ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 24 января 2018 года по делу№ 12-40/2018 (12-1387/2017)
Судья Данилова О.А.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
24 января 2018 года
жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЛЬТЦЕМ» на постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 30 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЛЬТЦЕМ» (далее ООО «АЛЬТЦЕМ» либо Общество),
установил:
постановлением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 30 ноября 2017 года ООО «АЛЬТЦЕМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 руб.
Не согласившись с постановлением судьи городского суда, ООО «АЛЬТЦЕМ» подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило вышеназванное постановление отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано на неправильную оценку установленных по делу обстоятельств и на нарушение норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения уведомлены надлежащим образом.
Проверив в полном объеме материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно п.3 ст.14 Федерального закона 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Как усматривается из материалов дела, приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № назначена внеплановая выездная проверка ООО «АЛЬТЦЕМ», юридический адрес: <адрес>, осуществляющего деятельность по адресу: <адрес>. С данным приказом директор ООО «АЛЬТЦЕМ» Турмий С.А. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ. Начальник отдела капитального строительства ООО «АЛЬТЦЕМ» ФИО5 ознакомлен с указанным приказом ДД.ММ.ГГГГ (Т. I, л.д.10-14). Данная проверка согласована с прокурором (Т. I, л.д.15).
По результатам проверки Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, из которого следует, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «АЛЬТЦЕМ» (эксплуатации офисного помещения, охрана территории ООО «АЛЬТЦЕМ») образуются следующие отходы: бумага и картон от канцелярской деятельности и делопроизводства (код отхода по ФККО 40512202605 - 5 класс опасности); мусор несортированный, исключая крупногабаритный (код отхода по ФККО 73310001724 - 4 класс опасности); шины пневматические автомобильные отработанные (код отхода по ФККО 92111001504- 4 класс опасности); отходы (осадки) из выгребных ям (код отхода по ФККО 73210001304- 4 класс опасности); отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ (код отхода по ФККО 89000001724 - 4 класс опасности); отходы минеральных масел моторных (код отхода по ФККО 4061 1001313 - 3 класс опасности); прочие твердые коммунальные отходы (код отходов по ФККО 73190000000 - класс опасности не определен).
В соответствии со служебной запиской начальника управления нормирования воздействия на окружающую среду Алехиной О.В. ООО «АЛЬТЦЕМ» в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым материалы по подтверждению класса опасности отходов, паспорта отходов I-IV класса опасности не предоставило.
ООО «АЛЬТЦЕМ» не разработаны и не утверждены паспорта отходов IV класса опасности, что является нарушением требований п.3 ст.14 Федерального закона 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно служебной записки начальника управления нормирования воздействия на окружающую среду Алехиной О.В. ООО «АЛЬТЦЕМ» в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов не направляло, чем были нарушены требования п.8 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ.
ООО «АЛЬТЦЕМ» не обеспечен учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, что является нарушением норм п.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ.
В ходе проведения обследования 07 июля 2017 года территории Краснопартизанского месторождения флюсового известняка в присутствии законного представителя ООО «АЛЬТЦЕМ» - начальника отдела капитального строительства ООО «АЛЬТЦЕМ» Конкина А.Н. на земельном участке с кадастровым номером №, находящимся в пользовании ООО «АЛЬТЦЕМ», выявлены и зафиксированы следы сжигания шин пневматических автомобильных отработанных на площади 25 кв.м, (координаты: <данные изъяты> - координаты определены с помощью сайта https://yandex.ru/maps/)) и на площади 40 кв.м, (координаты: <данные изъяты> - координаты определены с помощью сайта https://yandex.ru/maps/)). Кроме того, рядом со вторым местом сжигания шин пневматических выявлено размещение отходов (морфологический состав: шины пневматические автомобильные отработанные) на общей площади 7 кв.м на твердом покрытии, а именно: размещение отходов не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов.
Выявленные места сжигания и несанкционированного размещения отходов на указанном земельном участке свидетельствуют о нарушении ООО «АЛЬТЦЕМ» требований ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.13, 42 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.73 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с ч.2 ст.73 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством. Согласно письменным объяснениям директора ООО «АЛЬТЦЕМ» Турмия С.А., последний не проходил подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Также в ходе проведения проверки установлено, что ООО «АЛЬТЦЕМ» допустило сжигание и несанкционированное размещение отходов, а именно: разместило отходы не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов; не разработало и не утвердило паспорта отходов; не обеспечило направление отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в адрес Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым; не обеспечило учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; не провело подготовку либо обучение в области охраны окружающей сред и экологической безопасности ответственных лиц.
Основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом органа природоохранного надзора в отношении ООО «АЛЬТЦЕМ» протокола об административном правонарушении № по признакам ст.8.2 КоАП РФ явилось то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, и находящихся во владении ООО «АЛЬТЦЕМ», допущено нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а, в частности, не обеспечено отнесение соответствующих отходов, образующихся в процессе деятельности Общества, к конкретному классу опасности; не обеспечено подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, не включенных в РККО; не разработаны паспорта отходов I-V классов опасности; не представлена отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) - МСП за 2016 г.; не обеспечено ведение учета образовавшихся и переданных другим лицам отходов по установленной законодательством форме. На земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, находящимся в пользовании ООО «АЛЬТЦЕМ», выявлены и зафиксированы следы сжигания шин пневматических автомобильных отработанных на площади 25 кв.м. и 40 кв.м. Кроме того, рядом со вторым местом сжигания шин пневматических выявлено размещение отходов на площади 7 кв.м, на твердом покрытии, не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (Т.I, л.д.93-94).
Диспозицией ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности ООО «АЛЬТЦЕМ», как указывалось выше, образуются отходы производства и потребления, в том числе I- IV класса опасности.
Согласно п.8 ст.18 Федерального закона № 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке. Порядок предоставления указанной отчетности определен приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)». Срок предоставления данной отчетности до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно п.1 ст.19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению. Условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.18 Федеральный закон от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «О охране атмосферного воздуха» от хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Согласно требованиям ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; - не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо контролирующего органа и судья городского суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности виновности ООО «АЛЬТЦЕМ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы ООО «АЛЬТЦЕМ», изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства об охране окружающей среды. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им надлежащую оценку.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемого акта не является.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены решения судьи Керченского городского суда Республики Крым от 30 ноября 2017 года, не установлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что ООО «АЛЬТЦЕМ» обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
При определении ООО «АЛЬТЦЕМ» административного наказания судьей городского суда учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание с учетом положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу общества с ограниченной ответственностью «АЛЬТЦЕМ» оставить без удовлетворения,
постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 30 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «АЛЬТЦЕМ», - без изменения.
Судья В.В. Агин