Дело № 2-5998/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2015 года Санкт-Петербург
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Еруновой Е.В.
при секретаре <>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <> к <адрес> об обязании предоставить жилое помещение соответствующее санитарным и бытовым нормам,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Невский районный суд Санкт-Петербурга вынес решение по делу №, и обязал администрацию <адрес> Санкт-Петербурга предоставить <> вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в Санкт-Петербурге. Во исполнение данного решения <> ДД.ММ.ГГГГ было предоставлено жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, кВ. 19. В свою очередь, жилое помещение должно соответствовать необходимым нормам и социальному уровню, должно быть пригодным для обеспечения соответствующего уровня жизни. Однако предоставленная квартира не соответствует данным требованиям. Жить в ней одному человеку достаточно трудно, не говоря уже о создании семьи. В соответствии с положениями п. 1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ № при предоставлении жилых помещений по договору социального найма минимальный размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма составляет: 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек; 33 кв.м. для одиноко проживающего гражданина. Предоставленная квартира имеет общею площадь 29,04 кв.м., что менее 33 кв.м. На основании указанного выше административный истец, уточнив административные исковые требования просил суд обязать администрацию <адрес> Санкт-Петербурга вне очереди ему предоставить ему жилое помещение соответствующее санитарным и бытовым нормам не менее 33 кв.м.
Административный истец и его представитель в судебное заседание явились, административные исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, просили их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик – представитель <адрес> в судебное заседание явилась, административные исковые требования не признала, пояснила, что отсутствуют в настоящий момент основания для предоставления <> жилого помещения соответствующего санитарным и бытовым нормам не менее 33 кв.м., поскольку ему уже было предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма по решению суда.
Выслушав в судебном заседании доводы и возражения сторон, суд оценив обстоятельства дела по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, учитывая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, в совокупности с объяснениями сторон, пришел к выводу, об отказе удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 62 ч. 1 КАС РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, установил критерии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, суд обязал администрацию <адрес> Санкт-Петербурга предоставить <> вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления в Санкт-Петербурге (л.д. 7 -8).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ было оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения (л.д. 9 – 13).
Во исполнение решения суда жилищным отделом администрации <адрес> Санкт-Петербурга <> был выдан смотровой лист, на комнату 19,80 кв.м. в <адрес>, от которой <> отказался так как не пускают соседи. После чего, <> был выдан второй смотровой на комнату 17,80 кв.м. в <адрес> корпус 1 по <адрес> интерната № за <> в предложенную комнату 17,80 кв.м. в <адрес> корпус 1 по <адрес> <> поселиться согласен. <адрес> Санкт-Петербурга было издано распоряжение №-р от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения согласно ч. 4 ст. 59 ЖК РФ - комнаты № жилой площадью 17,80 кв.м. в 8-комнатной коммунальной <адрес> корпус 1 по <адрес> данную комнату между <> и Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением «Жилищное агентство <адрес> Санкт-Петербурга» был заключен договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ подписанный самим <> Данные факты сторона административного истца не оспаривала.
Более того, как следует из доводов стороны административного истца в 2012 году в жилое помещение - комнату 17,80 кв.м. в <адрес> корпус 1 по <адрес> <> вселился и проживает там.
Согласно справке жилищного отдела администрации <адрес> Санкт-Петербурга <> состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с ДД.ММ.ГГГГ, номер очереди 24052-2006.
<> ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> Санкт-Петербурга было подано заявление, согласно которого она просил предоставить ему жилое помещение соответствующее санитарным и бытовым нормам.
<адрес> Санкт-Петербурга ДД.ММ.ГГГГ <> был дан ответ, из которого следует, что Невский районный суд Санкт-Петербурга решением от ДД.ММ.ГГГГ обязал администрацию обеспечить <> жилой площадью вне очереди. Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р <>, как имеющему статус лица, оставшегося без попечения родителей, с учетом согласия, по договору социального найма предоставлено жилое помещение - комната 17,80 кв.м. в <адрес> корпус 1 по <адрес> <> жилое помещение непригодным для проживания в соответствии с «Положением о признании помещения жилым, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признано. В настоящее время <>е. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ, учтена льгота «инвалид с детства 2 группы». Учитывая, что <> плановым очередником не является, оснований для предоставления ему жилого помещения во внеочередном порядке по отношению к семьям, имеющим более ранние сроки постановки на учет, не имеется. В настоящее время гражданам, не включенным в план обеспечения жилыми помещениями, помощь в решении жилищного вопроса может быть оказана путем участия в действующих в Санкт-Петербурге целевых программах, предусматривающих государственное содействие за счет средств городского бюджета, путем предоставления безвозмездной субсидии для приобретения или строительства жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ №.
