Дело № 2-144/2016
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
пос. Морки 30 марта 2016 г.
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,
при секретаре Эчушиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильина Е. А. к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
у с т а н о в и л :
1 февраля 2016 г. истец Ильин Е.А. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл № … от 8 февраля 2016 г. в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано, в специальный стаж его работы не были включены периоды обучения в Йошкар-Олинском медицинском колледже с 1 сентября 1989 г. по 12 мая 1990 г. и с 16 декабря 1992 г. по 28 июня 1995 г.; период службы в рядах Советской Армии с 13 мая 1990 г. по 15 декабря 1992 г.; время нахождения на курсах повышения квалификации с 16 апреля 2014 г. по 16 мая 2014 г.
Не согласившись с решением комиссии, истец обратился с иском в суд, просит решение комиссии признать недействительным, обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж период прохождения службы по призыву в рядах Советской Армии в кратном размере из расчета 1 день службы за 2 дня работы по специальности, время нахождения на курсах повышения квалификации и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с 1 февраля 2016 г.
В судебном заседании истец Ильин Е.А. исковые требования поддержал полностью.
Представитель ответчика государственного учреждения –Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл Николаева Л.В. исковые требования не признала и пояснила, что поддерживает доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на трудовую пенсию имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 30 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране и здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Считает, что нельзя включить в специальный стаж истца период с 16.04.2014 г. по 16.05.2014 г. - учебы истца на курсах повышения квалификации, так как это период, в течение которого истец непосредственно не осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, а обучался с отрывом от основного места работы, то есть период, не предусмотренный вышеназванными Постановлениями и не дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Ссылки истца на положения статьи 187 ТК РФ, так же являются не состоятельными, так как гарантии, предоставляемые работнику в связи с направлением его работодателем на повышение квалификации с отрывом от работы, заключаются только в сохранении за ним места работы и средней заработной платы, но не стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Сохранение места работы факт осуществления лечебной деятельности не подтверждает.
Согласно пункта 4 Правил Постановления Правительства РФ № 781, в стаж работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» засчитываются периоды лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения выполнения работы на условиях нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Таким образом, в специальный стаж Ильина Е.А. по мнению ответчика нельзя включить спорные периоды, так как в этот период, в связи с обучением с отрывом от работы, условие выполнения нормы рабочего времени, предусмотренное вышеназванным пунктом Правил, не выполнялось.
Период службы в армии по призыву с 13.05.1990 г. по 15.12.1992 г. также не подлежит включению в специальный стаж, так как в этот период истец непосредственно не осуществлял медицинскую деятельность, не состоял в трудовых отношениях с сохранением должности, а проходил службу в Вооруженных силах, то есть это период не предусматривающий вышеназванными нормативными актами право на досрочное пенсионное обеспечение. На момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. и утвержденного им Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения у истца не было ни одного дня специального стажа.
Не подлежит применению и Федеральный закон от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку льготное исчисление периодов военной службы по призыву (п.З ст. 10) предусмотрено Федеральным законом «О статусе военнослужащих» только для определенных категорий лиц, к которым истец не относится.
На момент обращения за досрочной страховой пенсией по старости Ильина Е.А. специальный стаж его составляет менее 25 лет (21 год 05 месяцев 22 дня), что не достаточно для назначения ему пенсии согласно пп.20 п.1 ст.ЗО Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ от 28.12.2014 г. Следовательно, отказ УПФР в Моркинском районе Республики Марий Эл в назначении такой пенсии является законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Согласно трудовой книжке … № …на имя Ильина Е.А. 1 августа 1995 г. он принят на работу на должность зубного врача Зеленогорской участковой больницы (приказ № 100 от 14 июля 1995 г., запись № 1).10 января 2000 г. переведен на должность зубного врача Моркинской центральной районной больницы ( приказ № 4 от 10 января 2000 г., запись № 2) и работает на указанной должности по настоящее время.
Согласно военному билету.. № …. истец Ильин Е.А. проходил действительную военную службу по призыву с 13 мая 1990 г. по 19 декабря 1992 г.
Справкой, уточняющей периоды работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, выданной Моркинской ЦРБ, подтверждено, что с 1 августа 1995 г. Ильин Е.А. работает в должности зубного врача с полным рабочим днем. Находился на курсах повышения квалификации с 16 апреля 2014 г. по 16 мая 2014 г.
Решением государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл № 28833 от 8 февраля 2016 г. Ильину Е.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости согласно ст. 30 п.1 п.п. 20 Закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ отказано в связи с отсутствием требуемого стажа в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Признан специальный стаж 21 год 5 месяцев 22 дня. В специальный стаж не включены периоды учебы в Йошкар-Олинском медицинском колледже Минздрава Республики Марий Эл с 1 сентября 1989 г. по 12 мая 1990 г. и с 16 декабря 1992 г. по 28 июня 1995 г.; службы в рядах Советской Армии по призыву с 13 мая 1990 г. по 15 декабря 1992 г.; нахождения на курсах повышения квалификации с 16 апреля по 16 мая 2014 г.
Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. "н" п. 1 Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абз. 4 и 5 п. 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими в период прохождения истцом военной службы, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
На основании п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории Российской Федерации.
Служба истца в рядах Советской Армии проходила до установления нового правового урегулирования назначения досрочных трудовых пенсий работникам здравоохранения.
В силу п. 4 данного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения и здравоохранения право на льготную пенсию.
На момент обращения истца в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию, в связи с чем период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Доводы представителя ответчика, что для включения в стаж работы по специальности периодов службы в рядах Советской Армии по Положению 1959 г. необходимо, чтобы на момент отмены Положения имелся стаж работы по специальности, ничем не обоснован и не подкреплен.
Федеральный закон № 400-ФЗ предусматривает, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации № 4468-I, засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, (ч. 1 ст. 11, пп. 1 ч. 1 ст. 12).
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочия по утверждению перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, включение в которые предоставляет право военнослужащим на зачет периода военной службы в этих должностях в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда.
Абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на который ссылается истец, предусматривает льготный порядок (один день военной службы за два дня работы) зачета времени нахождения граждан на военной службе по призыву при исчислении общего трудового стажа, стажа государственной службы государственного служащего, стажа работы по специальности. При этом по смыслу закона исчисление в таком порядке стажа работы по специальности не может применяться для целей исчисления специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку указанная норма права не регулирует спорные правоотношения в области пенсионных прав граждан, проходивших военную службу.
В соответствии с текстом абз. 1 п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время военной службы засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности. В законе не имеется указания на то, что данный период засчитывается в специальный стаж для назначения пенсии.
Следовательно, период прохождения службы в Советской Армии по призыву подлежит зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, в календарном исчислении.
Ст. 187 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В связи с чем, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
Абз. 4 п. 4 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66 н, повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
Следовательно, время нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
С учетом спорных периодов, подлежащих включению в стаж работы, стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, у истца составляет 21 г. 5 мес. 22 дн. + 2 г. 7 мес. 2 дн. службы в рядах Советской Армии + 1 мес. нахождения на курсах повышения квалификации – 24 г. 1 м. 24 дн., т.е. менее требуемого для досрочного назначения пенсии. В связи с чем исковые требования об обязании ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Ильина Е. А. удовлетворить частично.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл включить в стаж работы Ильина Е. А, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, период службы в составе Вооруженных Сил СССР по призыву с 13 мая 1990 г. по 15 декабря 1992 г. и время нахождения на курсах повышения квалификации с 16 апреля 2014 г. по 16 мая 2014 г. в календарном исчислении.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл в пользу Ильина Е. А. 200 руб. возврата государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в месячный срок со дня вынесения.
Председательствующий
Судья : Т.И.Лапшина