Дело № 5-56/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 декабря 2018 года с. Большие Кайбицы
Кайбицкий районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Багавиева И.А.,
при секретаре Насрутдиновой Э.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница",
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела лицензирования и контроля соблюдения лицензионных требований территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан в отношении государственного автономного учреждения здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница" составлен протокол об административном правонарушении по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Из данного протокола об административном правонарушении следует:
1. В нарушение подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 в государственном автономном учреждении здравоохранения «Кайбицкая центральная районная больница» не соблюдаются лицензионные требования в части стандарта оснащения, ведения первичной медицинской документации, выполнения необходимого объема обследований, обучения, а именно:
В части стандарта оснащения:
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «психиатрия-наркология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 1034н, в кабинете психиатра-нарколога (№ 34) отсутствуют: термометр медицинский, фонендоскоп, прибор для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, экспериментально-психологические методики, неврологический молоточек, диктофон;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «травматология и ортопедия», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N 901 н, в кабинете травматолога (№13) отсутствуют: весы медицинские (в том числе и для новорожденных), ростомер, угломер складной, шина транспортная для нижних конечностей, шины для лечения ключицы у детей, антистеплер для снятия швов;
- в нарушение Правил проведения функциональных исследований, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 декабря 2016 года N 997н в части оснащения кабинета функциональной диагностики, в кабинете функциональной диагностики (№) отсутствуют: спирограф, электроэнцефалограф;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской федерации от 15 ноября 2012 года N 922н, в кабинете хирурга (№ 5) отсутствуют: ростомер, настольная лампа, мешок Амбу, весы, холодильник, негатоскоп, сантиметровая лента, переносной набор для реанимации, головодержатель (воротник Шанца);
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07 декабря 2012 года N 1496н, в кабинете стоматолога-терапевта (№ 45) отсутствуют: электроодонтометр, апекслокатор, аппарат для снятия зубных отложений, диатермокоагулятор, инъектор для карпульный анестезии, коронкосниматель, корнцанг прямой, крючки для снятия зубного камня, набор инструментов для трахеотомии, отсасыватель пыли;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю терапия, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 923н, в кабинетах врачей-терапевтов (кабинеты № 1, 2, 3) отсутствуют: глюкометры, весы с ростомером, инструменты и оборудование для оказания экстренной помощи, ленты измерительные, лупы ручные, пульсоксиметр (кроме кабинетов № 3, 4);
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 926н, в кабинете врача-невролога (кабинет № 29) отсутствует термометр;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «оториноларингология», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N 905н, в кабинете врача-оториноларинголога (кабинет № 4) отсутствуют: негатоскоп, аппарат электрохирургический высокочастотный, лупа бинокулярная, воронка Зингля, эхосинускоп, аудиометр, кресло вращающее Барани;
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «педиатрия», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 апреля 2012 года N 366н, в кабинетах врачей-педиатров (кабинеты № 19, 20, 21) отсутствуют: ленты измерительные, ширмы;
- в нарушение Порядка организации первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07 марта 2018 года N 92h, в структуре педиатрического отделения имеются 3 педиатрических кабинета и прививочный кабинет, по остальным специалистам прием детей осуществляется во взрослых кабинетах хирурга, невролога, офтальмолога, отоларинголога и других, в поликлинике кабинеты детского и взрослого инфекциониста отсутствуют.
В части стандарта оснащения, ведения документации, невыполнения объема медицинской помощи, обучения:
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "акушерство и гинекология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 ноября 2012 года N 572н, в кабинете акушера-гинеколога отсутствует анализатор доплеровский сердечно-сосудистой деятельности матери и плода малогабаритный, ввиду того, что прием детей до 18 лет осуществляется в кабинетах акушеров-гинекологов, а не в кабинете врача гинеколога детского и подросткового возраста, в оснащении кабинета отсутствуют - стерильные детские вагиноскопы различных диаметров, наборы детских инструментов - влагалищных зеркал по Симпсу детских, детских зеркал, подъемников, влагалищных детских зеркал Куско, корцангов детских изогнутых и прямых (различных детских размеров).
В части обучения:
- в нарушение пункта VIII Порядка оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями у врача-гинеколога ФИО2, имеющей сертификат специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» М3 РФ по акушерству и гинекологии, оказывающей медицинскую помощь девочкам с гинекологическими заболеваниями, отсутствует обучение (тематическое усовершенствование) по особенностям формирования репродуктивной системы и течения гинекологической патологии у детей (не реже 1 раза в 5 лет);
- в нарушении пункта VII Порядка оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями у врача-гинеколога ФИО2 отсутствует обучение (тематическое усовершенствование) по патологии молочной железы, тогда как ею отдельным пациенткам были выставлены диагнозы «фиброзно-кистозно мастопатия», относящиеся к заболеваниям молочных желез.
В части несоблюдения объема медицинской помощи:
- в нарушение пункта VII Порядка оказания медицинской помощи женщинам с гинекологическими заболеваниями, согласно которым женщины с выявленными кистозными и узловыми изменениями молочных желез должны направляться в онкологический диспансер для верификации диагноза, после исключения злокачественных новообразований, женщины с доброкачественными заболеваниями молочных желез находятся под диспансерным наблюдением врача-акушера-гинеколога, который оказывает медицинскую помощь по диагностике доброкачественной патологии молочных желез и лечению доброкачественных диффузных изменений с учетом сопутствующей гинекологической патологии, врачом-гинекологом ФИО2 женщины в онкологический диспансер не направлены, диагноз не верифицирован, пациентки на диспансерный учет не взяты;
- в нарушение Приложения 20 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "акушерство и гинекология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01 ноября 2012 года N 572н, не соблюден объем медицинской помощи у пациентки (1647710893000191), которой была проведена операция по удалению спирали.
В части ведения документации:
- журнал амбулаторных операций, выполняемых в кабинете гинеколога (форма N 69у) не соответствует форме, установленной приказом Минздрава СССР от 04 октября 1980 года № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», в частности в гинекологическом отделении предоставляется медицинская услуга - искусственное прерывание беременности в рамках оказания первичной специализированной медикосанитарной помощи, в медицинских картах прерывания беременности (форма 0031 /у) (140-236-689-34, 110-882-325-30) и медицинских картах амбулаторного больного (форма № 025/уТ-04) этих же пациенток (140-236-689-34, 110-882-325-30) имеются записи о первичном осмотре гинеколога перед абортом, но не проведен контрольный осмотр врачом акушером-гинекологом через 9-15 дней после аборта;
- в нарушение пункта IX Порядка, согласно которым гинеколог должен направить беременную в кабинет медико-социальной помощи женской консультации для консультирования психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе), при отсутствии кабинета медико-социальной помощи консультирование проводит медицинский работник с высшим или средним медицинским образованием, прошедший специальное обучение, в медицинских картах прерывания беременности (форма 003-1/у) (140-236-689-34, 110-882-325-30) и медицинских картах амбулаторного больного (форма № 025/уТ-04) этих же пациенток (140-236-689-34, 110-882-325-30) после искусственного прерывания беременности с каждой женщиной должно проводиться консультирование, в процессе которого обсуждаются признаки осложнений, при которых женщина обязана незамедлительно обратиться к врачу, предоставляются рекомендации о режиме, гигиенических мероприятиях, а также по предупреждению абортов и необходимости сохранения и вынашивания следующей беременности, что не выполняется в полном объеме, прописано «ВМС», иные сведения о необходимых рекомендации отсутствуют.
В части стандарта оснащения, ведения документации, невыполнения объема медицинской помощи:
- в нарушение Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 ноября 2012 года N 902н, в части оснащения и оказания необходимого объема медицинской помощи в кабинете врача-офтальмолога (кабинет № 32) отсутствуют: автоматический проектор знаков, экзофтальмометр, тонометр-тонограф автоматический, гониоскоп, набор магнитов, тест полоски для пробы Ширмера.
Не соблюдаются стандарты оказания медицинской помощи по профилю «офтальмология» по различным заболеваниям, больницей предоставляются медицинские услуги населению по офтальмологии в виде магнитостимуляции и/или лазеростимуляции на различных аппаратах ТАК-6, ЛАСТ-01, ЭСОМ-КОМЕТ, АМА-АТОС, которые относятся к физиотерапевтическим приборам, воздействующим на орган зрения. Процедуры по стимуляции глаза могут быть назначены после осмотра врачом-офтальмологом и проведения офтальмологического обследования, определения показаний и противопоказаний. Так, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с офтальмологическим диагнозом по коду МКБ Н53 назначены процедуры стимуляции ФМС № без проведения исследований: визометрии, периметрии, скиаскопии, исследования аккомодации, биомикроскопия глаза, гониоскопии и других исследований, добровольное информированное согласие матерью не подписано, другим пациентам: 159-045-216-65, 174-745-730-00, 161-480-776-68 (Н50,0), 183-703-229-66 не выполнены объемы исследований.
В нарушение Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 июня 2013 года № 388н «Об оказании скорой и неотложной медицинской помощи больным и пострадавшим бригадами отделения скорой и неотложной медицинской помощи» в лечебном учреждении в автомобиле скорой медицинской помощи класса "А" (АР 249 ХН) для общепрофильных фельдшерских выездных бригад скорой медицинской помощи отсутствуют: автоматический наружный дефибриллятор в герметичном (степень защиты, обеспечиваемая оболочками, не ниже IP 55) и удароустойчивом корпусе с автономным питанием с голосовыми подсказками, с наличием взрослых и детских электродов; редуктор-ингалятор кислородный для проведения кислородной (кислородно-воздушной) и аэрозольной терапии, обеспечивающий подсоединение аппарата искусственной вентиляции легких, в комплекте с кофром (сумкой), основным и запасным баллонами кислородными объемом не менее 1 л каждый - 1 ед.; пульсоксиметр портативный транспортный в комплекте со взрослым и детским датчиками - 1 ед.; экспресс-измеритель концентрации глюкозы в крови портативный с набором тест-полосок — 1 ед.; электрокардиограф трехканальный с автоматическим режимом, синхронная запись 12 отведений, графическое отображение на бумажном носителе по три отведения или более, система дистанционной передачи электрокардиограммы на отдаленный кардиопульт - 1 ед.; комплект повязок разгружающих для верхней конечности (для взрослых и детей) — 1 ед.; косынка медицинская - 1 ед.; одеяло с подогревом (термоодеяло) - 1 ед; укладка общепрофильная для оказания скорой медицинской помощи - 1 ед.; набор реанимационный для оказания скорой медицинской помощи — 1 ед.; набор акушерский для оказания скорой медицинской помощи — 1 ед.; комплект противоэпидемический выездной бригады скорой медицинской помощи - 1 ед.; облучатель бактерицидный циркуляционный с возможностью работы в присутствии медицинских работников - 1 ед.; жилет сигнальный разгрузочный медицинский, соответствующий 2-му классу сигнальной одежды повышенной видимости - 1 ед.
В автомобиле скорой медицинской помощи класса "В" (Х 608 КК, С 984 НН) для общепрофильных фельдшерских и врачебных общепрофильных выездных бригад скорой медицинской помощи отсутствуют: автоматический наружный дефибриллятор в герметичном (степень защиты, обеспечиваемая оболочками, не ниже IP 55) и удароустойчивом корпусе с автономным питанием с голосовыми подсказками, с наличием взрослых и детских электродов; редуктор-ингалятор кислородный для проведения кислородной (кислородно-воздушной) и аэрозольной терапии, обеспечивающий подсоединение аппарата искусственной вентиляции легких, в комплекте с кофром (сумкой), основным и запасным баллонами кислородными объемом не менее 1 л каждый — 1 ед.; пульсоксиметр портативный транспортный в комплекте со взрослым и детским датчиками - 1 ед.; экспрессизмеритель концентрации глюкозы в крови портативный с набором тест-полосок - 1 ед.; электрокардиограф трехканальный с автоматическим режимом, синхронная запись 12 отведений, графическое отображение на бумажном носителе по три отведения или более, система дистанционной передачи электрокардиограммы на отдаленный кардиопульт - 1 ед.; комплект повязок разгружающих для верхней конечности (для взрослых и детей) — 1 ед.; косынка медицинская — 1 ед.; одеяло с подогревом (термоодеяло) - 1 ед; укладка общепрофильная для оказания скорой медицинской помощи - 1 ед.; набор реанимационный для оказания скорой медицинской помощи - 1 ед.; набор акушерский для оказания скорой медицинской помощи - 1 ед.; комплект противоэпидемический выездной бригады скорой медицинской помощи - 1 ед.; облучатель бактерицидный циркуляционный с возможностью работы в присутствии медицинских работников - 1 ед.; электроотсасыватель с бактериальным фильтром - 1 ед.; насос шприцевой - 1 ед.
В журнале записи вызовов скорой медицинской помощи за 2018 год не заполняются отдельные графы: графы 4 (возраст), графы 6 (по какому поводу вызов), графы 12-16 (возраст, время (число, часы, мин) выезда, возвращения, сколько потрачено времени на выезд, через сколько минут выехали на выезд, отметки) на страницах 8-90, имеются множественные исправления, затирания.
Журнал записи вызовов скорой медицинской помощи не соответствует установленной форме (N 109/у), утвержденной приказом Минздрава СССР №1030 от 04 октября 1980 года «Об утверждении форм первичной медицинской документации в учреждениях здравоохранения».
Не все карты вызовов скорой медицинской помощи в наличии, в некоторых отсутствует добровольное согласие на медицинское вмешательство, фамилия, имя, отчество, должность медицинского работника, подпись и заполнены не все пункты.
Не проводился анализ качества оказания медицинской помощи в отделении скорой медицинской помощи в 2017-2018 годах.
Не осуществляется первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях по урологии, фтизиатрии, эндокринологии (нет соответствующих помещений, оборудования, специалистов).
2. В нарушение подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291, при оказании медицинских услуг государственным автономным учреждением здравоохранения «Кайбицкая центральная районная больница» по месту осуществления медицинской деятельности не соблюдается установленный порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности:
- журналы амбулаторных операций, выполняемых в кабинете оториноларингологии (форма N 69у), перевязок, выполняемых в кабинете хирурга/травматолога (№13), учета процедур, выполняемых в процедурном кабинете (№10), учета процедур, выполняемых в физиотерапевтическом кабинете, учета процедур, выполняемых в офтальмологическом кабинете не соответствуют формам, установленным приказом Минздрава СССР от 04 октября 1980 года № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», отсутствуют графы: описание операции;
- в журнале регистрации исследований, выполняемых в кабинете функциональной диагностики (ЭКГ) (форма N 157/у-93 приказа Минздрава РФ от 30 ноября 1993 года № 283 «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации») не заполняются графы «метод исследования», «заключение»;
- в журнале регистрации исследований, выполняемых в кабинете функциональной диагностики (холтеровские исследования и СМАД) (форма N 157/у-93 приказа Минздрава РФ от 30 ноября 1993 года № 283 «О совершенствовании службы функциональной диагностики в учреждениях здравоохранения Российской Федерации») не заполняется графа «заключение».
- журналы по ультразвуковым исследованиям различных форм и видов (графы, строки различны, заполняются по усмотрению);
- лист учета дозовых нагрузок при рентгенологических исследованиях не заполняется в соответствии с установленными требованиями приказа от 29 марта 1990 года N 129 «Об упорядочении рентгенологических обследований» (не указаны ФИО пациента 1647400839000287, вид исследования);
- в кабинете оториноларинголога осуществляются лечебные процедуры, но журнал учета процедур по форме 029/у, предусмотренной приказом Минздрава СССР от 04 октября 1980 года № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения», не ведется;
- лабораторные журналы регистрации результатов анализов крови, мочи, мазков, биохимических анализов, серологические, бланки направлений на анализ крови, кала, биохимические исследования не соответствуют формам, установленным приказом Минздрава СССР от 04 октября 1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения»;
- в нарушение требований приказов Минздрава РФ от 26 мая 2003 года N220 "Об утверждении отраслевого стандарта "Правила проведения внутри лабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований с использованием контрольных материалов, от 07 февраля 2000 года N 45 «О системе мер по повышению качества клинических лабораторных исследований учреждениях здравоохранения Российской Федерации», "ОСТ 91500.13.0001-2003. Отраслевой стандарт. Правила проведения внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований с использованием контрольных материалов" не осуществляется внутрилабораторный контроль качества в отношении лабораторных исследований: паспорт лаборатории и внутреннее руководство (положение по качеству) не представлено; не представлен приказ по ответственному лицу за внутрилабораторный контроль качества количественных методов клинических лабораторных исследований; отчетные формы, отражающие результаты внутрилабораторного контроля качества (регистрационная форма «Оценка сходимости результатов измерения»; регистрационная форма «Результаты установочных серий измерений показателя в контрольных материалах»; журнал «Регистрация отбракованных результатов внутрилабораторного контроля качества») не ведутся; не представлены документы и Журналы по участию клиникодиагностической лаборатории государственного автономного учреждения здравоохранения «Кайбицкая центральная районная больница» в системе Внешнего контроля качества, результатом работы которой является возможность сопоставлять результаты исследований с аналогичными в других лабораториях.
3. В нарушение подпункта «в» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291, не соблюдается установленный порядок предоставления платных медицинских услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2012 года № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинским организациями платных медицинских услуг» (далее - Правила) в части оформления договоров, ведения медицинской документации:
- в нарушение подпункта 17 пункта IV «Порядка заключения договора и оплаты медицинских услуг» Правил, в договорах за 2018 год на оказание платных медицинских услуг не указываются: сроки предоставления платных медицинских услуг, телефон заказчика, информация о действующей лицензии на медицинскую деятельность, наименование услуги в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 октября 2017 года N 804н "Об утверждении Номенклатуры медицинских услуг», прописываются наименования, отсутствующие в указанной Номенклатуре, отсутствует подпись лица, заключающего договор от имени заказчика;
- в нарушении подпункта 30 пункта V «Порядка предоставления платных медицинских услуг» Правил при оказании платных медицинских услуг не соблюдаются установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации: не представлены Карты больного, лечащегося в физиотерапевтическом отделении (кабинете) по пациентам, которым проведены платные медицинские услуги массажа (форма N 044//у) приказа Минздрава СССР от 04 октября 1980 года №1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации в учреждениях здравоохранения»), так как магнитостимуляция глаз является физиотерапевтическим методом, применяемым в офтальмологии, в его основе лежит воздействие на орган зрения переменным и постоянным магнитным током;
- журнал учета процедур, манипуляций в кабинете офтальмолога, оказывающие платные услуги, ведется не по форме 029/у, установленной приказом Минздрава СССР от 04 октября 1980 года № 1030 «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения»;
- в нарушение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N 834н "Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению" отсутствуют записи о получении услуг в медицинских картах, получивших медицинскую помощь в амбулаторных условиях /или не заведены медицинские карты на пациентов, получивших медицинскую помощь в амбулаторных условиях (при назначении магнитостимуляции и /или лазеростимуляции глаз.
В медицинских картах, получивших медицинскую помощь в амбулаторных условиях в рамках ОМС зафиксированы случаи оказания медицинских услуг врачом-офтальмологом, даты которых, совпадают с датой заключения договора на оказание платных медицинских услуг, случаи по ОМС представлены на оплату за эти дни.
Медицинские карты на пациентов, получивших медицинскую помощь в амбулаторных условиях при назначении магнитостимуляции и /или лазеростимуляции глаз на платной основе не заведены.
4. В нарушение подпункта «д» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291, отсутствуют образование и сертификат специалиста у заключивших трудовые договора с лицензиатом специалистов, но выполняющих виды работ по детской стоматологии, детской хирургии, физиотерапии, наркологии-психиатрии:
- в нарушение требований приказа Минздрава России от 08 октября 2015 года N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", согласно которым у специалиста по стоматологии детской должно быть дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) по специальности "Стоматология детская" и у специалиста по детской хирургии должно быть дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) по специальности "Детская хирургия", установлены случаи оказания медицинской помощи несовершеннолетним пациентам врачом-стоматологом ФИО4, имеющим сертификат специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ ФГБОУ ВО «Московский государственный медикостоматологический университет имени А.И. Евдокимова» М3 РФ по стоматологии терапевтической, у которого отсутствует сертификат по стоматологии детской, и врачом-хирургом ФИО6, имеющим сертификат специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ КГМА-филиале ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» М3 РФ по хирургии, у которого отсутствует сертификат по детской хирургии;
- установлены случаи назначения пациентам, в том числе и несовершеннолетним магнитостимуляции, электроситуляции и/или лазеростимуляции глаз врачом-офтальмологом, не обученным по физиотерапии;
- в нарушение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при острой интоксикации, вызванной употреблением психоактивных веществ» от 04 сентября 2012 года N 129, согласно которым прием (осмотр, консультация) врача-психиатра-нарколога обязательна, установлены случаи оказания медицинской помощи в терапевтическом отделении пациентам с алкогольной интоксикацией, с диагнозами F 10.0 врачом-терапевтом, не прошедшим обучение по психиатрии-наркологии;
- установлены случаи оказания медицинской помощи в хирургическом отделении несовершеннолетним пациентам с фимозом, с диагнозами N47 врачами-хирургами ФИО6, ФИО7, у которых сертификат по детской хирургии отсутствует.