Указанные выше факты сторонами в судебном заседании не оспаривались и не отрицались.
В силу части 1 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также иным категориям граждан, признанным по установленным законами Санкт-Петербурга основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно требованиям ч. 2 ст. 1 названного закона на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет, являющиеся нанимателями и (или) собственниками (членами семьи нанимателей и (или) собственников) жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге для проживающих в коммунальных квартирах.
По п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
В силу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
К таким категориям граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, как следует из материалов дела, истцы не относятся.
В соответствии со ст. 16 Закона Санкт-Петербурга "О жилищной политике Санкт-Петербурга" с учетом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, и количества свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно составляются перечни категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году.
Сводный реестр указанных списков составляет годовой жилищный план.
Порядок формирования годовых жилищных планов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с Положением о порядке формирования годовых жилищных планов, утвержденным Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 127, Жилищный комитет Санкт-Петербурга формирует и утверждает годовой жилищный план, исходя из объемов финансирования; количества и размера общей площади свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга жилых помещений, а также построенного и вводимого в эксплуатацию жилья; общего количества и категорий граждан состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, или на учете граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий.
В настоящее время обеспечение принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан производится в соответствии с Жилищным планом на 2015 год, утвержденным Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ N 57-р, который устанавливает количество жилых помещений, предоставляемых гражданам жилых помещений на общих основаниях принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Одновременно материалами дела установлено, что в настоящее время <> состоит на очереди в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма с 2006 год, каких-либо документов, которые могли бы в настоящий момент послужить основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма в приоритетном порядке стороной административного истца суду не представлено.
Таким образом, проанализировав и оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд полагает, что поскольку административный истец в настоящее время состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма на общих основания с учетом льготы инвалид с детства 2 группы, основания для предоставления истцу жилья во внеочередном порядке отсутствуют, то есть <> в настоящий момент к категории граждан, предусмотренных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не относится, а право на внеочередное предоставление жилья у истца отсутствует.
Сам по себе факт нахождения административного истца на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении, не является безусловным основанием для внеочередного предоставления жилья по правилам статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, тот факт, что в 2012 году администрацией <адрес> Санкт-Петербурга <> было предоставлено жилое помещение менее минимального размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма для одиноко проживающего гражданина, который составляет 33 кв.м., безусловно не свидетельствует о наличии у административного истца в настоящий момент права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма, поскольку он с предоставление данного жилого помещения согласился, в том числе путем подписании договора социального найма и вселения и проживания в данном жилом помещении.
Иных установленных законом оснований, в силу которых <> В.А. может быть предоставлено жилое помещение во внеочередном порядке, суду стороной административного истца не приведено.
Таким образом, решение администрацией <адрес> об отказе <> в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке принято в пределах компетенции и основано на нормах действующего законодательства.
В связи с законностью принятого администрацией <адрес> решения об отказе в предоставлении <> жилого помещения во внеочередном порядке, отсутствуют основания для удовлетворения административных исковых требований административного истца.
Исследовав представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности административных исковых требований административного истца в полном объеме, поскольку они проанализированными доказательствами по делу не подтверждаются.
Исходя из анализа и оценки совокупности собранных доказательств по делу, суд, при наличии убедительных возражений со стороны административного ответчика, в отсутствие достаточных и убедительных доказательств со стороны административного истца, с необходимой полнотой объективно свидетельствующих об обоснованности административных исковых требований в полном объёме, руководствуясь принципами состязательности и равноправия сторон, полагает необходимым административные исковые требования административного истца оставить без удовлетворении в полном объеме, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства и материалах дела.
Каких либо иных доказательств по правилам ст. 62 КАС РФ, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, сторонами суду представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176 – 180, 227 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования <> к <адрес> об обязании предоставить жилое помещение соответствующее санитарным и бытовым нормам – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца.
Судья: