Решение по делу № 2-2266/2016 ~ М-2023/2016 от 16.05.2016

Дело №*

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июня 2016 года г.Димитровград

Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Кочергаевой О.П., при секретаре Ванюковой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Музафаровой Э.Х. к администрации муниципального образования «Город Димитровград» о сохранении помещения в переустроенном и перепланированном состоянии,

У С Т А Н О В И Л:

Музафарова Э.Х. обратилась в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований ссылаясь на то, что ею в 2004 году были сделаны переустройство и перепланировка квартиры, расположенной в г.Димитровграде, ул.*, в результате которых был произведен демонтаж стеновой перегородки из ГВЛ, устройство стеновой перегородки из ГВЛ, вырезка двери в бревенчатой стене из одного помещения в другое, установка сантехприборов, установка проточного газового водонагревателя, перенос газовой плиты и мойки. 12 мая 2016 года администрацией города был дан отказ в согласовании переустройства и перепланировки жилого помещения, а также предписание о приведении жилого помещения в прежнее состояние. В соответствии с заключением строительно-технического обследования осуществленные переустройство и перепланировка не противоречат требованиям. Газовое оборудование также соответствует проекту. Просила сохранить указанное жилое помещение в переустроенном и перепланированном виде.

При подготовке дела к судебному разбирательству для участия по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление культуры и искусства г.Димитровграда, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области.

В судебном заседании истец Музафарова Э.Х. исковые требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, просила о его удовлетворении. Дополнительно указала, что она не знала о том, что дом, в котором ей по праву собственности принадлежит квартира, относится к объектам культурного наследия. Указанный дом внесен в реестр лишь в 2014 года, а перепланировку она осуществила в 2004 года, в связи с чем просила об удовлетворении иска.

Представитель ответчика администрации г.Димитровграда, третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления культуры и искусства г.Димитровграда Спирина А.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, ссылаясь на то, что дом, в котором проживает истец, отнесен к объектам культурного наследия, в отношении которых предусмотрен особый порядок согласования перепланировки, для которой необходимо получить задание на проведение указанных работ, разрешение, выданные органом охраны объектов культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия. Указанное разрешение истцом получено не было, в связи с чем оснований для сохранения жилого помещения в переустроенном и перепланированном состоянии не имеется, просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительного предмета спора, Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области в судебное заседание не явился, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что все ремонтные реставрационные работы на объекте культурного наследия проводятся на основании согласованной муниципальным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации и разрешительной документации.

Суд, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.

Согласно ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электротехнического или другого оборудования, требующие внесения изменений в техническую документацию. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

На основании ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения производятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью.

Из материалов дела следует, что Музафаровой Э.Р. по праву собственности принадлежит квартира, расположенная в г.Димитровграде, ул.*, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Жилой дом, в котором находится указанная квартира, является одноэтажным многоквартирным бревенчатым.

Решением мирового судьи судебного участка №3 г.Димитровргада от 20 октября 2003 года за Музафаровой Э.Х. признано право собственности на самовольно возведенный пристрой, состоящий из котельной, туалета и тамбура, выполненный к зданию указанного дома у входа в квартиру * по ул.* г.Димитровграда.

Из пояснений истца и представленного в суд технического паспорта следует, что истцом в принадлежащей ей по праву собственности квартире произведены переустройство и перепланировка, а именно выполнен демонтаж стеновой перегородки, устройство стеновой перегородки, вырезка двери в бревенчатой стене из одного помещения в другое, установка сантехприборов, установка проточного газового водонагревателя, перенос газовой плиты и мойки.

Из Постановления Правительства Ульяновской области от 22 июля 2014 года №312-П следует, что дом, расположенный в г.Димитровграде, ул.*, * включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия местного значения как «Дом городской, конец XIX века.

Из обозретого в судебном заседании инвентарного дела на указанный жилой дом следует, что указанный дом является объектом культурного наследия (памятником архитектуры) конца XIX века. Поставлен на государственную охрану на основании письма Министерства культуры Российской Федерации от 24 марта 1998 года №421-34-14, распоряжения Главы администрации Ульяновской области от 29 июля 1999 года №959-р.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с преамбулой вышеуказанного закона объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения,

Согласно ст. 15 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В соответствии со ст. 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Из содержания положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ следует, что объекты культурного наследия находятся под специальным правовым режимом, предусматривающим особые условия пользования и владения указанным объектом собственником и запрещающий проведение работ по изменению внешнего облика объекта культурного наследия.

Статьей 33 указанного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьей 45 названного Федерального закона, которой предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном пунктом 2 настоящей статьи, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, как следует из пояснений истца, она не обращалась за получением разрешения на проведение перепланировки (переустройства в компетентный орган государственной охраны объектов культурного наследия. При этом ее доводы о том, что ей не было известно о необходимости получения указанного разрешения, а также о том, что дом относится к объектам культурного наследия суд находит несостоятельными, поскольку они не основаны на законе.

Как было указано выше, сведения об отнесении дома к объектам культурного наследия имелись в Бюро технической инвентаризации еще с 1998 года, вышеуказанный Федеральный закон вступил в силу в 2002 году, то есть до осуществления истцом переустройства и перепланировки принадлежащего ей жилого помещения.

Истец Музафарова Э.Х. приобрела в собственность помещение жилого дома, имеющего соответствующий статус объекта культурного наследия, что возлагало на нее обязанность по сохранению, в том числе, внешнего облика здания. А как следует из представленной суду копии технического паспорта и пояснений истца перепланировка коснулась и внешней бревенчатой стены здания, в которой оборудован вход в пристрой, при этом истцом не отрицалось и того обстоятельства, что ею не получено от иных собственников указанного жилого дома разрешения на использование общего имущества дома – стены здания.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство или реконструкция любого объекта должны вестись при наличии выданного в установленном порядке разрешения на строительство и с соблюдением градостроительных норм и правил.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 47. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (собственники объекта), обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Поскольку жилой дом №83 по ул.Хмельницкого г.Димитровграда является охраняемым объектом культурного наследия, в отношении которого существует особый правовой режим, запрещающий любые изменения его внешнего облика и проведение реконструкций без согласования с органом охраны объекта культурного наследия, произведенная перепланировка с осуществлением разрушения бревенчатой стены здания не соответствует закону и нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к объектам культурного наследия и на их сохранение.

Учитывая изложенное, в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Музафаровой Э.Х. к администрации муниципального образования «Город Димитровград» о сохранении помещения в переустроенном и перепланированном состоянии отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Димитровградский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 27 июня 2016 года.

Судья О.П. Кочергаева

2-2266/2016 ~ М-2023/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Музафарова Э.Х.
Ответчики
Администрации г.Димитровграда
Суд
Димитровградский городской суд
Судья
Кочергаева О. П.
16.05.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2016[И] Передача материалов судье
18.05.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2016[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.06.2016[И] Предварительное судебное заседание
17.06.2016[И] Судебное заседание
22.06.2016[И] Судебное заседание
27.06.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2017[И] Дело оформлено
01.02.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее