Дело № 2-1099/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2015 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска
в составе председательствующего судьи Мартынова Д.Е.
с участием представителя ответчика Министерства Обороны Российской Федерации Ефремова ФИО5, представителя ответчика ФГКУ «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Ли ФИО6, при секретаре Михальченко Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Министерству Обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Открытому акционерному обществу «Славянка» об установлении общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в жилом доме военного городка № по адресу <адрес>, ДОС №
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к ФГКУ «Дальневосточное Территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Открытому акционерному обществу «Славянка» об установлении общедомовых приборов учета холодного водоснабжения в жилом доме военного городка № по адресу <адрес>, <адрес>. В обосновании требования прокурор указал, что по результатам проверки жилищного фонда, собственником которого является Министерство обороны Российской Федерации, было выявлено, что в многоквартирном доме, расположенном по указанному адресу и переданном в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отсутствуют общедомовые приборы учета холодного водоснабжения, при этом услуги по водоснабжению и водоотведению в спорном доме оказывает ОАО «Славянка». Прокурор указал, что в силу действующего законодательства ст. 60 Жилищного Кодекса РФ, ст. 210 Гражданского Кодекса РФ, ст.ст. 11, 13 Федерального закона РФ № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственник и уполномоченные им лица обязаны установить данные приборы учета в спорном доме.
Определением суда в порядке ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства обороны РФ Ефремов Д. В. с требованиями не согласился с учетом доводов, изложенных в возражениях на иск согласно которым и дополнительным пояснениям указал, что обязанность по установке приборов учета лежит на управляющей компании ОАО «Славянка», которая осуществляет услуги по содержанию и обслуживанию специализированного жилищного фонда, включая специализированного жилого дома военного городка № по адресу: <адрес>, <адрес>
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Ли В.А. с требованиями не согласился с учетом доводов, изложенных в возражениях на иск согласно которым и дополнительным пояснениям указал, что обязанность по установке приборов учета лежит на управляющей компании ОАО «Славянка», при этом общедомовые приборы учета могут установить и ресурсоснабжающие организации, в то же время ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не уполномочены выполнять действия, связанные с установкой спорных приборов учета, поскольку данная обязанность возложена на ОАО «Славянка», кроме этого вопросами установки приборов учета обязан заниматься Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ. Представитель ответчика подтвердил факт того, что спорный дом передан в ведение ответчика. Представитель ответчика считал, что прокурор не имел право на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц определен проживающими в спорном доме гражданами, а поэтому производство по делу подлежит прекращению.
Выслушав представителей ответчиков, исследовав доказательства по делу, суд установил.
Согласно ответу начальника ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и предоставленному перечню специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации жилой дом по адресу <адрес>, <адрес> в военном городке № был передан на балансовый учет учреждению от ФГУ <данные изъяты> МО РФ в ходе реорганизации.
Указанный жилой дом, расположенный в военном городке входит в перечень домов специализированного жилищного фонда, обслуживаемого ОАО «Славянка» на основании договора Управления от ДД.ММ.ГГГГ № УЖФ заключенного с Министерством обороны Российской Федерации.
Судом установлено, что в жилом доме №, <адрес> отсутствуют общедомовые приборы учеты холодного водоснабжения, указано в акте осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ года, доказательств в обратном ответчиками суду не представлено.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 9 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Статьей 13 Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1 и 2).
Согласно ч. 5 ст. 13 ФЗ № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу ФЗ №261-ФЗ, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии. Здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 вышеуказанной статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности (часть 1 статьи 11 ФЗ №261-ФЗ).
С учетом положений частей 9,10 ст. 13 ФЗ №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вопросы установки общедомовых приборов учета решаются совместно с одной стороны ресурсоснабжающими организациями и с другой стороны собственником либо уполномоченным им лицом, либо лицом, ответственным за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме путем заключения договора в Порядке, утвержденном приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010г. N149.
В силу утвержденного данного Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов именно на заказчике, в качестве которого выступает собственник дома либо уполномоченным им лицо, лежит обязанность направить в ресурсоснабжающую организацию письменную заявку на установку прибора учета с целью дальнейшего заключения договора, который является публичным для ресурсоснабжающей организации. При этом ресурсонабжающая организация не вправе отказать в установке приборов учета.
Согласно подп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. №1082 на Министерство обороны РФ возложены правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 г. №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» МО РФ наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения Минобороны России реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Во исполнение указанных нормативных документов объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе <данные изъяты> КЭЧ района, включая жилой дом в военном городке № по адресу <адрес> переданы ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.
Основной целью ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ в соответствии с Уставом является осуществление решения задач, по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям Министерства обороны РФ.
Как установлено судом Министерством обороны Российской Федерации - собственником специализированного жилищного фонда, в который входит спорный дом, уполномоченным собственником лицом ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ не решался вопрос по установке общедомовых приборов учетов и введение их в эксплуатацию. При этом понятие установка приборов учета и введение его в эксплуатацию включает, в том числе перечень обязательных действий, которые должен совершить собственник или уполномоченное им лицо, содержащихся в разделе II Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010г. N149.
Судом так же установлено, что одним из центральных органов военного управления, которых входит в состав Министерства обороны РФ является Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ, в основные функции которого входит согласно п.п. 7 п. 8 Положения о данном органе управления входит оснащение материально-технической базы МО РФ приборами учета энергоресурсов, что подтверждает обязанность Министерства обороны РФ в лице своих органов управления решать спорные вопросы, связанные с обеспечением общедомовыми приборами учета многоквартирных домов.
Согласно Федеральному закону № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а так же утвержденному приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010г. N149.
Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов на ресурсоснабжающей организации лежит обязанность выполнить непосредственно установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, и которые не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки.
В соответствии с распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011г. N645-р открытое акционерное общество "Славянка" определено единственным поставщиком холодной воды и услуг по отведению и очистке сточных вод для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
С учетом данного обстоятельства, ОАО «Славянка» как ресурсоснабжающая организация, на которой лежит обязанность принимать участие в заключении договора и установке общедомовых приборов учета, а так же как управляющая компания, ответственная за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, которая при передаче ей соответствующих полномочий может выступать в качестве заказчика по договору об установке коллективных приборов учета используемых энергетических ресурсов согласно пункту 3 Порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязана совместно с собственником Министерством обороны РФ и балансодержателем ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ решать вопросы по установке общедомовых приборов учета в спорном многоквартирном доме.
Таким образом, суд считает требования прокурора к ответчикам являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, суд считает необходимым возложить на ответчиков обязанность по установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборы учета холодного водоснабжения в жилом доме военного городка № по адресу <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
Согласно исковому заявлению прокурор обратился в защиту интересов неопределенного круга лиц, данное право предоставлено прокурору в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, а поскольку категория лиц, чьи интересы затрагивает исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, то исковое заявление обоснованно подано в интересах неопределенного круга лиц, в связи, с чем доводы ответчиков о том, что прокурор не имел права на обращение в суд необоснованны и не могут быть приняты судом.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 33 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░ <░░░░░> – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 06 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░.