Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2015 года Черемховский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Роговой И. В.
при секретаре Козловой Н. Н.
с участием прокурора Шишкина Ф. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело 2-583/2015 по исковому заявлению прокурора ... в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к администрации Т. муниципального образования о возложении обязанности провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Т. муниципального образования,-
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор ... обратился в суд с заявлением к администрации Т. муниципального образования о возложении обязанности провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Т. муниципального образования, в заявлении указал, что прокуратурой ... проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе в администрации Т. муниципального образования ... в ходе которой установлено, что в личных делах муниципальных служащих администрации Т. муниципального образования Е., А., М., С. отсутствуют заключения установленной формы об отсутствии заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы. Из объяснения главы администрации Т. муниципального образования Б., данных в ходе проверки ... следует, что в нарушение указанного законодательства вышеуказанные муниципальные служащие администрации Т. муниципального образования диспансеризацию не проходили, в связи с чем прокурор ... просит суд обязать администрацию Т. муниципального образования провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Т. муниципального образования С., М., А., Е..
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, Ш. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика – администрации Т. муниципального образования в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте слушания дела был извещен своевременно надлежащим образом, представлен отзыв, из которого следует, что против удовлетворения исковых требований прокурора ... о возложении обязанности провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Т. муниципального образования не возражает.
Выслушав истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору, представлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст.ст. 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 984н от 14 декабря 2009г. (далее Порядок). Согласно п.п. 3, 4 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации (далее - государственный орган), органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования (далее - орган муниципального образования) в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: "терапия", "акушерство и гинекология", "неврология", "урология", "хирургия", "офтальмология", "отоларингология", "эндокринология", "психиатрия", "психиатрия-наркология", "рентгенология", "ультразвуковая диагностика", "клиническая лабораторная диагностика".
Диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований.
Согласно п.п. 5, 8 Порядка диспансеризация муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Медицинское учреждение на основании полученного от представителя нанимателя (работодателя) поименного списка гражданских служащих или муниципальных служащих, подлежащих диспансеризации, утверждает совместно с представителем нанимателя (работодателем) календарный план проведения диспансеризации.
Из материалов дела следует, что в личных делах муниципальных служащих администрации Т. муниципального образования Е., А., М., С. отсутствуют заключения установленной формы об отсутствии заболевания, препятствующего прохождению муниципальной службы. Из объяснения главы администрации Т. муниципального образования Б., данных в ходе проверки ... г. следует, что в нарушение указанного законодательства вышеуказанные муниципальные служащие администрации Т. муниципального образования диспансеризацию не проходили.
Согласно чч.1, 2 ст. 2 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
В соответствии с пп.1, 3 данного закона к основным принципам муниципальной службы относится приоритет прав и свобод человека и гражданина, профессионализм и компетентность муниципальных служащих.
При таких обстоятельствах, соблюдение обозначенных принципов является невозможным, если физическое или психическое здоровье муниципального служащего не соответствует обязательным требованиям законодательства. То есть, непредставление гражданином, замещающим должность муниципальной службы, соответствующего медицинского заключения не дает возможности утверждать о его соответствии стандартным медицинским требованиям, которые предъявляются к данной категории работников. Указанное обстоятельство может в перспективе создавать угрозу качеству предоставляемых муниципальных услуг со стороны администрации Т. муниципального образования, а также негативным образом влиять на адекватность принимаемых решений по вопросам местного значения. Так как деятельность органов местного самоуправления направлена на решение вопросов местного значения, то решения, принимаемые муниципальными служащими, напрямую оказывают влияние на права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, который представляет население Т. МО.
Суд находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку непредставление заключения медицинской организации затрагивает интересы Российской Федерации в том смысле, что указанное бездействие нарушает требования федерального законодательства к прохождению муниципальной службы, что предметно выражается в нарушении нормы права, изложенной в п.4 ч.1 ст. 13 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Интересы органа местного самоуправления нарушаются бездействием в том смысле, что возможная недоброкачественная работа муниципального служащего, вызванная его несоответствием занимаемой должности, может повлечь дискредитацию органа местного самоуправления, равно как и парализовать его работу по отдельным направлениям, что, учитывая особую значимость оперативного решения вопросов местного значения, не может быть допустимым.
Таким образом, следует обязать администрацию Т. муниципального образования провести диспансеризацию вышеуказанных муниципальных служащих администрации Т. МО, поскольку бездействие администрации Т. муниципального образования, выразившееся в не принятии мер к проведению диспансеризации муниципальных служащих создает условия для нарушения законных прав и законных интересов как публично-правовых образований, Российской Федерации и Т. МО, так и неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,-
Р Е Ш И Л :
Обязать администрацию Т. муниципального образования провести диспансеризацию муниципальных служащих администрации Т. муниципального образования С., М., А., Е..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда через Черемховский районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения.
Судья: