Дело № Председательствующий - судья ФИО4
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:
председательствующего ФИО11,
судей ФИО5 и ФИО12
при секретаре ФИО7
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по <адрес> (далее - Управление ФМС России по РИ) по доверенности ФИО8 решение Малгобекского городского суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 и ФИО2 на неправомерные действия Управления ФМС России по <адрес>.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РИ ФИО11, объяснения представителя заинтересованной стороны ФИО8, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заявителя ФИО3 А.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО3 А.М. и ФИО3 З.Х. в связи с военными действиями покинули место постоянного жительства – Чеченскую Республику и обосновались в Республики Ингушетия. Органами миграционной службы они наделялись статусом вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевали. При очередном обращении, в удовлетворении требований о продлении срока действия указанного статуса им отказано в связи с получением компенсации за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике. Считая данный отказ затрагивающим их права и интересы, заявители обратились в суд, просили признать действия Управления ФМС России по РИ незаконными, обязать заинтересованную сторону продлить им статус вынужденного переселенца до полного обустройства, восстановить их (заявителей) в сводном списке вынужденных переселенцев из Чеченской Республики на получение жилья до полного жилищного обустройства.
В судебном заседании ФИО3 поддержали заявленные требования.
Представитель заинтересованной стороны в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки суду не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением суда требования заявителей удовлетворены частично, действия отдела ФМС России по РИ, выразившиеся в отказе продлить ФИО3 срок действия статуса вынужденного переселенца из Чеченской Республики признаны неправомерными, заинтересованная сторона обязана продлить заявителям срок действия статуса вынужденного переселенца из ЧР сроком на год со дня вступления в законную силу, и включить их в единую базу вынужденных переселенцев из ЧР.
В удовлетворении остальной части требования заявителей отказано.
В апелляционной жалобе представитель заинтересованной стороны ФИО8 данное судебное постановление полагает вынесенным с нарушением материального и процессуального права. Автор жалобы утверждает, что ФИО3 утрачен статус вынужденного переселенца, в связи с получением в 2002 году компенсации в размере 136 000 рублей. Полагая в этой связи, что у заявителей отсутствуют препятствия в жилищном обустройстве, апеллирующая сторона просит обжалуемое решение отменить и производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Из смысла разъяснений, закрепленных в пункте 4 статьи 5 Закона «О вынужденных переселенцах» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 названного Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год.
Согласно пункту 49 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом Федеральной миграционной службы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Административный регламент), для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока его действия.
Судом установлено, что жители <адрес> Республики ФИО3 А.М. и ФИО3 З.Х. в 1999 году в результате военных действий вынужденно оставили место постоянного жительства и обосновались в Республики Ингушетия. Территориальным органом миграционной службы по месту пребывания они наделялись статусом вынужденного переселенца, срок действия которого регулярно продлевали. До истечения данного срока в порядке, установленном Административным регламентом, заявители обратились в отдел ФМС России по РИ и просили продлить срок его действия, однако заинтересованной стороной в удовлетворении их требований отказано в связи с выплатой им в 2002 году компенсации в размере 136 000 рублей за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике. Считая данный отказ незаконным, заявители оспорили его в суд по правилам, вытекающим из публичных правоотношений.
Удовлетворяя требования ФИО3, суд счел, что заявители своевременно подали в Управление ФМС России по РИ заявление о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, а выплаченная им компенсация за утраченное жилье и имущество в Чеченской Республике недостаточна для их жилищного обустройства в силу ее незначительности.
Данная позиция суда согласуется вышеприведенными нормативными правовыми актами, регулирующими основания и порядок наделения гражданина статусом вынужденного переселенца, и не противоречит разъяснениям Конституционного Суда РФ, закрепленным в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-н, согласно которым статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса должен быть продлен.
Приходя к такому выводу, суд апелляционной инстанции учитывает и то обстоятельство, что заявители, которым заинтересованной стороной срок действия статуса вынужденного переселенца в последний раз продлен до ДД.ММ.ГГГГ в порядке, предусмотренном Административным регламентом, в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республики утратили принадлежавшее им жилье, пребывают на территории Республики Ингушетия, однако постоянного места жительства не имеют, жильем не обеспечены.
Доводы автора апелляционной жалобы о том, что в связи с выплатой компенсации, заявители утратили право на продление статуса вынужденного переселенца, нельзя признать состоятельными, поскольку компенсация полученная заявителями не соответствует стоимости утраченного жилья и не дает возможность приобрести другое жилье по новому месту проживания с учетом установленных норм.
Между тем, ФИО3 А.М. и ФИО3 З.Х. в 2002 году была предоставлена государственная поддержка в виде компенсации в размере 136 000 рублей, размер которой явно не удовлетворял потребности семьи заявителей.
Данное обстоятельство и явилось препятствием для обустройства заявителей на новом месте жительства, о чем свидетельствует то обстоятельство, что действие статуса вынужденного переселенца им неоднократно продлевалось, и в последний раз до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах вывод суда о неправомерности отказа Управлением ФМС России по РИ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца заявителям является правильным.
Доводы, приведенные представителем заинтересованной стороны ФИО8 в своей апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены обжалуемого решения, поскольку повторяют ее правовую позицию в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, которым дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьей 67 ГПК РФ, а потому не могут быть приняты во внимание.
Считая законным и обоснованным решение суда в части признания неправомерными действий Управления ФМС России по РИ, отказавшего ФИО3 в очередном продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, вместе с тем в целях обеспечения ясности при исполнении данного судебного решения судебная коллегия считает необходимым дополнить абзац третий его резолютивной части, касающийся обязания заинтересованной стороны продлить заявителям срок действия статуса вынужденного переселенца сроком на один год со дня вступления в законную силу, словосочетанием «решения суда», и изменить абзац четвертый этой же резолютивной части, который изложить в следующей редакции «обязать отдел ФМС России по РИ восстановить ФИО9 и ФИО10 в единую базу вынужденных переселенцев из ЧР.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 пунктом 2 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 и ФИО2 на неправомерные действия Управления ФМС России по <адрес> изменить.
Дополнить абзац третий резолютивной части решения суда, касающийся обязания заинтересованной стороны продлить заявителям срок действия статуса вынужденного переселенца сроком на один год со дня вступления в законную силу, словосочетанием «решения суда».
Абзац четвертый резолютивной части этого же судебного решения изложить в следующей редакции «обязать отдел ФМС России по РИ восстановить ФИО9 и ФИО10 в единую базу вынужденных переселенцев из Чеченской Республики.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованной стороны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
С подлинного за надлежащей подписью
верно:
Судья ФИО11