Решение от 05.10.2015 по делу № 2-2237/2015 от 04.06.2015

Дело № 2-2237/15 05 октября 2015 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга в составе :

председательствующего судьи Панковой Е.В.

при секретаре Григорьевой Е.А.,

с участием истца Е., представителя ответчика М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Е. к Управлению ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о признании права на получение и выплату пенсии по случаю потери кормильца, взыскании удержанных сумм,

У С Т А Н О В И Л :

Е. обратилась в суд с иском к Управлению ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области заявив требования о признании за нею права на получение и выплату пенсии по случаю потери кормильца по основаниям предусмотренным ч.1 ст.30 ФЗ РФ № 4468-1, начиная с **.**.**** года, взыскании удержанных сумм переплаты пенсии, при расчете на день обращения в суд с иском, в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, указывая что она является вдовой С., умершего **.**.**** года, являвшегося сотрудником УФСБ, с **.**.**** ей была назначена пенсия по случаю потери кормильца, однако, в нарушение положений действующего законодательства, письмом от **.**.**** ей неправомерно отказано в выплате такой пенсии за период с **.**.**** по день её увольнения с военной службы, производится удержание излишне выплаченных сумм, с **.**.**** года по день предъявления иска неправомерно удержано <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В судебном заседании истец поддержала заявленные исковые требования.

Представитель ответчика в судебном заседании, поддержав доводы представленного отзыва /л.д.32-33/, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая их не обоснованными, не основанными на действующем законодательстве, истец на момент назначения пенсии проходила службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, назначение пенсии при таких обстоятельствах не было правомерным.

Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения граждан. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.

Пенсионное обеспечение сотрудников ФСБ и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Организация пенсионного обеспечения сотрудников ФСБ и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной службы безопасности.

Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Частью 2 статьи 5 указанного Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 установлено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных названным Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Супруги лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 50-летнего возраста (ч. 1 ст. 30).

Истец состояла в зарегистрированном браке с С., проходившим службу у ответчика, **.**.**** С. умер, в связи с получением увечья, связанного с травмой, при исполнении обязанностей военной службы.

По достижении 50-летнего возраста истцу, по её обращению, была назначена пенсия, согласно ч.1 ст.30 ФЗ РФ № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей".

Указывая, что, при назначении пенсии не было известно о прохождении истцом на момент обращения за назначением такой пенсии службы в Государственной противопожарной службе МЧС России (с **.**.**** по **.**.**** года), о прохождении ею такой службы истец ответчику не сообщила, со ссылкой на положения ст.6 ФЗ РФ № 4468-1, ответчик, сделав вывод о не наступлении у истца права на пенсию до момента увольнения истца со службы, по основаниям ст.62 указанного ФЗ РФ, начиная с **.**.**** года, производит удержание из назначенной истцу пенсии по случаю потери кормильца сумм такой пенсии, выплаченных за период с момента назначения пенсии – **.**.**** года, по день увольнения истца со службы – **.**.**** года, как переплату пенсии в общем размере <данные изъяты> рублей, по <данные изъяты>% от суммы выплачиваемой истцу пенсии ежемесячно /л.д.34,35/.

Действительно, ст. 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468-1 предусматривает, что лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата пенсий на время службы приостанавливается.

Из смысла указанной нормы права следует, что увольнение со службы, как условие назначения пенсии, предусмотрено для случаев назначения пенсий по выслуге лет, по инвалидности.

Учитывая статус пенсии по случаю потери кормильца, которая предоставляется, как это следует из ст. 2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в целях компенсации гражданам дохода при потере кормильца, при достижении установленного законом возраста, во взаимосвязи с ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей", которая предусматривает в качестве условия для назначении этой пенсии лишь достижение определенного возраста, суд приходит к выводу о том, что назначение истице пенсии по случаю потери кормильца не может быть связано с необходимостью прекращения ею службы.

Таким образом, по достижении 50-летнего возраста у истца возникло право на получение пенсии по случаю потери кормильца, независимо от прохождения ею службы. При указанных обстоятельствах у ответчика не имелось оснований к выводу о переплате истцу пенсии за период с момента назначения пенсии по случаю потери кормильца по день прекращения ею службы.

Ссылки ответчика на нормы ст. 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" от 12 февраля 1993 года № 4468-1 не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного истцом, **.**.**** года рождения, требования о признании за нею права на получение и выплату пенсии по случаю потери кормильца по основаниям предусмотренным частью 1 статьи 30 ФЗ РФ № 4468-1 начиная с **.**.****.

Согласно приказа ФСБ РФ от 01.05.2003 N 302 "Об организации пенсионного обеспечения в органах Федеральной службы безопасности", п. 49, Выплата недополученной пенсии (переплата пенсии) оформляется записью в заключении о назначении пенсии. При этом указываются старая и новая суммы пенсии, разница между ними, период недоплаты (переплаты) и сумма недополученной (переплаченной) пенсии. Если за период переплаты или недоплаты сумма пенсии менялась неоднократно, составляется расчет переплаты (недоплаты) пенсии (приложение 14), который подшивается в III раздел пенсионного дела.

Согласно п. 54, из пенсии могут производиться удержания:

54.1. На основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

54.2. По решению пенсионного подразделения при излишне выплаченной пенсионеру сумме пенсии или пособия вследствие злоупотребления, допущенного с его стороны (например, в результате представления документов с недостоверными сведениями о трудовом стаже или составе семьи и др.), - ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов пенсии.

54.3. В иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации случаях.

В рассматриваемом случае, начиная с мая 2014 года, ответчиком, неправомерно, при неверном выводе о возникновении переплаты пенсии, производится удержание из выплачиваемой истцу пенсии по случаю потери кормильца в размере по 20% такой пенсии ежемесячно.

При таких обстоятельствах заявленные истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, с обязанием ответчика произвести выплату истцу удержанных со ссылкой на переплату пенсии сумм.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.167,193-199,321 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░░ ░░ ░., **.**.**** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 30 ░░ ░░ № 4468-1 ░░░░░░░ ░ **.**.****.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ :

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 09.10.2015 ░░░░.

2-2237/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хрусталева Елена Васильевна
Ответчики
Управление ФСБ России по СПб и ЛО
Суд
Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
dzr.spb.sudrf.ru
04.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2015Передача материалов судье
04.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.06.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.07.2015Предварительное судебное заседание
04.09.2015Предварительное судебное заседание
05.10.2015Судебное заседание
09.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее