Дело №2-7710/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2016 года г. Уфа
Калининский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафиуллиной Н.Ш.,
при секретаре судебного заседания Халиной Я.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галишина И. И. к Администрации Калининского района городского округа город Уфа, Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа о предоставлении жилого помещения, признании отказа муниципального органа в предоставлении жилья незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Галишин И.И. обратился в суд с иском к Администрации Калининского района городского округа город Уфа, к Администрации Калининского района городского округа город Уфа, Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа о предоставлении жилого помещения, о признании отказа муниципального органа в предоставлении жилья незаконным, в обоснование требований указав, что с раннего детства остался без попечения родителей, является круглым сиротой, опекуном была назначена тетя – Фаритова Р.Г. с которой истец проживал по адресу: <адрес>. Собственником указанной квартиры является Фаритова Р.Г.
Согласно выписки из ЕРРП, за истцом зарегистрировано право собственности на ? доли жилого дома по адресу: <адрес>. Но, на основании Постановления администрации сельского поселения Менеузтамакский сельсовет муниципального района Миякинский район РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ года вышеуказанный жилой дом признан непригодным для проживания, что подтверждается заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года, другого жилья у истца нет.
В период нахождения под опекой у Фаритовой Р.Г. в отделе опеки и попечительства администрации муниципального района Миякинский район РБ пояснили, что по достижении 18 летнего возраста истцу будет предоставлено жилое помещение, однако, данные обязательства выполнены не были.
Истец указывает, что по достижении 18 лет он неоднократно обращался в отдел опеки и попечительства по вопросу предоставления жилого помещения, но ему объясняли, что очередь большая, финансирование выделяется не в полном объеме и по мере выделения жилого помещения его известят письменно.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с письменным заявлением в Администрацию Калининского района ГО г. Уфа о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, но письмом от ДД.ММ.ГГГГ истку было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося, мотивировав тем, что на момент обращения ему исполнилось 24 года.
По мнению истца, указанный отказ является неправомерным, так как должностные лица органа опеки и попечительства администрации муниципального района Миякинский район РФ, зная о Галишине И.И., как о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в тот период, когда он был несовершеннолетним, находился под опекой, вопреки требованиям закона, не предприняли мер, в том числе, не предложили законному представителю (опекуну, попечителю) в целях формального соблюдения требований жилищного законодательства, обратиться за постановкой на учет для получения жилья.
Истец считает, что ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства не может являться основанием для лишения такого ребенка надлежащего социального обеспечения, гарантированного Конституцией РФ.
Галишин И.И. просит, с учетом уточненных исковых требований, признать бездействие администрации муниципального района Миякинский район РБ в непринятии мер по соблюдению требований жилищного законодательства о постановке на учет Галишина И.И. для получения жилья, признать незаконным отказ администрации Калининского района ГО г. Уфа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, признать за ним право на обеспечение жилым помещением, обязать Администрацию Калининского района ГО г. Уфа РБ предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В судебное заседание истец Галишин И.И. не явился, извещался надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Галишина И.И. – Тафинцева М.П., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представители ответчиков представители ответчиков Администрации ГО г.Уфа, Администрации Калининского района ГО г. Уфа, Администрации муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан, представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили.
Ранее представителем Администрации Калининского района ГО г. Уфа был представлен отзыв на исковое заявление, согласно которого представитель просит суд в иске Галишину И.И. отказать, поскольку на момент обращения к ответчику истцу уже исполнилось 23 года.
Выслушав объяснения и доводы представителя истца, изучив и оценив материалы дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, и не оспаривается сторонами, что истец Галишин И.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в ДД.ММ.ГГГГ после смерти матери - Фаритовой С.Г.(свидетельство о смерти серии №) воспитывался опекуном Фаритовой Р.Г., что подтверждается постановлением № № от ДД.ММ.ГГГГ, проживал в Миякинском районе РБ.
Согласно выписки из ГРП, Галишин И.И. является собственником 1/2 доли жилого дома, расположенного по <адрес>
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № № было утверждено заключение межведомственной комиссии о признании жилого дома, расположенного по ул. <адрес>, принадлежащего ? доли Фаритовой Р.Г, ? доли Галишину И.И., непригодным для постоянного проживания.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № № Администрация Калининского района ГО г. Уфа РБ сообщило Галишину И.И. о том, что Администрация Калининского района ГО г. Уфа РБ не имеет оснований принять его на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного помещения в связи с достижением последним 24 летнего возраста.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Согласно ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, к категориям граждан, которым по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, относятся иные категории граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
К иным категориям относятся дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 Федерального закона РФ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются как лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона РФ № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (в редакции ФЗ – 15 от 29.02.2012 года), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числе детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.
Таким образом, гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста и носит заявительный характер.
Следовательно, если лицо из указанной выше категории граждан, до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку на момент обращения в Администрацию Калининского района ГО г. Уфа ДД.ММ.ГГГГ года Галишину И.И. исполнилось 24 года, в то время как из преамбулы указанного Федерального закона, а также из его статьи 1, следует, что его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста, на момент обращения истец статусом ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, и лиц из их числа, не обладал.
Положениями пункта 9 статьи 8 названного Федерального закона предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
Между тем, истцом не представлено убедительных доказательств в подтверждение наличия объективных и уважительных причин, не позволивших ему, либо его опекуну своевременно обратиться в орган местного самоуправления Миякинского района ГО г. Уфа, Администрацию Калининского района ГО г. Уфа с соответствующим заявлением в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением как, ребенку-сироте, ребенку, оставшегося без попечения родителей о постановке на учет как нуждающейся в получении жилого помещения.
Требования истца о признании бездействия администрации муниципального района Миякинский район РБ в непринятии мер по соблюдению требований жилищного законодательства о постановке на учет Галишина И.И. для получения жилья, суд также находит необоснованным, поскольку в соответствии со ст. 148.1.Семейного Кодекса РФ, ст. 15 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия, оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Следовательно Фаритова Р.Г., с целью соблюдения прав опекаемого Галишина И.И., имела возможность своевременно обратиться в уполномоченный орган с целью постановки на учет.
При этом, доводы представителя истца о том, что неоднократные устные обращения Фаритовой Р.Г. были оставлены без внимания, суд не может признать обоснованными, так как доказательств невозможности письменного обращения по вопросу постановки на учет по указанной категории, а также невозможности реализации права опекаемого по каким-либо иным причинам суду не представлено.
Поскольку суд отказывает в удовлетворении требований истца о признании бездействия администрации МР Миякинский район РБ, а также о признании незаконным отказа администрации Калининского района ГО г. Уфа во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением, удовлетворению также не подлежат требования истца о признании за ним права на обеспечение жилым помещением, а также обязании Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст., 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░