Решение по делу № 33-4142/2014 от 08.07.2014

Судья Ефимова Е.О.                  Дело № 33-4142

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2014 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Литвиновой М.В.,

при секретаре Третьяных Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Государственного казенного учреждения Саратовской области (далее – ГКУ СО) «Заволжские лесничества», ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества», ГКУ СО «Центральные лесничества» о признании незаконными действий Саратовского межрайонного природоохранного прокурора по апелляционной жалобе ГКУ СО «Центральные лесничества» на решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 28 апреля 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГКУ СО «Центральные лесничества» – Лаврентьева А.А., поддержавшего доводы жалобы, объяснения помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Дорониной Ю.К., действующей по доверенности от 25.12.2012 г. № 29-2012, возражавшей против доводов жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия

установила:

ГКУ СО «Заволжские лесничества» обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным представление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора от 27.02.2014 г. .

ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества» обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным представление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора от 27.02.2014 г. .

ГКУ СО «Центральные лесничества» обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным представление Саратовского межрайонного природоохранного прокурора от 27.02.2014 г. .

Определением суда от 18.04.2014 г. гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство.

Требования мотивированы тем, что 27.02.2014 г. Саратовским межрайонным природоохранным прокурором вынесено представление в адрес заявителей об устранении нарушений требований федерального законодательства, причин и условий, им способствующих, а именно: не исполняется подпункт «г» п.1 Указа Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции», то есть не представляются в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, включенных в перечни, установленные локальными нормативными актами организаций, созданных на основании федеральных законов, и лицами, замещающими указанные должности; не выполняется п. 4 Указа Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений ФЗ «О противодействии коррупции», что вышеуказанные граждане и лица не представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в сроки и по формам, которые предусмотрены Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 559 и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, определяемом нормативными актами, изданными в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации; не выполняется п. 23 Указа Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»; не выполняется п. 7 Указа Президента РФ от 08.07.2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции», согласно которому руководители органов и организаций должны в 4-х месячный срок в соответствии с требованиями, предусмотренными подп. «а» п. 6 настоящего Указа, определить должности, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, названных в п. 2 Порядка, утвержденного настоящим Указом, на официальных сайтах органов и организаций; обеспечить в соответствии с предусмотренными требованиями размещение указанных сведений; принять иные меры по реализации настоящего Указа.

Заявители полагают, что оспариваемые представления Саратовского межрайонного природоохранного прокурора являются незаконными, нарушающими права и свободы ГКУ СО «Заволжские лесничества», «Северо-Восточные лесничества», «Центральные лесничества», поскольку на основании приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» в связи с произошедшими структурными изменениями органов прокуратуры Российской Федерации, в целях организации их деятельности, а также разграничения компетенции территориальных, военных и других специализированных прокуратур, обеспечения должного взаимодействия между ними, на основании ст.ст. 11 и 17 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральным прокурором РФ приказано возложить на подчиненных прокуроров полномочия с четким разграничением их компетенции. Полномочия природоохранных прокуроров (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации перечислены в п. 2.3. указанного приказа, п. 1 которого надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций возлагает на прокуроров субъектов РФ. Таким образом, Саратовская межрайонная природоохранная прокуратура в нарушение приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.08.2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», вышла за пределы своей компетенции при вынесении оспариваемых представлений.

Кроме того, в представлениях не указана норма Лесного кодекса РФ, регламентирующая порядок создания организации в организационно-правовой форме государственного казенного учреждения. ГКУ СО «Заволжские лесничества», «Северо-Восточные лесничества», «Центральные лесничества» созданы на основании распоряжения правительства Саратовской области от 07.11.2012 г. № 364-П «О государственном казенном учреждении Саратовской области «Лесничества Саратовской области», путем реорганизации государственного казенного учреждения Саратовской области «Лесничества Саратовской области», которое в свою очередь было создано на основании постановления правительства Саратовской области от 29.11.2010 г. № 598-П «О создании государственных казенных учреждений Саратовской области», в которое оно было переименовано из областного государственного учреждения «Саратовское управление лесного хозяйства» на основании постановления правительства Саратовской области от 29.12.2007 г. № 490-П «Об областном государственном учреждении «Саратовское управление лесного хозяйства», которое в свою очередь было передано из федеральной собственности на основании постановления правительства Саратовской области от 18.07.2005 года № 244-П «Об организации ведения лесного хозяйства в Саратовской области». Федеральное государственное учреждение «Саратовское управление сельскими лесами» создано на основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 12.02.2002 г. № 102, путем реорганизации федерального государственного учреждения «Саратовское управление лесами сельскохозяйственных организаций» путем присоединение к нему федеральных государственных учреждений – сельских лесов Федеральные государственные учреждения – сельские лесхозы Минсельхоза России созданы на основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 09.02.2001 г. № 72-2.

Таким образом, Государственные казенные учреждения Саратовской области созданы на основании распоряжений органов государственной власти Российской Федерации, не являются организациями, созданными на основании Федерального закона, и, соответственно, не подпадают под действие Указа Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции». Представления прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства, причин и условий им способствующих, нарушает права юридических лиц, незаконно возлагает на ГКУ СО обязанности, возложенные на организации Указом Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309, в перечень которых эти организации не входят, поскольку это не имеет прямого упоминания в законе, а также заявители не являются организациями, созданными на основании какого-либо федерального закона.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

Не согласившись с решением, ГКУ СО «Центральные лесничества» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления о признании незаконным представления. В возражениях на апелляционную жалобу прокурор считает решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.

Как указано в ч. 1 ст. 1 ФЗ от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В силу в ч. 3 ст. 22 ФЗ № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ст. 24 ФЗ № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Из материалов дела следует и установлено судом, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в феврале 2014 года проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в природоохранных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.

Проверкой установлено, что деятельность ГКУ СО «Заволжские лесничества», ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества», ГКУ «Центральные лесничества» осуществляются с нарушением законодательства о противодействии коррупции.

По результатам проверки Саратовский межрайонный природоохранный прокурор направил в адрес директоров ГКУ СО «Заволжские лесничества» представление от 27.02.2014 г. , ГКУ СО Северо-Восточные лесничества» - представление от 27.02.2014 г. , ГКУ СО «Центральные лесничества» - представление от 27.02.2014 г. , в которых указал, что ГКУ не реализованы отдельные положения федерального законодательства о противодействии коррупции, а также потребовал рассмотреть представления, принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности, и сообщить о результатах.

В силу ч. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Отклоняя требования заявителей, суд первой инстанции исходил из того, что не представлено доказательств нарушения оспариваемым представлением прав юридических лиц ГКУ СО «Заволжские лесничества», ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества», ГКУ СО «Центральные лесничества».

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, считает представление прокурора не затрагивает права и свободы заявителя.

Довод жалобы о том, что на деятельность учреждения не распространяется действие Указа Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» является несостоятельным.

Согласно подп. «г» п. 1 Указа Президента РФ от 02.04.2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются в подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), которые созданы (определены) в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, - гражданами, претендующими на замещение должностей в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, включенных в перечни, установленные нормативными актами фондов, локальными нормативными актами государственных корпораций (компаний) и иных организаций, и лицами, замещающими указанные должности.

В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

В соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 08.10.2013 г. № 537-П (ред. от 20.03.2014) «Вопросы министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области», министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (далее Министерство) является органом исполнительной власти области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в сфере, осуществления организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда по переданным в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации полномочиям и обеспечивающим охрану, защиту, воспроизводство лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях, осуществляющим согласно статье 82 Лесного кодекса Российской Федерации владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности области.

Согласно п. 9 вышеуказанного постановления в ведении Министерства находятся ГКУ СО «Заволжские лесничества», ГКУ СО «Западные лесничества», ГКУ СО «Северо-Восточные лесничества», ГКУ СО «Центральные лесничества».

Таким образом, ГКУ СО «Центральные-лесничества» является организацией, созданной на основании Федерального закона - Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ, и вышеуказанные положения федерального законодательства о противодействии коррупции должны быть им реализованы.

Представление прокурора внесено уполномоченным должностным лицом, изложенные в нем требования соответствуют нормам ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Все приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела, подтверждены доказательствами, мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобах не опровергнуты.

Доводы жалобы не содержат оснований, влекущих отмену решения суда, все они были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда города Саратова от 28 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Саратовской области «Центральные лесничества» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4142/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
ГКУ СО "Центральные лесничества"
ГКУ СО "Северо-Восточные лесничества"
ГКУ СО "Заволжские лесничества"
Другие
Саратовский межрайонный природоохранный прокурор
Суд
Саратовский областной суд
Судья
Гладченко А.Н.
17.07.2014Судебное заседание
21.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2014Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее