Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шурыгиной Е.В.,
при секретаре судебного заседания Нуртиновой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1466/2019 по исковому заявлению Миронова Д.А. к МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» о признании жилого помещения непригодным для проживания, обязании МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» включить жилое помещение в перечень жилых домов, подлежащих сносу, и признании права на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Миронов Д.А. указал, что он является владельцем квартиры, общей площадью 55,88 кв.м., расположенной на земельном участке, по адресу: <адрес> на основании договора дарения от 05 октября 2012 года и свидетельства о государственной регистрации права собственности от 15 октября 2012 года. В период владения квартирой для улучшения жилищно-бытовых условий в 2015 году он возвел к жилому дому пристрой, вследствие чего площадь жилого дома увеличилась и стала составлять 97,4 кв.м., что подтверждено новым техническим планом от 11 ноября 2019 года. 29 июня 2019 года на территории Октябрьского муниципального образования произошло наводнение, вызванное сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. Его жилой дом попал в зону затопления, вследствие чего, был затоплен на уровне фундамента; вода зашла под дом со стороны огорода и стояла на протяжении трех недель. По этой причине в фундаменте дома стали появляться признаки разрушения, которые усилились при снижении температуры воздуха осенью, в частности появились сквозные трещины в фундаменте. Согласно постановлению исполняющего мэра Чунского района Иркутской области от 16 сентября 2019 года № 221, адрес жилого дома - пер. Почтовый, 1 – указан в перечне пострадавших домов в зоне чрезвычайной ситуации. Вместе с тем согласно новой редакции постановления Октябрьского муниципального образования № 187 от 18 октября 2019 года «О внесении дополнения в постановление администрации Октябрьского муниципального образования № 172 от 30.09.2019 «О внесении дополнения в постановление администрации Октябрьского муниципального образования, его жилой дом уже не значится, только земельный участок, по неизвестной ему причине. Межведомственная комиссия не обследовала состояние дома.
В соответствии с положением п. 33 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Согласно п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» при наличии обращения собственника помещения органа местного самоуправления принимает решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан. На территории рабочего поселка Октябрьский данные полномочия выполняет администрация Октябрьского муниципального образования. Считает, что отказ администрации Октябрьского муниципального образования в проведении обследования жилого помещения является незаконным и необоснованным.
Не дождавшись обследования жилого дома межведомственной комиссией, он обратился в ООО «МНСЭ» для проведения строительно-технического экспертного исследования.
Согласно заключению строительно-технического экспертного исследования № 131119-74.03 от 11 ноября 2019 года ООО «МНСЭ» техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого <адрес> после паводка оценивается как недопустимое состояние, в связи с аварийным состоянием грунтового основания фундамента, намокания, размывания, и вымывания грунта из-под подошвы фундамента, деформации фундамента, запредельного отклонения напольного перекрытия от горизонтали, запредельного отклонения стен от вертикали, деформации дверных коробок и как следствие, согласно выводам экспертного исследования, после наводнения жилое помещение восстановлению не подлежит, дальнейшая эксплуатация представляет угрозу жизни и здоровью граждан.
Неоднократно он обращался устно и письменно в администрацию Октябрьского муниципального образования о проведении обследования жилого дома, рассмотрении вышеуказанного заключения эксперта, однако обследование проведено не было со ссылкой на то, что межведомственная комиссия закончила свою работу 11 октября 2019 года.
В соответствии с ч.2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 г. № 23- ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Поскольку жилой дом фактически не пригоден для проживания, о чем свидетельствует заключение эксперта, однако по причине бездействия администрации не обследован и не признан аварийным и подлежащим сносу, он лишен права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного, установленного постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
На основании изложенного, Миронов Д.А. просит суд:
- Установить факт владения и пользования на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 97,4 кв.м., за Мироновым Д.А., <данные изъяты>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации (паводка) 29-30 июня 2019 года в Чунском районе Иркутской области.
- Признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 97,4 кв.м., пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, непригодным для проживания.
- Обязать МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» включить жилое помещение, общей площадью 97,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области.
- Признать за Мироновым Д.А., <адрес>, право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения, общей площадью 97,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 г. в Чунском районе Иркутской области.
- Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Истец Миронов Д.А. просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, указав в заявлении на то, что свои исковые требования он полностью поддерживает.
Представитель ответчика МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» Тарасова Н.Н. о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, в судебное заседание не явилась, возражений по существу заявленных требований не представила. В ходе подготовки к судебному разбирательству представителю ответчика Тарасовой Н.Н. разъяснены положения статьи 79 ГПК РФ, о чем дана соответствующая расписка, приобщенная к материалам дела.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в лице ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Чунскому району» ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений против требований истца не представил. При этом представил информацию о выплате Миронову Д.А. единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. в связи с нахождением в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии со статьей 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (часть 1). Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве (часть 2).
Учитывая требования статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив с учетом статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, устанавливающие порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
На основании распоряжения Правительства РФ № 1392-р от 29 июня 2019 года в целях оказания разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 на территории Иркутской области, из резервного фонда выделены бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате паводка.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 года № 519-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
В силу п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 данной статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» установлено, что указанной категории граждан предоставляются меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в частности в виде предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании Миронов Д.А. является собственником квартиры, общей площадью 55,88 кв.м., и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 15 октября 2012 года серии №
В 2015 году истец решил увеличить площадь жилого дома, вследствие чего своими силами возвел теплый пристрой. Вследствие этого, жилая площадь дома увеличилась до 97,4 кв.м., что объективно подтверждается техническим паспортом от 11 ноября 2019 года.
Факт владения и пользования истцом на праве собственности реконструированным жилым помещением по состоянию на момент возникновения чрезвычайной ситуации никем не оспаривается, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истца об установлении факта владения и пользования на праве собственности жилым домом площадью 97,4 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>, с 2015 года и на момент возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области.
Разрешая требования истца о признании жилого дома непригодным для проживания, суд приходит к следующим выводам.
Указом Губернатора Иркутской области № 134-уг от 27 июня 2019 года «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением мэра Чунского районного муниципального образования № 159 от 29 июня 2019 года в связи с наводнением с 29 июня 2019 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Как явствует из постановления мэра Чунского района от 16 сентября 2019 года №221 «О внесении изменений в постановление мэра Чунского района от 29 июня 2019 года №155 «О введении на территории Чунского района режима функционирования «Чрезвычайная ситуация», утвержден перечень улиц в населенных пунктах Чунского района, попавших в зону чрезвычайной ситуации, возникшей в результате паводка, вызванного сильными дождями. Согласно данному перечню, жилой дом №1 в пер. Почтовый в Чунском районе Иркутской области попал в зону затопления на территории Октябрьского муниципального образования.
Согласно заключению строительно-технического экспертного исследования № 131119-74.03 от 11 ноября 2019 года ООО «МНСЭ» техническое состояние несущих и ограждающих конструкций жилого дома после паводка оценивается как недопустимое состояние, в связи с разрушением фундамента здания в результате затопления; деформацией стен, перекрытий 1 этажа, разрушением конструкций подполья, дефектов отделки стен, потолков и конструкций подполья в результате затопления; и, как следствие, согласно выводам экспертного исследования, после наводнения жилое помещение восстановлению не подлежит, дальнейшая эксплуатация представляет угрозу жизни и здоровью граждан. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в аварийном состоянии и требует произвести работы по полному демонтажу.
Суд не находит оснований усомниться в результатах вышеприведенного экспертного исследования, так как оно проведено экспертами, имеющими соответствующее образование и квалификацию, которые дали расписку о предупреждении об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения (стр.9). Данное заключение суд считает достоверным доказательством, поскольку отраженные в нем выводы основаны на детальном обследовании жилого дома, с приложением фотографического материала, объективно подтверждающего неудовлетворительное техническое состояние жилого дома. Заключение составлено в соответствии с нормами действующего законодательства, поэтому у суда не имеется оснований сомневаться в обоснованности выводов вышеуказанного экспертного заключения.
Представитель ответчика, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился; возражений по существу заявленных требований не представил и не оспорил результаты экспертного исследования, представленного истцом; правом стороны ходатайствовать о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы не воспользовался.
В силу принципа состязательности сторон (ст. 12 ГПК РФ) и требований ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 68 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
Суд отмечает, что ответчик не оспорил факт нахождения не только земельного участка, но и расположенного на нем жилого дома, по адресу: <адрес>, в зоне затопления вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Чунского района Иркутской области, а также не представил возражений и доказательств в обоснование своих возражений относительно доводов истца о невозможности проживания в указанном доме после затопления вследствие разрушения несущих конструкций дома.
Оценив доказательства, представленные по делу, по правилам статьи 67 ГПК РФ, каждое из которых является относимым к рассматриваемому делу и допустимым, суд приходит к выводу о том, что межведомственной комиссией жилое помещение, в котором проживает истец, несмотря на включение в перечень пострадавших домов в результате затопления еще 16 сентября 2019 года, не было обследовано на предмет непригодности данного жилого помещения для проживания в нем.
Вместе с тем, доводы истца о том, что жилое помещение по адресу: <адрес>, пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, нашли подтверждение при исследовании представленных доказательств.
Исходя из выводов обследования состояния жилого помещения, которое оценено экспертом-строителем как аварийное, при этом возможности для приведения в работоспособное состояние аварийного здания отсутствуют, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца и о признании жилого помещения непригодным для проживания.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда: прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. Истец обратилась к ответчику с целью решения вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания в соответствии с установленной процедурой, поскольку признание в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления. Однако при обращении в органы местного самоуправления истец не смогла реализовать свое право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в результате возникновения чрезвычайной ситуации.
В соответствии с Постановлением администрации Октябрьского муниципального образования от 06.05.2016 года № 88 «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» срок на который создается комиссия - не определен.
Постановлением администрации Октябрьского муниципального образования № 122 от 03.07.2019 года в Постановлением администрации Октябрьского муниципального образования от 06.05.2016 года № 88 «О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» внесены изменения, в новой редакции утверждено Приложение № 2 «Состав межведомственной комиссии».
Постановлением администрации Октябрьского муниципального образования № 121 от 03.07.2019 года «О создании комиссии по осмотру жилых помещений, причиненного летним наводнением в 2019 году на территории Октябрьского муниципального образования» была создана комиссия по обследованию технического состояния индивидуальных жилых и многоквартирных домов (жилых помещений) на предмет проведения капитального и текущего ремонта, был утвержден состав комиссии, определен порядок работы комиссии, при этом срок на который создается комиссия - не определен.
Установленные в судебном заседании обстоятельства свидетельствуют о бездействии МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования». Вместе с тем указанное бездействие муниципального органа не должно нарушать права истца Миронова Д.А. на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 г. в Чунском районе Иркутской области.
Принимая во внимание необходимость получения истцом мер социальной поддержки ввиду чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, иного способа защиты нарушенного права истца суд не усматривает и приходит к выводу о том, что бездействие МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» при решении вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания является незаконным, требования истца о признании жилого помещения по адресу: <адрес>, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, непригодным для проживания – обоснованными, дающими право истцу Миронову Д.А. на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 г. в Чунском районе Иркутской области в связи с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019г. в Чунском районе Иркутской области при соблюдении Мироновым Д.А. иных условий, предусмотренных положением Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
В связи с тем, что заявленные требования связаны с необходимостью получения мер государственной поддержки, в связи с чрезвычайной ситуацией, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Миронова Д.А. – удовлетворить.
Установить факт владения и пользования на праве собственности жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 97,4 кв.м., за Мироновым Д.А., <данные изъяты>, на момент возникновения чрезвычайной ситуации (паводка) 29-30 июня 2019 года в Чунском районе Иркутской области.
Признать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 97,4 кв.м., пострадавшее в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области, непригодным для проживания.
Обязать МКУ «Администрация Октябрьского муниципального образования» включить жилое помещение, общей площадью 97,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> в перечень жилых домов, подлежащих сносу как пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком в июне 2019 года на территории Чунского района Иркутской области.
Признать за Мироновым Д.А., <адрес>, право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в связи с утратой жилого помещения, общей площадью 97,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, вследствие чрезвычайной ситуации (паводка) в июне 2019 г. в Чунском районе Иркутской области.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд Иркутской области лицами, участвующими в деле, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Шурыгина