Решение по делу № 2а-345/2016 ~ М-4932/2015 от 30.12.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2016 года                        г. Усть-Илимск

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Банщиковой Н.С.,

при секретаре судебного заседания Солодковой А.П.,

в присутствии:

административного истца Солонецкой О.В.,

представителя административного истца Фот Д.Г., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком на один год,

представителя административного ответчика Администрации города Усть-Илимска Садовникова А.В., действующего на основании доверенности ... от .. .. .... с полным объемом процессуальных прав сроком до .. .. .... ,

в отсутствие:

административного истца Д.,

представителя заинтересованного лица Усть-Илимского межрайонного прокурора,

представителя заинтересованного лица Службы государственного жилищного надзора Иркутской области,

заинтересованного лица Логиновой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-345/2016 по административному исковому заявлению Солонецкой О.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Д., С., к Администрации города Усть-Илимска о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

    

    Солонецкая О.В. обратилась в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с административным исковым заявлением к Администрации города Усть-Илимска, согласно которому просит признать незаконным бездействие Администрации города Усть-Илимска, выразившегося в форме отказа принять решение в виде постановления Администрации города Усть-Илимска о признании аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, с указанием срока отселения физических и юридических лиц.

В обоснование иска указала, что на основании договора найма жилого помещения от .. .. .... является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен>. В качестве членов семьи в договоре указаны ее мать Логинова С.В. и сын Д. В соответствии с актом обследования помещения ... от .. .. .... и заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, ... от .. .. .... выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу. В течение 30 дней со дня получения заключения глава Администрации города Усть-Илимска обязан принять постановление с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, что им сделано не было. Бездействие главы Администрации города Усть-Илимска по непринятию решения создает угрозу для их жизни и здоровья, как проживающих в указанном доме лиц.

В судебном заседании административный истец Солонецкая О.В., ее представитель Фот Д.Г. поддержали заявленные требования в полном объеме с уточнениями на .. .. .... .

Административный истец Д. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Представитель административного ответчика Администрации города Усть-Илимска Садовников А.В. в судебном заседании требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях от .. .. .... , .. .. .... , согласно которым указал, что административным истцом при обращении в Администрацию города Усть-Илимска с заявлением о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу, не было представлено заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома с целью его признания аварийным и подлежащим сносу. Межведомственной комиссией по оценке и обследованию помещений .. .. .... было дано заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Однако для принятия решения Администрацией города Усть-Илимска для признания дома аварийным и подлежащим сносу необходимо соответствующее заключение специализированной организации. Просил в иске отказать в полном объеме.

Представители заинтересованных лиц Усть-Илимского межрайонного прокурора, Службы государственного жилищного надзора Иркутской области, заинтересованное лицо Логинова С.В. в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), находит требования административных истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее Положение).

В соответствии с п. 7 этого Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Согласно абзацу 4 указанного пункта орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

Решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

В соответствии с п. 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:

прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, по форме согласно приложению N 1 (далее - заключение);

составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;

принятие органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией) (п. 44 Положения).

В соответствии с п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В силу абзаца 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из представленных договора ... от .. .. .... , справки ООО «УИ ЖКХ-2008» ... от .. .. .... , свидетельства о рождении от .. .. .... в отношении Д., .. .. .... г.р., свидетельства о рождении от .. .. .... в отношении С., .. .. .... г.р., справки о заключении брака ... от .. .. .... , свидетельства о расторжении брака от .. .. .... следует, что между Солонецкой О.В. и Администрацией города Усть-Илимска .. .. .... заключен договор, по условиям которого Солонецкой О.В. на состав семьи 3 человека, в том числе мать Логинову С.В., .. .. .... г.р., сына Д., .. .. .... г.р., по договору найма передана во владение и пользование жилая комната в общежитии площадью 16 кв. м по адресу: <адрес обезличен>. Солонецкая О.В. и Д. зарегистрированы в жилом помещении с .. .. .... , Логинова С.В. – с .. .. .... , С. – с .. .. .... .

Согласно выписке из протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации г. Усть-Илимска от .. .. .... Логинова С.В. и члены ее семьи Солонецкая О.В., Д. приняты на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении и пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений по договору социального найма.

Как усматривается из материалов дела, Службой государственного жилищного надзора Иркутской области .. .. .... составлен акт о результатах, проведенных в отношении жилищного фонда мероприятий по региональному государственному жилищному надзору, согласно которому жилой дом, расположенный по адресу <адрес обезличен>, имеет признаки, по которым жилые дома признаются аварийными.

На основании акта Службой государственного жилищного надзора Иркутской области .. .. .... выдано предписание ... в адрес Администрации города Усть-Илимска об устранении выявленных нарушений в срок до .. .. .... .

Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации города Усть-Илимска от .. .. .... ... «О создании межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории города Усть-Илимска», на основании акта Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от .. .. .... и акта обследования помещения от .. .. .... ... , дано заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу. Также заключение содержит особое мнение членов межведомственной комиссии, что для принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу дополнительно необходимо техническое инструментальное обследование и заключение специализированной организации.

Из пояснений представителя административного ответчика установлено, что органом местного самоуправления какое-либо решение по указанному дому не принято, поскольку административный истец не представила заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, после предоставления которого вопрос будет повторно рассмотрен на заседании межведомственной комиссии.

Между тем, в рассматриваемом случае вопрос о признании дома по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу, разрешался межведомственной комиссией Администрации города Усть-Илимска на основании акта Службы государственного жилищного надзора Иркутской области от .. .. .... , приравненного пунктом 44 Положения к заключению органа государственного надзора.

В силу п. 45(1) Положения в случае, если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.

В соответствии с п. 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:

а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;

г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.

Комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает, в том числе, в электронной форме заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Комиссия вправе запрашивать эти документы в органах государственного надзора (контроля), указанных в абзаце пятом пункта 7 настоящего Положения (п. 45(2) Положения).

Вместе с тем, в решении межведомственной комиссии от .. .. .... конкретный перечень документов, которые необходимо представить заявителю, в рассматриваемом случае Службе государственного жилищного надзора Иркутской области, как и собственнику дома, не определен.

Кроме того, согласно выписке из Реестра муниципального имущества города Усть-Илимска собственником как жилого дома <адрес обезличен>, так и жилой комнаты ... в доме <адрес обезличен>, является муниципальное образование город Усть-Илимск.

В связи с чем у административного истца отсутствовала обязанность по представлению в межведомственную комиссию заключения специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома.

Согласно п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Таким образом, решение межведомственной комиссией принимается только после оценки всех документов, представленных заявителем, перечень которых предусмотрен п. 45 Положения.

При недостаточности этих документов, в том числе при отсутствии заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, комиссия была вправе не принимать решение в виде заключения, а принять решение о проведении дополнительного обследования.

Вместе с тем из заключения межведомственной комиссии следует, что при работе комиссии дополнительные обследования и испытания не назначались, решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения не принималось. Комиссия сочла достаточными тех документов, которые были представлены, для принятия соответствующего решения.

Следовательно, после принятия .. .. .... решения межведомственной комиссией (заключения) на орган местного самоуправления возлагается обязанность в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принять решение в порядке, предусмотренном п. 7, 49 Положения.

Наличие особого мнения в заключении межведомственной комиссии ... от .. .. .... не освобождало Главу Администрации города Усть-Илимска о принятии соответствующего постановления.

Доводы представителя административного ответчика о неполучении ими соответствующего заключения ... от .. .. .... , суд находит несостоятельными, поскольку из представленного письма Администрации города Усть-Илимска за ... от .. .. .... , направленного в адрес Солонецкой О.В., следует, что Администрация города Усть-Илимска уведомляет Солонецкую О.В. о принятии межведомственной комиссией решения .. .. .... за ... о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, прилагая соответствующее заключение и акт.

Таким образом, на дату .. .. .... глава Администрации города Усть-Илимска был уведомлен о принятии соответствующего решения межведомственной комиссией, и имел в наличии соответствующее заключение.

Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании было установлено, что на дату рассмотрения настоящего дела решение главой Администрации города Усть-Илимска о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц не принято.

При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм, суд приходит к выводу о необходимости признания незаконным бездействия Главы администрации города Усть-Илимска в виде непринятия решения и издания постановления Администрацией города Усть-Илимска о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с указанием сроков отселения в установленные законом сроки.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие Администрации города Усть-Илимска, выразившееся в непринятии решения о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу, с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.

Обязать Администрацию города Усть-Илимска в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда принять решение и издать распоряжение о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес обезличен>, аварийным и подлежащим сносу, с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц.

Об исполнении решения суда сообщить в адрес Усть-Илимского городского суда Иркутской области и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий судья                         Н.С. Банщикова

2а-345/2016 ~ М-4932/2015

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Солонецкая Олеся Владимивона
Ответчики
Администрация города Усть-Илимска
Другие
Логинова Светлана Викторовна
Служба государственного жилищного надзора Иркутской области
Усть-Илимская межрайонная прокуратура
Суд
Усть-Илимский городской суд
Судья
Банщикова Н.С.
30.12.2015[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.01.2016[Адм.] Передача материалов судье
11.01.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2016[Адм.] Судебное заседание
29.01.2016[Адм.] Судебное заседание
03.02.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее