Дело № 2-1773/17
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Волжск 17 августа 2017 года
Волжский городской суд Республики Марий Эл в составе судьи Гайнутдиновой А.С., при секретаре судебного заседания Шалаевой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лебедева А. Л. к ГБПОУ РМЭ «Волжский индустриально-технологический техникум» о возложении обязанности обеспечить одеждой, обувью и мягким инвентарем,
установил:
Волжский межрайонный прокурор, действующий в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лебедева А.Л. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному профессиональному образовательному учреждению Республики Марий Эл «Волжский индустриально-технологический техникум», в котором просил возложить обязанность на ответчика обеспечить Лебедева А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, одеждой, обувью и мягким инвентарем по нормам, установленным Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 09 марта 2007 года № 65 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в республиканских государственных учреждениях".
В обоснование заявленных требований указано, что в Учреждении на полном государственном обеспечении находится Лебедев А.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящийся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проведенной прокурором проверкой по соблюдению Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей" и Постановления Правительства Республики Марий Эл от 09 марта 2007 года № 65 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей, находящихся в республиканских государственных учреждениях" было установлено несоблюдение норм обеспечения Лебедева А.Л. одеждой, обувью и мягким инвентарем в объеме, предусмотренном вышеуказанным Постановлением Правительства РМЭ: пальто или куртка зимняя – 1 штука, костюм школьный для мальчика – 1 штука, рубашка школьная хлопчатобумажная для мальчика – 2 штуки, форма спортивная и обувь спортивная – 2 комплекта, комплект для мальчика летний (шорты, футболка) и теплый (джинсы, толстовка) – 1 комплект, рубашка для мальчика (батник, водолазка) – 4 штуки, свитер (джемпер) – 2 штуки, головной убор летний – 1 штука, головной убор зимний – 1 штука, платок носовой – 8 штук, ремень брючный для мальчика (подтяжки) – 1 штука, шарф – 1 штука, перчатки (варежки) – 2 пары, трусы – 2 штуки, шорты (бриджи) – 1 штука, майка (топик) – 3 штуки, футболка – 1 штука, носки хлопчатобумажные – 9 пар, ботинки (туфли, сандалии, кроссовки) – 3 пары, тапочки домашние – 2 пары, обувь зимняя – 2 пары, сапоги резиновые – 1 пара, комплект для занятий спортом в зимнее время (брюки утепленные из плащевой ткани и толстовка или куртка на флисовой основе) – 1 комплект, шапка – 1 штука, сорочка ночная, пижама – 2 штуки, купальник, плавки – 1 штука, шапочка для бассейна – 1 штука, рабочая одежда – 1 комплект, рюкзак, сумка – 2 штуки, сумка дорожная – 1 штука, простыня – 3 штуки, пододеяльник – 2 штуки, наволочка для подушки нижняя – 1 штука, наволочка для подушки верхняя – 3 штуки, полотенце вафельное или льняное – 4 штуки, полотенце махровое – 3 штуки, одеяло шерстяное или ватное – 2 штуки, одеяло байковое – 1 штука, матрац – 1 штука, покрывало – 1 штука, подушка – 1 штука, коврик прикроватный – 1 штука.
В судебном заседании помощник Волжского межрайонного прокурора Зайцева Э.Г. требования поддержала, суду пояснила аналогичное изложенному в иске.
Истец Лебедев А.Л. на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом повестками, телеграммами.
Представитель ответчика директор ГБПОУ РМЭ «Волжский индустриально-технологический техникум» Серов Д.Н., действующий на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, суду пояснил, что денежные средства в размере 14800 рублей для приобретения одежды выплачиваются воспитанникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через кассу техникума.
Представитель третьего лица Министерства образования и науки Республики Марий Эл в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело без их участия.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей" полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи.
Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей").
Во исполнение Федерального закона № 159-ФЗ принят Закон Республики Марий Эл от 02 декабря 2004 № 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл". Согласно Закону Республики Марий Эл № 50-З к категориям лиц нуждающихся в социальной поддержке, в частности относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные Федеральном законом № 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Финансирование вышеуказанных расходных обязательств Республики Марий Эл в соответствии со статьей 3 Закона Республики Марий Эл № 50-З осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год.
К нормативно-правовым актам субъекта Российской Федерации – Республики Марий Эл, регулирующим правоотношения в области материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в республиканских государственных учреждениях Республики Марий Эл относится Постановление Правительства Республики Марий Эл от 09 марта 2007 года № 65 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в государственных учреждениях Республики Марий Эл" (далее Постановление Правительства Республики Марий Эл № 65).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Республики Марий Эл № 65, принятого во исполнение Федерального Закона № 159-ФЗ, денежный размер обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем детей-сирот в возрасте от 6,6 до 23 лет установлен в размере 14800 рублей.
Детям-сиротам, обучающимся в государственных профессиональных образовательных организациях Республики Марий Эл, достигшим 18-летнего возраста, по их желанию средства на их содержание выдаются государственной профессиональной образовательной организацией Республики Марий Эл ежемесячно наличными не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 5 Постановления Правительства Республики Марий Эл № 65).
Из материалов дела следует, что Лебедев А.Л. поставлен на полное государственное обеспечение в профессиональной образовательной организации в связи с тем, что относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и является учащимся ГБПОУ РМЭ «Волжский индустриально-технологический техникум».
Выплата Учреждением денежной компенсации в указанном размере Лебедеву А.Л. за 2016-17 учебный год подтверждается платежными ведомостями за указанный период, предоставленными Учреждением.
Таким образом, Учреждением с согласия Лебедева А.Л. обеспечение его одеждой, обувью и мягким инвентарем производится путем выплаты денежной компенсации, что в свою очередь предусмотрено федеральным законом.
С учетом приведенного правового регулирования, установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что возложенная на Учреждение статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечителей родителей" обязанность по полному государственному обеспечению Лебедева А.Л., относящегося к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнена в полном объеме.
При этом судом учитывается, что согласно статьи 26 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.
Выплачивая денежную компенсацию Лебедеву А.Л. в сумме 14 800 рублей на одежду, обувь и мягкий инвентарь Учреждение выполняло требования Постановления Правительства Республики Марий Эл № 65, выплата компенсации в ином размере, одновременное натуральное обеспечение и выплата денежной компенсации привели бы к неисполнению указанного федерального законодательства и нормативно-правовых актов Республики Марий Эл.
Требований к Министерству образования и науки Республики Марий Эл прокурором не заявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований прокурора следует отказать.
По мнению суда, принятие решения в вышеприведенном порядке отвечает требованиям разумности и справедливости и не нарушает чьих-либо прав.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Волжского межрайонного прокурора Республики Марий Эл в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Лебедева А. Л. к ГБПОУ РМЭ «Волжский индустриально-технологический техникум» о возложении обязанности обеспечить одеждой, обувью и мягким инвентарем- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Волжский городской суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.С. Гайнутдинова
Решение принято в окончательной форме 22 августа 2017 года.