В нарушение подпункта «в» (1) пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности не соблюдаются Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 378н:
- в приказе о назначении ответственных лиц за учет препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, не определены ответственные лица, оборот препаратов осуществлялся различными лицами, не ответственными за данное направление работы; в приказе не определен Перечень препаратов, используемых в учреждении и относящихся к препаратам, подлежащим предметно-количественному учету, подписи лиц, ведущих учет в большинстве журналов по регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, не идентифицированы и не расшифрованы;
- в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" журналы учета спирта этилового 70% и 95 % ведутся с нарушениями, хранятся не в металлическом шкафу (сейфе);
- в комнате хранения наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в специальном журнале № 1 учета операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года № 644 (промедол 2%-1,0), имеются подписи лиц, которые не расшифрованы, имеются исправления на страницах 16, 18, которые не заверены ответственным лицом;
- в комнате хранения наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в специальном журнале № 2 учета операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года № 644 (морфин 1%-1,0), имеются подписи лиц, которые не расшифрованы, имеются исправления, которые не заверены ответственным лицом;
- в комнате хранения наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в специальном журнале № 2 учета операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года № 644 (фентанил 0,005%-2,0), имеются подписи лиц, которые не расшифрованы, имеется исправление на странице 27, которое не заверено ответственным лицом;
- в комнате хранения наркотических, психотропных и сильнодействующих веществ в специальном журнале № 3 учета операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006 года № 644 (реланиум 0,5 %-2%), имеются подписи лиц, которые не расшифрованы, имеется исправление на странице 28, которое не заверено ответственным лицом;
- в специальном журнале учета операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного постановлением Правительства российской Федерации от 04 ноября 2006 года № 644 (морфин 1%-1,0), не пронумерованы страницы, имеется исправление, которое не заверено ответственным лицом;
- в кабинете хирурга (№ 13) специальный журнал учета операций, связанный с обращением лекарственных средств для медицинского применения (этиловый спирт 70%), в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" хранится не в металлическом шкафу (сейфе), в нем имеются подписи лица, которые не идентифицированы и не расшифрованы;
- в процедурном кабинете (№10) специальные журналы учета операций, связанные с обращением лекарственных средств для медицинского применения, хранятся не в металлическом шкафу (сейфе);
- в 1-ом журнале (этиловый спирт 70 %) в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" имеются подписи лица, которые не идентифицированы и не расшифрованы, во 2-м журнале (этиловый спирт 70 %) графы не заполняются в соответствии с установленными требованиями (страница 2), отсутствуют подписи ответственного лица, имеются исправления на страницах 2, 3, которые не заверены ответственным лицом;
- в кабинете ФГДС (№ 7) специальные журналы учета операций в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для Медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" (в количестве 3-х), связанные с обращением лекарственных средств для медицинского применения, хранятся не в металлическом шкафу (сейфе);
- в 1-м журнале (этиловый спирт 70 %) имеются подписи лица, которые не идентифицированы и не расшифрованы, имеются исправления на страницах 5, 9, 16, 20, 21, 22, которые не заверены ответственным лицом, во 2-м журнале (этиловый спирт 95 %) имеются подписи лица, которые не идентифицированы и не расшифрованы, в 3-м журнале (для аптечки) имеются подписи лица, которые не идентифицированы и не расшифрованы, имеется исправление на странице 2, которое не заверено ответственным лицом;
- в кабинете неотложной помощи (№ 1) в специальном журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (трамадол 5%-2,0) в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" имеются подписи лиц, которые не идентифицированы и не расшифрованы, имеется исправление на странице 2, которое не заверено ответственным лицом;
- в кабинете противошоковом (№ 2) в специальном журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (этиловый спирт 70 %) в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", графы не заполняются в соответствии с установленными требованиями (страница 2), отсутствуют подписи ответственного лица;
- в стоматологическом кабинете (№ 45) в специальном журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения (этиловый спирт 70 %) в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно количественному учету" имеются подписи лиц, которые не идентифицированы и не расшифрованы;
- в специальном журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения главной медсестры (этиловый спирт 70 %) в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанный с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" не пронумерованы страницы;
- в специальном журнале учета операций, связанном с обращением лекарственных средств для медицинского применения главной медсестры (этиловый спирт 95 %) в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" не пронумерованы страницы, имеются подписи лиц, которые не расшифрованы;
- в кабинете лаборатории специальный журнал учета операций, связанный с обращением лекарственных средств для медицинского применения (этиловый спирт 70 %) в нарушение приказа Минздрава России от 17 июня 2013 года N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету", хранится не в металлическом шкафу (сейфе).
В протоколе административный орган пришел к выводу, что техническая неоснащенность лечебного учреждения, в том числе оборудованием и медицинскими изделиями, необходимыми для оказания неотложной помощи, неисполнение порядков медицинской помощи, отсутствие обучения у специалистов, невыполнение объема диагностических и лечебных мероприятий, неведение утвержденной медицинской документации, не соблюдение Правил регистрации операций лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету создает угрозу возникновения вреда здоровью граждан.
Административный орган – территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан, будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание представителя не направило, в адресованном суду заявлении просило рассмотреть данное дело в отсутствие своего представителя и привлечь государственное автономное учреждение здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница" к ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ.
Лицо, привлекаемое к ответственности - представитель государственного автономного учреждения здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница" Сафиуллина Г.И. в судебном заседании содержание протокола не оспорила, отсутствие в лечебном учреждении предусмотренных нормативно-правовыми актами вида и количества медицинских инструментов, оборудования, обученных специалистов по узким врачебным направлениям объяснила отсутствием финансирования со стороны государства и достаточного количества персонала с высшим врачебным образованием, полагала, что выявленные нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) не могли создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, в связи с этим просила ограничиться наказанием в виде предупреждения.
Выслушав представителя лица, привлекаемого к ответственности, и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В части 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Судом установлено и представителем государственного автономного учреждения здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница" не оспариваются указанные в вышеуказанном протоколе об административном правонарушении нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), при осуществлении медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра “Сколково”), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291, осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, при этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 вышеуказанного Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Административный орган считает, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения лицензионных требований создают угрозу возникновения вреда здоровью граждан.
Согласно пункту 1 части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Суд считает, что перечисленные территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Татарстан в протоколе об административном правонарушении нарушения государственным автономным учреждением здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница" требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), не могли создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку отсутствие предусмотренных нормативно-правовыми актами в лечебном учреждении вида и количества медицинских инструментов, оборудования, обученных специалистов по узким врачебным специальностям не исключали обязанность государственного автономного учреждения здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница", являющегося единственным лечебным учреждением на территории Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан, оказывать медицинскую помощь.
При указанных обстоятельствах суд считает, что действия (бездействие) государственного автономного учреждения здравоохранения «Кайбицкая центральная районная больница» подлежат квалификации по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Суд в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания государственному автономному учреждению здравоохранения "Кайбицкая центральная районная больница" учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает признание вины и особенности финансирования деятельности.
Обстоятельств, отягчающих наказание государственного автономного учреждения здравоохранения «Кайбицкая центральная районная больница», предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, суд не усматривает.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
С учетом вышеуказанного, суд считает возможным заменить государственному автономному учреждению здравоохранения «Кайбицкая центральная районная больница» наказание по части 2 статьи 19.20 КоАП РФ в виде штрафа на предупреждение, поскольку учреждение впервые привлекается к административной ответственности по данной статье КоАП РФ, выявленные нарушения не могли создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, они были неизбежны исходя из невозможности отказаться от оказания медицинской помощи и механизма финансирования учредителем деятельности учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 4.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать государственное автономное учреждение здравоохранения «Кайбицкая центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10-ти суток со дня вручения или получения копии постановления через Кайбицкий районный суд Республики Татарстан.
Судья подпись И.А. Багавиев