Судья Мехрякова Л.И.
Дело №33-5173-2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Лаврентьева В.Ю.,
судей Опалевой Т.П., Валуевой Л.Б.,
при секретаре Цыганковой Е.С.,
с участием прокурора Кузнецовой С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05.06.2013 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Ленинского районного суда г. Перми от 12.03.2013 г., которым постановлено:
«Взыскать с Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам за счет денежных средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в пользу Семикина С.А. задолженность по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 года по октябрь 2012 года включительно с учетом индексации по ноябрь 2012 года в размере *** руб. *** коп., расходы на оплату услуг представителя в размере *** рублей.
Возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края при формировании для Федеральной службы по труду и занятости реестра граждан, имеющих право на получение компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указать размер денежной компенсации, подлежащей выплате Семикину С.А. единовременно в размере *** руб. 14 коп.;
Возложить на Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам обязанность, начиная с 01.11.2012 года, за счет денежных средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, производить Семикину С.А. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью в размере ***руб. с последующей индексацией, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении исковых требований Семикину С.А. отказать.»
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
Семикин С.А. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Пермского края, Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам, Федеральной службе по труду и занятости о возложении на Министерство социального развития Пермского края и Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам обязанности выплачивать за счет средств федеральною бюджета, начиная с 01.08.2012г. ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью размере ***руб., о взыскании с Министерства социального развития Пермского края и Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам задолженности по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по ноябрь 2012 г. с учетом индексации по октябрь 2012 г. в размере *** руб.; о возложении обязанности на Министерство социального развития Пермского края при формировании для Федеральной службы по труду и занятости реестра граждан, имеющих право на получение компенсации в возмещение вреда здоровью, причиненного в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указать размер денежной компенсании, подлежащей выплате Семикину С.А. единовременно в размере ***руб. Также истец просил взыскать с Министерства социального развития Пермского края и Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам расходы по оплате юридических услуг в размере *** руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом третьей группы вследствие заболевания, связанного с участием в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. По заключению ВТЭК от 13.06.1996г. он признан инвалидом третьей группы с утратой трудоспособности 50%, 13.05.2001г. и 21.06.2006г. ему подтверждена третья группа инвалидности с утратой трудоспособности 60%., с 29.06.2011г. ему установлена третья группа инвалидности с утратой трудоспособности 60% бессрочно. В соответствии со ст.14 Закона РФ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ему положена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью. Истец считает, что Территориальным управлением неверно была рассчитана первоначальная сумма в возмещение вреда здоровью, в связи с чем ежемесячные выплаты производились с нарушением действующего законодательства, чем нарушены его права. Согласно расчету, представленному истцом, ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью должна быть рассчитана ответчиком исходя из заработка за последние 12 месяцев перед установлением инвалидности, то есть за период с июня 1995 г. по май 1996 г. и должна составлять ***руб. Указанная сумма в возмещение вреда здоровью должна быть проиндексирована с 01.07.2000 г. и с 01.01.2001г. с учетом коэффициента увеличения минимального размера оплаты труда, с 01.01.2002 г. исходя из величины прожиточного минимума в субъекте РФ, с 01.01.2005 г. исходя из индексов инфляции. Также истец просил проиндексировать сумму задолженности за период с 01.07.2000 г. по октябрь 2012 г. исходя из индексов потребительских цеп.
Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики представителей в суд не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам. Министерство социального развития Пермского края направили в суд возражения, в которых иск не признали.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик Министерство социального развития Пермского края. указывая на то, что при расчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за 2002-2004 г.г. суд неправомерно применил коэффициент увеличения величины прожиточного минимума в Пермском крае, а не индекс инфляции в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. № № 326, которым утверждены Правила индексации размеров ежемесячных денежных компенсаций за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004 г.
Кроме того, при индексации определенных судом сумм компенсации возмещения вреда здоровью судом неправильно применены индексы потребительских цен за август, сентябрь, декабрь 2004 г., май 2006 г.. ноябрь 2009 г., сентябрь 2011 г. Применение иных индексов потребительских цен привело к завышению взыскиваемой из федерального бюджета суммы на ***руб.
Судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с неправильным установлением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 г. № 1244-1 (далее базовый Закон) возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы па Чернобыльской АЭС, выплатой денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. При этом, если период работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС составил менее одного полного календарного месяца, размер возмещения вреда исчисляется исходя из условного месячного заработка без его ограничения. Во всех случаях заработок, из которого исчисляется сумма возмещения вреда, не может быть ниже семикратной суммы установленного законом минимального размера оплаты труда. Выплаты денежных сумм производят органы социальной защиты населения или иные государственные органы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ).
Статьей 5 базового Закона было предусмотрено, что государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ).
Федеральным законом от 12.02.2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пункт 25 ст. 14 был изложен в следующей редакции: Возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, производится выплатой ежемесячной денежной компенсации в следующих размерах:
инвалидам 1 группы - 5000 рублей;
инвалидам II группы - 2500 рублей;
инвалидам III группы - 1000 рублей.
Статьей 2 указанного Закона было предусмотрено, что гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей.
Размеры выплат, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, а также максимальный размер ежемесячной денежной суммы, установленной настоящей статьей, ежегодно повышаются пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.
Федеральным законом от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ часть 3 статьи 5 базового Закона была изложена в следующей редакции: Государственные пенсии (в том числе пенсии по инвалидности), пособия, компенсации и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-11 были признаны не соответствующими Конституции РФ положения части 3 статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ), часть 3 статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», устанавливающие ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как носящие неопределенный характер, не предусматривающие механизма индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность. До внесения соответствующих изменений в законодательство суды при рассмотрении конкретных дел были ориентированы Конституционным судом РФ на принятие решений о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Федеральным законом от 26.04.2004 г. № 31-ФЗ были внесены изменения в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы па Чернобыльской АЭС" согласно которым размеры выплат гражданам, установленные базовым Законом, стали индексироваться ежегодно исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете па очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае, если размер возмещения вреда здоровью не достигал рапсе назначенной суммы возмещения вреда, то ежемесячная денежная компенсация должна была выплачиваться в ранее назначенной сумме, но не превышающей максимального размера ежемесячной страховой выплаты, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год.
Статьей 3 этого же Федерального закона было предусмотрено, что размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона индексируются с 19 июня 2002 года исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" и Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов. Порядок и условия возвраты недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.
Правила индексации размеров ежемесячных компенсаций за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, были утверждены постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. №326.
При этом в Определении Конституционного суда РФ от 04.10.2005 г. № 364-0 «По запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" было указано, что в тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19.06.2002 г. по 29.05.2004 г. благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Семикин С.А. с 20.05.1986 г. по 06.07.1987 г. принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 13.06.1996 г. Семикипу С.А. установлена третья группа инвалидности вследствие заболеваний, связанных с участием в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с утратой трудоспособности 50%; 13.05.2001г. и 21.06.2006г. ему подтверждена третья группа инвалидности с утратой трудоспособности 60%, 29.06.2011 г. истцу подтверждена третья группа инвалидности с утратой трудоспособности 60% бессрочно.
С 01.07.1996 г. Семикину С.А. назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью исходя из заработка за последние 12 месяцев перед установлением инвалидности за период с июня 1995г. по май 1996г.
По состоянию на 01.07.2000 г. ежемесячная денежная компенсации в возмещение вреда здоровью составляла *** руб. Суд пришел к выводу о том, что указанный размер возмещения вреда установлен истцу правомерно в соответствии с действующим па тот период времени законодательством.
В нарушение действующего законодательства ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью истцу не индексировалась, в связи с чем суд произвел индексацию суммы компенсации с 01.07.2000 г. на коэффициент увеличения минимального размера оплаты труда 1,581, с 01.01.2001 г. па коэффициент увеличения минимального размера оплаты труда 1,515.
За период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. суд проиндексировал ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью исходя коэффициентов роста величины прожиточного минимума пенсионеров Пермской области (2002 г. - 1,406; 2003 г. - 1,193; 2004 г. -1,17), установив при этом, что индексация компенсации исходя из индексов инфляции (2002 г. - 1,12; 2003 г. - 1,12; 2004 г. - 1,1) приведет к уменьшению размера выплат. Руководствуясь Определением Конституционного суда РФ от 04.10.2005 г. № 364-0, суд применил наиболее благоприятный для истца критерий индексации, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что суд должен был при расчете размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. применить индексы инфляции, а не индексы роста величины прожиточного минимума, судебная коллегия признает несостоятельными.
При расчете ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за последующие периоды судом правильно применены индексы инфляции, установленные соответствующими Постановлениями Правительства РФ от 07.05.2005 г. № 292, от 25.04.2006 г. № 246, от 21.03.2007 г. № 171, от 21.12.2007 г. № 914, от 16.12.2009 № 1024, от 21.12.2010 г. № 1079, от 08.12.2011 г. № 1019.
Правильно определив размер недоплаченной истцу компенсации в возмещение вреда здоровью за каждый месяц периода, заявленного в иске (с июля 2001 г. по октябрь 2012 г.), суд верно указал в решении, сославшись на ст. 15 ГК РФ, и. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что недоплаченные суммы компенсации подлежат индексации с учетом индексов потребительских цен, рассчитанных государственными органами статистики Пермского края.
Вместе с тем судебная коллегия признает обоснованным довод апелляционной жалобы ответчика о том, что судом неверно применен индекс потребительских цен за август 2004 г. (1,0980), сентябрь 2004 г. (1,0987), декабрь 2004 г. (1,1262), май 2006 г. (1,1144), ноябрь 2009 г.(1,0016), сентябрь 2011 г.(1,0008).
По сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю индексы потребительских цен на все товары и услуги по Пермскому краю составляли в августе 2004 г. - 1,0086, в сентябре 2004 г. - 1,0006, в декабре 2004 г. - 1,0108, в мае 2006 г. - 1,0044, в ноябре 2009 г. - 1,0015, в сентябре 2011 г. - 1,0029. С учетом данных индексов потребительских цеп ответчиком произведен расчет общей суммы задолженности по ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью истца, которая составила ***руб. В указанном расчете индексы потребительских цен применены верно. С учетом изложенного, общая сумма задолженности по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, подлежащая взысканию в пользу истца, за период с 01.07.2000 года по октябрь 2012 года за счет средств федерального бюджета, подлежит уменьшению. Соответственно на Министерство социального развития Пермского края также должна быть возложена обязанность указать в реестре граждан, имеющих право на получение компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС сумму денежной компенсации, подлежащей выплате Семикину С.Л. единовременно, в размере ***руб.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 12.03.2013 г. в части в взыскания с Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам в пользу Семикина С.А. задолженности по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, а также в части возложения обязанности на Министерство социального развития Пермского края по указанию в реестре граждан, имеющих право па получение компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, определенного размера денежной компенсации, подлежащей выплате Семикину С.А., изменить.
Взыскать с Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Губахинскому и Гремячинскому муниципальным районам за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели в пользу Семикина С.А. задолженность по выплате ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 года по октябрь 2012 года включительно, с учетом индексации по ноябрь 2012 года, в размере ***руб.
Возложить обязанность на Министерство социального развития Пермского края при формировании для Федеральной службы по труду и занятости реестра граждан, имеющих право на получение компенсации в возмещение вреда, причиненного в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указать размер денежной компенсации, подлежащей выплате Семикину С.А. единовременно в размере ***руб.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Перми от 12.03.2013 г. оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: