Мотивированное решение составлено 19 мая 2015года
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ14 мая 2015 года г. Талица
Талицкий районный суд Свердловской области
в составе судьи Гальберг Г.Ю.,
при Туктаровой Д.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Талицкого городского округа, Муниципальному унитарному предприятию «Теплосетевая компания», Управлению ТЭК, ЖКХ и строительства, Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить (организовать) проектирование полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа, устранении нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, об обязании разработать проект и провести рекультивацию на земельном участке,
установил:
Прокурор Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Талицкого городского округа, МУП «Теплоцентр», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Талицкого района проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при обращении с отходами на территории, исполнения законодательства об охране окружающей среды.
Проверкой установлено, что при эксплуатации полигона ТБО г. Талица не соблюдаются санитарно - эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, размещении.
В частности, по периметру территории Полигона ТБО г. Талица отсутствует ограждение, не имеется осушительной траншеи глубиной более 2 метров или вала высотой не более 2 метров, чем нарушен п. 4.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»;
- твердые бытовые отходы размещены вблизи производственно - бытового здания, по обеим сторонам дороги, ведущей от производственно - бытового здания на рабочую карту полигона ТБО г. Талица расположены кучи из твердых бытовых отходов, что является нарушением п. 5.1. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»;
- на территории полигона ТБО г. Талица допускается сжигание твердых бытовых отходов, что является нарушением п.5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Данные факты подтверждаются справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах, а так же данными ОНД Талицкого городского округа ГУ МЧ России по Свердловской области.
Земельный участок с разрешенным использованием - под полигон твердых бытовых отходов на основании Распоряжения начальника Управления по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа от 06.06.2012 №830 передан в аренду на 49 лет МУП «Теплоцентр» (договор аренды от 12.06.2012 г.).
На земельный участок с кадастровым номером 66:28:2901031:0154, на котором расположен полигон твердых бытовых отходов согласно данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области право собственности не зарегистрировано. Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов.
МУП «Теплоцентр» заключены договоры на сбор и размещение твердых бытовых отходов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Договором аренды №166-12/а от 19.06.2012г. заключенного между Талицким городским округом и МУП ТГО «Теплоцентр» предусмотрено, что арендодатель имеет право осуществлять контроль за целевым использованием и охраной Участка, предоставленного в аренду, иметь беспрепятственный доступ на территорию арендуемого Участка с целью осуществления надзора за выполнением Арендатором условий договора.
Кроме того, право МУП Теплоцентр осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством РФ требуется специальное разрешение - лицензия, возникает у муниципального предприятия с момента её получения или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ФЗ «Об отходах производства и потребления», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности" - лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
МУП «Теплоцентр» не имеет лицензии на осуществление соответствующей деятельности, не может её получить в силу того, что ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановление Правительства РФ от 28.03.2012г. №255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-1У классов опасности» в Департамент Росприроднадзора по УрФО необходимо представить документы, подтверждающие наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений, сооружений и помещений, необходимых для выполнения заявленных работ.
Вместе с тем, вопреки вышеизложенным нормам законодательства Администрация Талицкого ГО, учредив МУП «Теплоцентр» в целях решения такой социальной задачи, как организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, не наделила муниципальное унитарное предприятие имуществом, необходимым для осуществления возложенных задач.
Кроме того ст. 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" содержит запрет на захоронения отходов в границах населенных пунктов.
Указанные обстоятельства свидетельствует о ненадлежащем исполнении уполномоченным органом полномочий по решению вопросов местного значения.
При невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются конституционные права граждан (жителей г. Талица), неопределенного круга лиц (ст.42 Конституции РФ) на благоприятную окружающую среду, право на здоровье, на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникает потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Просит признать незаконным бездействие администрации Талицкого городского округа, УТЭК, ЖКХ и СТ. Талицкого городского округа по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
обязать администрацию Талицкого городского округа организовать полигон ТБО г. Талица в соответствии с требованиями законодательства.
обязать МУП «Теплоцентр» устранить выявленные в ходе проверки нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства:
-организовать по периметру территории Полигона ТБО г. Талица ограждение;
-ликвидировать размещенные вбили производственно - бытового здания твердые бытовые отходы,
-по обеим сторонам дороги, ведущей от производственно - бытового здания на рабочую карту полигона ТБО г. Талица;
- ликвидировать имеющиеся возгорания твердых бытовых отходов на территории полигона твердых бытовых отходов г. Талица.
В течении 6 месяцев после организации полигона ТБО г. Талица обязать МУП «Теплоцентр» разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на земельном участке кадастровым номером 66:25:2901031:0154.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Управление ТЭК, ЖКХ и строительства, Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа, произведена замена ответчика МУП «Теплоцентр» на МУП «Теплосетевая компания».
Прокурором в ходе подготовки дела к слушанию и в процессе судебного разбирательства исковые требования неоднократно уточнялись.
В итоге, прокурор указал, что просит признать незаконным бездействие администрации Талицкого городского округа, УТЭК, ЖКХ и Ст. Талицкого городского округа по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
Признать незаконным бездействие Администрации Талицкого городского округа, по проектированию полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства;
Обязать Администрацию Талицкого городского округа разработать проект полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа осуществить подготовку и передачу в уполномоченный орган исполнительной власти документов для перевода земельного участка, площадью 158000 кв.м. с месторасположением: Свердловская область, Талицкий район, примерно в 3 км. по направлению на восток от границы п. Троицкий с южной стороны автомобильной дороги п. Троицкий - д. Одина, кадастровый номер 66:28:2101009:278, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда;
Обязать МУП «Теплосетевая компания» привести свалку твердых и жидких бытовых отходов в границы земельного участка, площадью 29182кв.м., с местоположением: обл. Свердловская, р-н Талицкий, г. Талица, кадастровый номер 66:25:2901031:0154; в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно: устранить размещения твердых бытовых отходов вблизи производственно- бытового здания, по обеим сторонам дороги, ведущей к производственно- бытовому зданию; принять меры к ликвидации возгораний твердых бытовых отходов на территории свалки; установить ограждение по периметру территории свалки.
В течение 6 месяцев после организации полигона ТБО г. Талица обязать МУП «Теплосетевая компания» разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на земельном участке кадастровым номером 66:25:2901031:0154.
В судебном заседании помощник прокурора Иманова М.К. исковые требования поддержала.
Представители ответчиков Администрации Талицкого городского округа, Управления ТЭК, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа исковые требования не признали, представили в суд отзывы (л.д.143-145,151-154, 166-167, 181-182,183-185).
Представитель Администрации ТГО по доверенности Соколов В.С. в представленных отзывах указал, что Администрация Талицкого городского округа считает исковые требования прокурора Талицкого района Свердловской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Администрация Талицкого городского округа не осуществляет полномочие по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Данное полномочие в соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 36 Устава Талицкого городского округа отнесено к полномочиям Управления топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа.
Во исполнение полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды, с целью создания на территории Талицкого городского округа полигона твердых бытовых отходов: принято распоряжение Администрации Талицкого городского округа от 09.04.2014 № 227 «Об определении вариантов размещения полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа»; разработан проект оценки воздействия на окружающую среду при размещении, сооружении и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа; проведены общественные слушания по вопросу: «Оценка воздействия на окружающую среду при размещении полигона твердых бытовых отходов в Талицком городском округе». В связи с вышеизложенным, Администрация Талицкого городского округа исполняет полномочие по организации мероприятий по охране окружающей среды, проектированию полигона твердых бытовых отходов, не бездействует;
Администрация Талицкого городского округа не сможет по объективным причинам разработать проект полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку порядок проектирования полигона твердых бытовых отходов установленный действующим законодательством предусматривает иные сроки для проектирования.
Администрация Талицкого городского округа не может начать разработку проекта без осуществления перевода земельного участка под планируемым полигоном твердых бытовых отходов из существующей категории - земли сельскохозяйственного назначения в другую - под полигон твердых бытовых отходов. Данный перевод осуществляет Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области по заявлению УРИиЗО ТГО.
В соответствии с п. 1.7 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Минстроем России от 02.11.1996, на выбранном под полигон твердых бытовых отходов участке выполняются топографическая съемка, геологические и гидрогеологические изыскания и санитарные исследования. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для осуществления закупки работ по топографической съемке, геологическим и гидрогеологическим изысканиям и санитарным исследованиям в форме электронного аукциона, запроса котировок необходимо минимум 1 месяц 10 дней. Срок проведения самих работ по муниципальному контракту составляет 4 месяца, согласно информационному письму ООО «Строй Лидер».
В случае удовлетворения земельного участка под планируемым полигоном твердых бытовых отходов требованиям, предъявляемым к полигонам твердых бытовых отходов, поскольку полигон твердых бытовых отходов является капитальным объектом, в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ необходимо разработать проектную документацию полигона твердых бытовых отходов. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для осуществления закупки работ по проектированию полигона твердых бытовых отходов в форме электронного аукциона, запроса котировок необходимо минимум 1 месяц 10 дней. Срок проведения самих работ по муниципальному контракту составляет 4 месяца, согласно информационному письму ООО «Строй Лидер».
В соответствии с п. 5.1 ст. 6, п. 3.4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, объектов связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе. В соответствии с п. 29 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 - срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В соответствии с п. 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» - объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности. В соответствии с п. 12 Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 № 698, продолжительность проведения экспертизы не должна превышать 4 месяцев.
Следующим этапом следует само строительство полигона твердых бытовых отходов.
Таким образом, минимальный, срок необходимый для разработки проекта полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа без учета срока на изменении категории земельного участка составляет 16 месяцев 20 дней.
В судебном заседании данную позицию поддержал.
Ответчик Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа, исковые требования: обязать Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа осуществить подготовку и передачу в уполномоченный орган исполнительной власти документов для перевода земельного участка, площадью 158000 кв.м. с месторасположением: Свердловская область, Талицкий район, примерно в 3 км. по направлению на восток от границы п. Троицкий с южной стороны автомобильной дороги п. Троицкий - д. Одина, кадастровый номер 66:28:2101009:278, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда признало.
Ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснена и понятна.
Признание иска судом принято.
Представитель ответчика МУП «Теплосетевая компания» по доверенности Ерофеев И.Ю. исковые требования признал в части требований: устранить выявленные в ходе проверки нарушения санитарно - эпидемиологического законодательства: организовать по периметру территории Полигона ТБО г. Талица ограждение; ликвидировать размещенные вбили производственно - бытового здания твердые бытовые отходы, по обеим сторонам дороги, ведущей от производственно - бытового здания на рабочую карту полигона ТБО г. Талица; ликвидировать имеющиеся возгорания твердых бытовых отходов на территории полигона твердых бытовых отходов г. Талица.
Ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснена и понятна.
Признание иска судом в указанной части принято.
Также представителем ответчика МУП «Теплосетевая компания» представлен в суд отзыв, в котором он указал, что между МУП ТГО «Теплосетевая компания» и МУП ТГО «Теплоцентр» заключен договор субаренды земельного участка с кадастровым номером ^6:25:2901031:0154. Указанный земельный участок используется под полигон твердых бытовых отходов. В свою очередь, согласно Уставу в полномочия МУП ТГО «Теплосетевая компания» входит деятельность по удалению и обработке твердых бытовых отходов и иная деятельность.
В исковом заявлении выдвинуто требование: обязать МУП ТТО «Теплосетевая компания» в течение 6 месяцев после организации полигона ТБО г. Талица разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на земельном участке кадастровым номером 66:25:2901031:0154.
Рекультивация нарушенных земель осуществляется, чтобы восстановить их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно- оздоровительных целей.
Проект рекультивации нарушенных земель составляется в соответствии с требованиями федерального закона «О землеустройстве» №78-ФЗ. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
На основании ст. 4 Приказ Минприроды РФ и Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 525/67 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (далее - Приказ), рекультивация для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и других целей, требующих восстановления плодородия почв, осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический.
Согласно п. 9 указанного Приказа «сроки проведения технического этапа рекультивации определяются органами, предоставившими землю и давшими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе соответствующих проектных материалов и календарных планов». Согласно Приказу, затраты на рекультивацию земель включают в себя проведение государственной экологической экспертизы проекта рекультивации. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и количестве.
П. 4 указанного Федерального закона предусматривает, что срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика.
Кроме прочего, на сайте госзакупок будет объявлен открытый конкурс по выбору подрядной организации, которая займется разработкой проектной документации на рекультивацию. В связи с продолжительностью срока государственной экспертизы, необходимости проведения открытого конкурса по выбору подрядной организации, указанный срок в 6 месяцев является недостаточным, просит увеличь срок разработки проекта рекультивации на земельном участке кадастровым номером 66:25:2901031:0154 после организации полигона ТБО г. Талица до 12 месяцев, течение срока установить с момента организации полигона г. Талица.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу п.2 ст. 17, ст.42 Конституции Российской Федерации, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В силу ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, а отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает, что отходы производства и потребления, в том числе, радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16 введены в действие Санитарные правила (вместе с "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила"), устанавливающие гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов (п. 1.2 этих Правил).
Из п. 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 3.6 указанных Санитарных правил).
Как установлено в судебном заседании, на территории Талицкого городского округа имеется свалка пром-бытовых отходов, г. Талица, расположенная в Талицком ГО, назначение объекта - захоронение отходов, хозяйствующий субъект МУП «Теплоцентр» (т.1 л.д. 155-165).
Из кадастрового паспорта земельного участка от 16.05.2012 № 66/301/12-154548 на земельный участок с кадастровым номером 66:28:29 01031:0154 следует, что он имеет местоположение: обл. Свердловская, р-н Талицкий, г. Талица, площадь 29182 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - под полигон твердых бытовых отходов, сведения о правах отсутствуют (т.1 л.д. 31-32).
Распоряжением УРИЗО ТГО от 06.06.2012 года № 830 «О предоставлении в аренду земельного участка МУП ТГО «Теплоцентр» земельный участок с кадастровым номером 66:28:2901031:0154 площадью 29182 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов) с разрешенным использованием - под полигон твердых бытовых отходов предоставлен МУП ТГО «Теплоцентр» сроком на 49 лет (т.1 л.д. 23,24). На основании указанного распоряжения заключен договор аренды №166-12/А от 19.06.2012 года, составлен акт приема-передачи земельного участка (т.1 л.д. 25-30).
На основании договора субаренды № 01 земельного участка от 01.04.2014 года, заключенного между МУП «Теплоцентр» и МУП «Теплосетевая компания» в субаренду последнему предоставлен земельный участок с кадастровым номером 66:28:29 01031:0154 площадью 29182 кв.м., с разрешенным использованием - под полигон твердых бытовых отходов, срок действия договора с 01.04.2014 года по 01.03.2015 года (т.1 л.д.209-213).
Дополнительным соглашением от 13 мая 2015 года к договору аренды №166-12/А от 19.06.2012 года произведена замена арендатора указанного земельного участка с МУП «Теплоцентр» на МУП «Теплосетевая компания» (т.2 л.д.34).
При проведении проверки 20.08.2014 года было установлено, что по периметру территории Полигона ТБО г. Талица отсутствует ограждение, не имеется осушительной траншеи глубиной более 2 метров или вала высотой не более 2 метров, чем нарушен п. 4.4. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; твердые бытовые отходы размещены вблизи производственно - бытового здания, по обеим сторонам дороги, ведущей от производственно - бытового здания на рабочую карту полигона ТБО г. Талица расположены кучи из твердых бытовых отходов, что является нарушением п. 5.1. СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»; на территории полигона ТБО г. Талица допускается сжигание твердых бытовых отходов, что является нарушением п.5.7 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
Данные факты подтверждаются справкой Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Талицком, Байкаловском, Тугулымском районах, городе Камышлов, Камышловском и Пышминском районах, а так же данными ОНД Талицкого городского округа ГУ МЧ России по Свердловской области т.1л.д.11).
МУП «Теплоцентр» Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области 08.09.2014 года было привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в отношении данного юридического лица вынесено предписание об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований (т.1л.д. 139-142).
В материалы дела также представлены фототаблицы, на которых отражены указанные нарушения (т.1 л.д. 33-35) и акты о пожарах на городской свалке от 04.06.2013 года, 22.06.2013 года, 08.04.2014 года, 18.05.2014 года, 02.06.2014 года, 04.06.2014 года, 04.07.2014 года, 05.07.2014 года, 07.07.2014 года (т.1 л.д. 36-54).
Суд находит установленным, что при эксплуатации объекта «свалка пром-бытовых отходов, г. Талица» имеются нарушения санитарно-эпидемиологических требований.
В настоящее время данный земельный участок эксплуатируется МУП «Теплосетевая компания», представителем которой иск об устранении выявленных нарушений признан, признание иска судом принято.
Согласно статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Суд учитывает, что такой объект как «свалка промышленно-бытовых отходов» действующим природоохранным законодательством и законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не предусмотрен, проекта размещения полигона не имеется, что не позволяет удостовериться в безопасности размещения и хранения твердых бытовых отходов.
Как следует из Устава Талицкого городского округа, принятого решением Талицкой районной Думы от 02.06.2005г. № 396 с последующими изменениями и дополнениями, к полномочиям администрации городского округа по решению вопросов местного значения, в том числе, относится организация мероприятий по охране окружающей среды (пп.20 п.1 ст.31).
В полномочия УРИЗО ТГО входит управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, перевод земель или земельных участков из состава земель одной категории в другую в соответствии с федеральными законами (пп.1, пп.8 п.4 ст.34).
В полномочия УТЭК, ЖКХ и Ст. ТГО входит организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пп.6 п. 4 ст.36) (т.1 л.д. 99-106).
В соответствии с Положением об Управлении топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа к полномочиям Управления относятся организация и осуществление муниципального контроля соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, в пределах полномочий, определенных Уставом городского округа и Положением об Управлении топливно-энергетическим комплексом, ЖКХ и строительства Талицкого городского округа; разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля; организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (раз.2п.22, п.24) (т.1 л.д.168-171).
Рассматривая требования о признании бездействия УТЭК, ЖКХ и Ст. Талицкого городского округа по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов незаконным, суд учитывает, что на данном органе местного самоуправления лежит обязанность осуществления муниципального контроля в указанной сфере деятельности. Доказательств того, что указанный контроль сотрудниками ответчика осуществлялся, и при выявлении нарушений принимались меры к их устранению, суду не представлено.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, земельный участок под размещение вышеуказанного полигона ТБО не отводился, уплотнение ТБО не проводилось.
В связи с чем, неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Талицкого городского округа, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Данное требование подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование о признании незаконным бездействия Администрации Талицкого городского округа по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, по проектированию полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства, суд приходит к следующему.
Как установлено, в обязанности данного органа муниципальной власти входят полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, по проектированию полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Ст. 3. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014) "Об охране окружающей среды" устанавливает основные принципы охраны окружающей среды, и, в частности, предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
Ст. 7 этого закона определяет, полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 данной нормы предусматривает, что к вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, законодатель неразрывно связывает вопросы охраны окружающей среды с вопросами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Суд учитывает, что проведенными проверками установлено и не оспаривалось в судебном заседании представителями ответчиков УТЭК. ЖКХ и Ст. ТГО и МУП «Теплосетевая компания» наличие нарушений санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации объекта «свалка пром-бытовых отходов, г. Талица».
При этом доказательств, что Администрацией ТГО предпринимались меры по охране окружающей среды суду не представлено.
Как уже указывалось выше, в населенных пунктах наличие полигонов твердых бытовых отходов, а также свалок не допускается.
Суд учитывает, что для создания полигона ТБО необходимо в установленном порядке провести его проектирование.
В настоящее время действует Инструкция по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утверждена Минстроем России 2 ноября 1996 г., согласована с Госкомсанэпиднадзором России 10 июня 1996 г. N 01-8/17-11. До ее издания действовала "Инструкция по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденная МЖКХ РСФСР 21.08.1981.
Таким образом, требования о размещении твердых бытовых отходов на специально спроектированных полигонах действуют уже более тридцати лет.
Между тем администрацией ТГО работа в этом направлении начала предприниматься только в 2012 году.
Распоряжением администрации ТГО от 26.10.2012 № 1085-а была создана рабочая группа по выбору участка под строительство полигона твердых бытовых отходов (л.д. 172), которой были составлены 31.10.2012 года два акта выбора земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения возле д. Речкина (т.1 л.д. 174-175).
Распоряжением администрации Талицкого городского округа от 09.04.2014 № 227 «Об определении вариантов размещения полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа» утвержден акт выбора земельного участка для строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа от 07.04.2014 в двух вариантах, в том числе неиспользуемый земельный участок приблизительной площадью 15,8 га, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный на расстоянии 3,0 км. в восточном направлении от границы п. Троицкий с южной стороны существующей автомобильной дороги д. Одина (л.д. 107-113).
27.10.2014 года был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта «Оценка воздействия на окружающую среду» при размещении, сооружении и эксплуатации полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа с ООО «АКР» в соответствии с техническим заданием (л.д.114-122,123-126). Указанный проект разработан 30.11.2014, о чем свидетельствует акт выполненных работ (т.1 л.д.127-128).
В период с 31.12.2014 года по 30.01.2015 года были проведены публичные слушания по предмету общественных слушаний: Оценка воздействия на окружающую среду при размещении полигона твердых бытовых отходов в Талицком городском округе на расстоянии 3 км. в восточном направлении от границы п. Троицкий, с южной стороны существующей автомобильной дороги к д. Одина, что подтверждается протоколом от 02.02.2015 (л.д. 129-136).
В настоящее время вопрос о месте положения планируемого полигона ТБО до конца не разрешен.
02.02.2015 года Глава администрации ТГО обратилась с письмом к Начальнику УРИЗО ТГО, в котором просила организовать землеустроительные работы на указанный выше земельный участок в максимально кратчайшие сроки (т.1 л.д.137-138).
В судебном заседании представитель УРИЗО ТГО Глухова П.И, пояснила, что в настоящее время земельный участок с местоположением: Свердловская область, р-н Талицкий, примерно в 3,0 км. по направлению на восток от границы п. Троицкий с южной стороны автомобильной дороги п. Троицкий - д. Одина площадью 158000 кв.м. сформирован с кадастровым номером 66:28:2101009:278, с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного использования, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (т.2 л.д.15).
Суд учитывает, что для проектирования полигона необходимо изменение категории земельного участка. Уполномоченный орган местного самоуправления на момент разрешения спора с необходимыми документами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации не обращался, в судебном заседании Глухова П.И. пояснила, что в настоящее время проводятся работы по сбору полного пакета документов.
Суд учитывает, что требование о передаче в уполномоченный орган исполнительной власти документов для перевода земельного участка из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда данным ответчиком признано.
Суд учитывает, что работы по проектированию полигона ТБО включают в себя не только изготовление самого проекта, но и проведение ряда необходимых экологических экспертиз. При этом указанные работы могут быть начаты только при подготовке полного пакета документов, после изменения разрешенного вида категории земельного участка, так как на землях сельскохозяйственного назначения размещение полигона ТБО не допускается.
В соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (утв. Минстроем России 02.11.1996) полигон - это комплекс природоохранительных сооружений, предназначенных для складирования, изоляции и обезвреживания ТБО, обеспечивающий защиту от загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтовых вод, препятствующий распространению грызунов, насекомых и болезнетворных микроорганизмов.
Все работы по складированию, уплотнению и изоляции ТБО на полигонах выполняются механизированно.
Настоящая Инструкция содержит основные положения, которые следует строго соблюдать при проектировании, эксплуатации и рекультивации полигонов для обеспечения санитарных и экологических требований эффективного использования земельных участков.
