Дело № 2а-653/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 декабря 2019 года г.Короча
Корочанский районный суд Белгородской области в составе председательствующего судьи Киреевой Е.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению МИ ФНС РФ № 7 по Белгородской области к Панченко И.В. о восстановлении пропущенного срока и взыскании недоимки и пени по налогам,
УСТАНОВИЛ:
МИ ФНС РФ № 7 по Белгородской области обратилась с заявлением в суд к Панченко И.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1050 руб., за 2015 год в сумме 1050 руб., за 2016 год в сумме 1050 руб., всего в сумме 3150 руб., и пени по состоянию на 13.12.2016 года, на 23.11.2017 года, за период с 2.12.2017 года по 6.12.2017 года в общей сумме 421,93 руб., а всего в общей сумме 375,53 руб., в котором заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи заявления.
В соответствии со ст.291 КАС РФ при отсутствии возражений административного ответчика против применения упрощенного (письменного) производства, при наличии со стороны лиц, участвующих в деле, ходатайств о рассмотрении административного дела в их отсутствие, судом административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, рассмотрев дело в порядке ст.ст.291-292 КАС РФ, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (ч.3 ст.48 НК Российской Федерации).
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч.6 ст.289 КАС РФ).
На основании п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
По сведениям об имуществе налогоплательщика – физического лица следует, что за Панченко И.В. зарегистрировано транспортное средство: марки ВАЗ 21101 государственный регистрационный знак <данные изъяты>.
Так, по данным МИ ФНС РФ №7 по Белгородской области за административным ответчиком числится задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 1050 руб., за 2015 год в сумме 1050 руб., за 2016 год в сумме 1050 руб., всего в сумме 3150 руб., и пени по состоянию на 13.12.2016 года, на 23.11.2017 года, за период с 2.12.2017 года по 6.12.2017 года в общей сумме 421,93 руб., а всего в общей сумме 375,53 руб., с установленным сроком уплаты до 1.12.2017 года.
С административным исковым заявлением о взыскании недоимки и пени по налогу МИ ФНС РФ №7 по Белгородской области обратилась в суд 12.11.2019 года.
Таким образом, административный иск подан налоговым органом с нарушением установленного законом шестимесячного срока.
Доказательств уважительности пропуска срока исковой давности административным истцом не представлено.
Доказательств наличия объективных препятствий для обращения в суд с настоящим иском в установленный законом срок налоговым органом также не представлено.
При этом суд учитывает, что МИ ФНС РФ №7 по Белгородской области является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи, с чем ей должны быть известны порядок и сроки обращения в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 08.02.2007 года №381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст.17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленного НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 года №479-О-О).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ, данным в п.20 Постановления №41 и №9 от 11.06.1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п.3 ст.48 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению. В случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требования налогового органа.
При таких обстоятельствах суд признает необоснованным ходатайство МИ ФНС РФ № 7 по Белгородской области о восстановлении срока для обращения в суд с административным иском, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст.175–180, 291–294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления МИ ФНС РФ № 7 по Белгородской области к Панченко И.В. о восстановлении пропущенного срока и взыскании недоимки и пени по налогам – отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья:
Решение изготовлено 30.12.2019 года.