Решение по делу № 2-38/2013 от 08.05.2013

Решение по гражданскому делу

 № 2 - 38/2013

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Суд в составе мирового судьи Косланского судебного участка Удорского района Республики Коми Резько Т.В. при секретаре Касьян А.К., с участием представителей истца М.1 и С.2, рассмотрев 8 мая 2013 года в селе Кослан Удорского района Республики Коми в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» к Б.Г.3 о взыскании необоснованно полученной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Истец, обратившись в суд, указал, что Б.Г.3 являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства по адресу: АДРЕС. При рассмотрении заявления Б.Г.3 о предоставлении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг 00.00.00002 установлен факт предоставления ею заведомо недостоверных сведений, отсутствовали сведения о зарегистрированном браке с Б.Н.4  В результате проверки установлено, что  между Б.Г.3 и Б.Н.4 зарегистрирован брак 00.00.00003, однако в заявлениях о предоставлении субсидии ответчик сведения о супруге не указывал. Поэтому при расчете размера субсидии не учитывались доходы супруга ответчика. Просит взыскать с Б.Г.3 необоснованно полученную субсидию в размере 49081 рубль 49 копеек за период 00.00.0000.

В судебном заседании представители истцаМ.1 и С.2, действующие по доверенности, требования и доводы иска поддержали. Суду пояснили, что Б.Г.3 состояла в браке с Б.Н.4 с 00.00.0000, однако в заявлениях о предоставлении субсидии сведения о доходах супруга как об отдельно проживающем члене семьи не указывала. Полагали, что Б.Г.3 предоставляла в орган социальной защиты населения заведомо недостоверные сведения, в связи с чем за период 00.00.0000 необоснованно получила субсидию в размере 49081,49 рубля. Между тем, пояснили, что с учетом сведений о доходах Б.Н.4, представленных по запросу суда, размер субсидии, предоставленной ответчику в спорный период, остался бы прежним.  

Ответчик Б.Г.3 с иском не согласилась.

Представитель ответчика Т.6 по доверенности с иском не согласилась, суду пояснила, что Б.Г.3, ____. В связи с возрастом и по состоянию здоровья оформлением документов для получения ответчиком субсидии на оплату ЖКУ занимались социальные работники, в том числе заполняли заявление на предоставление субсидии. При оформлении указанных документов ФИО3 всегда предоставляла паспорт со сведениями о регистрации брака. В браке с Б.Н.4 состояла с 00.00.00004, но фактически с ним не проживала, брачно-семейных отношений не поддерживали,  совместных доходов и расходов не имели, материальной помощи друг другу не оказывали. О месте нахождения Б.Н.4 до поступления документов из органа социальной защиты населения с требованиями возвратить субсидию не знала. Обратившись в ОМВД по Удорскому району, узнала, что он проживает в гАДРЕС. О необходимости предоставлять сведения о доходах супруга для получения субсидии не знала, социальные работники о регистрации брака не спрашивали, порядок и правила предоставления субсидии на оплату ЖКУ не разъясняли. Намерений обмануть орган социальной защиты не было, так как всегда предоставляла паспорт со сведениями о регистрации брака с Б.Н.4

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Часть 2 настоящей статьи предусматривает, что право на субсидии имеют граждане:1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

Согласно пунктам 41 и 45 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее Правила) - гражданам и (или) членам их семьи, имеющим право на субсидии, субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. При представлении документов, предусмотренных пунктами 8 и 9 настоящих Правил, с 1-го по 15-е число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при представлении указанных документов с 16-го числа до конца месяца - с 1-го числа следующего месяца.

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В силу пункта 3,4 Правил 3 право на субсидии имеют: а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Пунктом 8 Правил определен перечень документов, необходимых для получения субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, среди которых  - документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

В соответствии с пунктом 11 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.

Предоставление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии ( п.14 Правил).

Подпунктом «б» пункта 18 Правил определено, что в состав семьи заявителя могут входить заявитель и граждане, являющиеся членами семьи собственника жилого помещения в соответствии со статьей 31 ЖК РФ.

Пункт 20 Правил устанавливает: размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Совокупный  доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется  за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (п.32 Правил).

В соответствии с пунктом 7 приказа Министерства  регионального развития РФ и Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.05.2006 № 58/403 7. субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при наличии регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией.

В силу пункта 48 Правил предоставления субсидии ответчик обязан в течение месяца сообщить об изменениях в составе семьи, в противном случае выплаты субсидии приостанавливаются.

Согласно п.60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования)

В соответствии с пунктом 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 60 настоящих Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что Б.Н.8 зарегистрирована и проживает по адресу: АДРЕС является собственником  жилого помещения.

Б.Г.3 состоит в браке с Б.Н.4 с 00.00.00007, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №00.00.0000

00.00.00009 Б.Г.3 обращалась в ГБУ РК «ЦСЗН Удорского района» с заявлениями о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, при этом данные заявления не содержали сведения о супруге как о члене семье, проживающем отдельно и размере его доходов. 

При обращении 00.00.00002 Б.Г.3 с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг органом социальной защиты было установлено, что Б.Г.3 с 00.00.00004 состоит в браке с Б.Н.4, о чем ранее до органа социальной защиты населения Б.Г.3 не доводилось. В нарушение вышеуказанных Правил доходы Б.Н.4 не учитывались при расчете субсидии.

На основании указанных заявлений Б.Г.3 назначалась субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг как одиноко проживающему гражданину.

Согласно статье 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Если после фактического прекращения семейных отношений и ведения общего хозяйства супруги совместно имущество не приобретали, суд в соответствии с п.4 статьи 38 СК РФ может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.

Таким образом, данные нормы предусматривают исключение из совокупного дохода семьи получателя субсидии, формально состоящего в браке, доходы его супруга, прекратившего семейные отношения, проживающего отдельно и не участвующего в приобретении общего имущества, ведении общего хозяйства.

В силу статьи 10 Федерального закона « О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ, в случае установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений заявитель (его семья) может быть лишен (лишена) права на получение государственной социальной помощи на период, устанавливаемый органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь заявителю незаконно оказывалась.

Учитывая изложенное, сам по себе факт недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи не является безусловным основанием лишения  права на получение государственной социальной помощи на определенный период и не влечет такового автоматически.

Данные положения закреплены и в Административном регламенте предоставления государственной услуги по предоставлению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от 29.08.2012 № 1966 (далее Административный регламент).

В силу пункта 3.9 Административного регламента основание для начала административной процедуры организации возврата денежных средств, необоснованно полученных заявителями при предоставлении государственной услуги, является: 1) обнаружение факта  необоснованного получения государственной услуги по вине получателя (предоставление документов с недостоверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право получения государственной услуги, несвоевременное предоставление информации о произошедших изменениях); 2) предоставление государственной услуги в завышенном размере вследствие счетной ошибки.

Судом установлено и не оспаривалось представителями  истца, что при обращении Б.Г.3 с заявлениями о предоставлении субсидии ею предъявлялся паспорт гражданина РФ, в котором содержались сведения о браке, оставленные сотрудниками учреждения без внимания.

Как установлено судом, супруг ответчицы - Б.Н.4 длительное время (с 00.00.0000) с ней не проживает, по спорному адресу не был зарегистрирован, общее хозяйство не вели, совместных доходов и расходов не имели, брачно-семейных отношений не поддерживали.

Данные обстоятельства также подтверждаются показаниями свидетелей П.9 и В.10, допрошенных в судебном заседании 21 февраля 2013 года. Свидетели суду пояснили, что являются социальными работниками; занимались оформлением документов по предоставлению Б.Г.3 субсидии на оплату ЖКУ, так как ответчик по состоянию здоровья не может писать. Б.Г.3 всегда предоставляла паспорт, однако сведения о регистрации брака не проверяли, так как ФИО3 всегда проживала одна.

Согласно представленным суду документам Б.Н.4 с 00.00.0000 являлся получателем пенсии и меры социальной поддержки по адресу: АДРЕС

Представителями истца указывалось на то, что Б.Н.8 предоставила заведомо недостоверные сведения о супруге, проживающем отдельно.

Под сообщением заведомо недостоверных сведений в данном случае следует понимать не просто неправильную информацию, а действия, совершенные с целью обмана органа социальной защиты населения.

Представленные суду доказательства не подтверждают наличие умысла Б.Г.3  на введение в заблуждение орган социальной защиты населения и свидетельствуют об отсутствии её вины в начислении субсидии ответчику без учета сведений о супруге. При этом суд учитывает, что Б.Г.3, формально состоявшая в браке с Б.Н.4, брачно-семейных отношений с последним не поддерживала, совместное хозяйство не вели и вместе не проживали фактически после регистрации брака, о месте нахождения супруга не знала.

Оценив все обстоятельства по делу, суд пришел к выводу, что субсидия Б.Г.3 на оплату жилого помещения коммунальных услуг за период с 00.00.0000 как одиноко проживающему гражданину нельзя признать необоснованными.

На основании изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

Определением мирового судьи Косланского судебного участка Удорского района Республики Коми от 00.00.000015  истцу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до вынесения судом решения. В соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 НК РФ размер госпошлины за подачу данного искового заявления на сумму 49081 рубль 49 копеек составляет 1672 рубля 44 копейки.

В соответствии с частью 2 статьи 103 ГПК РФ с истца в доход бюджета МО МР «Удорский» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1672 рубля 44 копейки.

Руководствуясь статьями 194-199  ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования  ГБУ РК «Центр социальной защиты населения Удорского района» к Б.Г.3 о взыскании необоснованно полученной субсидии в размере  49 081 (сорок девять тысяч восемьдесят один) рубль 49 копеек оставить без удовлетворения.

Взыскать с ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Удорского района» в доход местного бюджета МР «Удорский» государственную пошлину в размере 1672 рубля 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Удорский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Косланский судебный участок.

Мировой судья                                                                                              Т.В. Резько

____

2-38/2013

Категория:
Гражданские
Суд
Косланский судебный участок к Удорского района
Судья
Резько Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
koslansky.komi.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее