Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июня 2017 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Сидоровой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1679/17 по иску Амоян Т.И. об установлении места проживания на территории Российской Федерации,
У с т а н о в и л:
Амоян Т.И. обратилась в суд с заявлением об установлении места постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на <дата>, ссылаясь на то, что она родилась <дата> в <адрес>, в 1991 году она вместе со своей семьей - мужем Амоян Т.С. и сыном Амоян Г.Т. переехали на постоянное место жительства в Россию, имела паспорт гражданина СССР образца 1974 года. С <дата> была зарегистрирована в <адрес>, однако фактически проживала в г. Сызрани Самарской области. <дата> Новоспасским РОВД <адрес> ей был выдан паспорт гражданина РФ серии № ***). В указанный период времени она была трудоустроена, получала пенсию по старости, загранпаспорт, пользовалась медицинскими услугами, ее ребенок посещал школу. С <дата> по настоящее время состоит на регистрационном учете по адресу: Самарская область, <адрес>, <адрес>. В 2016 году паспорт гражданина РФ ею был утерян в Грузии, что подтверждается справкой, выданной Департаментом полиции <адрес> Министерства внутренних дел <адрес>. В последующем, вернувшись в г. Сызрань Самарской области по месту постоянной регистрации, она обратилась в отдел УФМС России по Самарской области в городе Сызрани и <адрес> по факту выдачи паспорта гражданина РФ взамен утраченного. Однако в выдаче паспорта было отказано со ссылкой на то, что паспорт серии № ***) выдан незаконно. Полагает, что поскольку на день вступления в силу Закона РСФСР «О гражданстве РФ» была зарегистрирована и постоянно проживала на территории Российской Федерации, в связи с чем возможно установить место ее постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на <дата>.
В судебном заседании Амоян Т.И. заявленные требования поддержала, сославшись на вышеизложенные доводы.
В судебное заседание представитель Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Сызранское» не явился, просил о рассмотрении дела без его участия, представил письменный отзыв, из которого усматривается, что установление места постоянного проживания на территории Российской Федерации на <дата> и после этой даты может быть установлен только лицу без гражданства. При этом, бремя доказывания постоянного проживания на территории Российской Федерации на <дата> и после этой даты, а также отсутствие у него гражданства иного государства – лежит на заявителе.
Суд, заслушав истца, свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. "а" ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" гражданами Российской Федерации являются лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
В силу ч. 7 ст. 4 данного Закона наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Пунктом 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (в дальнейшем - Положение) определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Далее, в соответствии с названной нормой права, действовавшей до 1 июля 2002 года, гражданами РСФСР признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РСФСР на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве РСФСР.
Согласно Указу Президента РФ от 24.10.1994 N 2007 "О некоторых вопросах реализации Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", действовавшим до 1 июля 2002 года - за исключением статей 18 - 20, статьи 41, которые подлежат применению до настоящего времени, в целях защиты права человека на гражданство и обеспечения законных интересов бывших граждан РСФСР, возвращающихся на жительство в Россию, было постановлено, что в соответствии с частью первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243; 1993, N 29, ст. 1112) считать гражданами Российской Федерации бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" (6 февраля 1992 г.), не имеющих подтверждения приобретения гражданства Российской Федерации в результате признания и продолжающих проживать на территории России на законных основаниях. Оформление документов о принадлежности к гражданству Российской Федерации производится при их личном волеизъявлении. Органам внутренних дел Российской Федерации оформлять материалы о приобретении гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации на законных основаниях, независимо от срока их регистрации (прописки) на территории России по месту жительства.
Согласно п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325; в редакции от 31 декабря 2003 г.) наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 г.
Как устанавливается из материалов дела, что истица Амоян Т.И. родилась <дата> в <адрес>. В 1991 году Амоян Т.И. вместе со своей семьей - мужем Амоян Т.С. и сыном Амоян Г.Т. переехали на постоянное место жительства в Россию.
В период времени с <дата> по <дата> Амоян Т.И. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, однако фактически проживала в <адрес>. В период времени с <дата> по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: Самарская область, <адрес>, <адрес>. В указанный период времени Амоян Т.И. была трудоустроена, с <дата> является получателем пенсии по старости, пользовалась медицинскими услугами, ее сын Амоян Г.Т. обучался в <адрес>.
<дата> Новоспасским РОВД <адрес> Амоян Т.И. был выдан паспорт гражданина РФ серии № ***), который в последующем ею был утерян <дата> на территории Республики Грузия, что подтверждается справкой, выданной Департаментом полиции <адрес> внутренних дел Грузии.
В связи с утерей паспорта, МУ МВД РФ «Новоспасский» проводилась проверка, однако по существу провести таковую не представилось возможным, поскольку Амоян Т.И. не представила в отделение по вопросам миграции подтверждающих фактов проживания ее на территории РФ на <дата>, что повлекло невозможным провести проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у истицы гражданства Российской Федерации.
Вместе с тем установлено, что Амоян Т.И. являлась гражданкой СССР, до июля 1991 года проживала на территории Грузинской ССР, входящей в состав СССР.
ФИО2 п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 N 1325 наличие гражданства Российской Федерации может быть удостоверено паспортом гражданина СССР образца 1974 года с указанием гражданства Российской Федерации либо с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, либо со штампом прописки по месту жительства, подтверждающим постоянное проживание на территории Российской Федерации на <дата>
Также судом установлено, что истица с семьей проживает в г.Сызрани с июля 1991 года по настоящее время, что подтверждается показаниями свидетелей Коротенко Н.Е. и Амоян Т.С., а также справкой № ***, из которой следует, что в названной школе обучался сын истицы Амоян Гела с 1991 по 2001 годы, и она регулярно посещала родительские собрания класса, была членом родительского комитета школы.
При таких обстоятельствах устанавливается, что истица имела постоянное место проживания на <дата> на территории РФ (в г.Сызрани Самарской области).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Установить место постоянного проживания Амоян Т.И. на территории Российской Федерации по состоянию на <дата>.
Решение с правом обжалования в Самарский областной суд через Сызранский городской суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. А также судебное решение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья: Сапего О.В.