В состав проекта полигона входят разделы в соответствии со СНиП 11-01-95, среди которых:
- общая пояснительная записка;
- гидрогеологическая записка с обоснованием выбора площадки строительства;
- технологический раздел: расчет емкости, технологическая схема с учетом очередности строительства, продольный и поперечный технологические разрезы, режим эксплуатации, расчет потребности в эксплуатационном персонале, машинах и механизмах, рекомендации по рекультивации участка после закрытия полигона для приема отходов с решением по дегазации;
- раздел "Оценка воздействия на окружающую среду";
- санитарно-защитная зона и система мониторинга;
- архитектурно-строительный раздел;
- санитарно-технический раздел;
- электротехнический раздел;
- основные технико-экономические показатели;
- сводная смета.
1.7. На выбранном под полигон участке выполняются топографическая съемка, геологические и гидрогеологические изыскания и санитарные исследования.
Основными элементами полигона являются: подъездная дорога, участок складирования ТБО, хозяйственная зона, инженерные сооружения и коммуникации.
При этом в материалы дела представлены только документы о разработке проекта в части «Оценки воздействия на окружающую среду»
Данных, что какие- либо иные из указанных разделов также подготовлены, суду не представлено.
Требование о признании незаконным бездействия администрации Талицкого городского округа в организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, по проектированию полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства; обязании администрации Талицкого городского округа разработать проект полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства подлежат удовлетворению.
Рассматривая вопрос о сроках исполнения решения суда в части обязания ответчика разработать проект полигона ТБО, суд учитывает, что указанный срок должен исчисляться с момента определения земельного участка, отвечающего всем предъявляемым требованиям для расположения полигона. В судебном заседании стороны пояснили, что для рассмотрения вопроса уполномоченным органом о переводе земель из одной категории в другую требуется длительное время, а также пояснили, что в данном ходатайстве им может быть отказано. В судебном заседании представитель ответчика Глухова П.И. пояснила, что если им откажут в удовлетворении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, тогда они будут вынуждены определить для размещения полигона другой земельный участок с проведением всех необходимых подготовительных действий
Суд находит, что таким моментом можно считать внесение соответствующих изменений в кадастровый паспорт указанного земельного участка или выбранного для этих целей другого участка, аналогичного ему.
Также суд учитывает, что ответчиком указан необходимый срок для проведения работ по проектированию продолжительностью 16 месяцев 20 дней, при этом представитель ответчика Соколов В.С. не смог пояснить суду, в каком порядке проводятся работы по проектированию и можно ли какие-либо виды работ проводить параллельно.
Суд учитывает социальную важность данного объекта и находит разумным и достаточным для проведения работ по проектированию срок в 12 месяцев с момента внесения указанных изменений в кадастровый паспорт земельного участка.
Рассматривая требование о возложении обязанности на МУП «Теплосетевая компания» разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на земельном участке кадастровым номером 66:25:2901031:0154.
Суд учитывает, что данный земельный участок, площадью 29182кв.м., с местоположением: обл. Свердловская, р-н Талицкий, г. Талица, с кадастровым номером 66:25:2901031:0154 эксплуатируется для хранения твердых бытовых отходов, начиная с 1947 года (т.1 л.д.157-159).
После начала эксплуатации нового полигона ТБО данный объект подлежит рекультивации. Данное требование ответчиком МУП «Теплосетевая компания» не оспаривается.
Рассматривая вопрос о сроках исполнения решения в данной части, суд учитывает, что в соответствии с Инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов" (утв. Минстроем России 02.11.1996), рекультивация закрытых полигонов - комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение окружающей среды.
Кроме полигонов, на практике встречается большое количество несанкционированных свалок, которые устраивались и эксплуатировались без выполнения каких-либо требований органов санэпиднадзора и охраны природы.
Рекультивация таких свалок требует выполнения большого объема подготовительных работ, а именно:
- проведения комплекса экологических исследований (гидрогеологических, геологических, почвенных, исследования атмосферы, проверки отходов на радиоактивность и т.п.);
- решения вопросов по утилизации отходов, консервации фильтрата, использованию биогаза, устройству экранов и т.д. (п.3.1)
3.2. Рекультивация проводится по окончании стабилизации закрытых полигонов - процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния. Сроки процесса стабилизации в соответствии с таблицей 3.1 составляют для посева многолетних трав, создания пашни, сенокосов, газонов, посадки кустарников, сеянцев, посадки деревьев два года.
3.7. Рекультивация полигона выполняется в два этапа: технический и биологический. Технический этап рекультивации включает исследования состояния свалочного тела и его воздействия на окружающую природную среду, подготовку территории полигона (свалки) к последующему целевому использованию.
3.9. Рекультивацию территории закрытого полигона проводит организация, эксплуатирующая полигон, после получения предварительного разрешения на проведение работ в органах санитарно-эпидемиологического надзора и Минприроды (района, города, области, края) с участием предприятия, выполняющего дальнейшее целевое использование земель.
В обязанность спецавтохозяйства и других предприятий по санитарной очистке города входит своевременное проведение рекультивации и передача участка для его дальнейшего целевого использования. Технический этап рекультивации проводится самим предприятием. Биологический этап целесообразно проводить специализированными предприятиями коммунального, сельскохозяйственного или лесохозяйственного профиля за счет средств предприятия, проводящего рекультивацию.
3.10. Для проведения рекультивации разрабатывается проектно-сметная документация.
Суд учитывает, что помимо организационных вопросов по проведению рекультивации, к которым относится разработка проекта рекультивации, для проведения самого процесса технического этапа рекультивации также требуется значительный временной период. Ходатайство об увеличении срока для выполнения решения суда до 12 месяцев подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.12,35,55,56, ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
р е ш и л:
Исковое заявление прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации Талицкого городского округа, Муниципальному унитарному предприятию «Теплосетевая компания», Управлению ТЭК, ЖКХ и строительства, Управлению по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить (организовать) проектирование полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа, устранении нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства, об обязании разработать проект и провести рекультивацию на земельном участке удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Талицкого городского округа, в организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа
по проектированию полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства;
Обязать Администрацию Талицкого городского округа разработать проект полигона твердых бытовых отходов на территории Талицкого городского округа в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 12 месяцев с момента внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка с местоположением: Свердловская область, р-н Талицкий, примерно в 3,0 км. по направлению на восток от границы п. Троицкий с южной стороны автомобильной дороги п. Троицкий - д. Одина площадью 158000 кв.м. с кадастровым номером 66:28:2101009:278 (или иного аналогичного), в части перевода категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».
Признать незаконным бездействие УТЭК, ЖКХ и. Ст. Талицкого городского округа в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Обязать Управление по регулированию имущественных и земельных отношений Талицкого городского округа осуществить подготовку и передачу в уполномоченный орган исполнительной власти документов для перевода земельного участка, площадью 158000 кв.м. с месторасположением: Свердловская область, Талицкий район, примерно в 3 км. по направлению на восток от границы п. Троицкий с южной стороны автомобильной дороги п. Троицкий - д. Одина, кадастровый номер 66:28:2101009:278, из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать МУП «Теплосетевая компания» привести свалку твердых и жидких бытовых отходов в границы земельного участка, площадью 29182кв.м., с местоположением: обл. Свердловская, р-н Талицкий, г. Талица, кадастровый номер 66:25:2901031:0154; в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», а именно: устранить размещения твердых бытовых отходов вблизи производственно- бытового здания, по обеим сторонам дороги, ведущей к производственно- бытовому зданию; принять меры к ликвидации возгораний твердых бытовых отходов на территории свалки; установить ограждение по периметру территории свалки.
В течении 12 месяцев после организации полигона ТБО г. Талица обязать МУП «Теплосетевая компания» разработать проект рекультивации и провести рекультивацию на земельном участке кадастровым номером 66:25:2901031:0154.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Талицкий районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения.
Судья Г.Ю. Гальберг