюджет Республики Коми.
Взыскать с Канева В.А. государственную пошлину в размере ... рублей в бюджет МО ГО «Сыктывкар».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 03.06.2015.
Судья- Н.Ю.Санжаровская