Судья Патрушева А.Г. Дело № 33-1765/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Архаровой Л.В., Захваткина И.В.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 25 марта 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Радионовой Н.Б. – Кулаго М.Ю. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 17 декабря 2012 года, которым
в удовлетворении исковых требований Радионовой Н.Б. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья с учетом члена семьи Радионова А.Л., обязании включить в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, отказано.
Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., объяснения Радионовой Н.Б., представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Яновой М.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Радионова Н.Б. обратилась в суд с иском к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании права на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья с учетом члена семьи Радионова А.Л., обязании включить в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Радионов А.Л., Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.
В судебном заседании представители администрации МО ГО «Сыктывкар», Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства с иском не согласились.
Судом принято приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Радионовой Н.Б. ставит вопрос об отмене решения, указывая на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Установлено, что Р.Л.А. (супруг истицы) состоял в очереди в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в общей очереди и льготной очереди «офицеры запаса» с 04.09.1995 с составом семьи 4 человека, включая Радинову Н.Б., Радионова А.Л. При этом у Р.Л.А.., уволенного из ИК-3 УИН МВД РК 11.08.1998 по ст.58 п. «б» Положения о службе в ОВД по достижении предельного возраста, общая продолжительность службы в календарном исчислении составила более 10 лет.
11 сентября 2007 года Р.Л.А. умер.
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 25.08.2008 на Администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность восстановить Радионову Н.Б. и Радионова А.Л. в списки граждан, состоящих на учете на получение жилья с 04.09.1995 в общую очередь и льготную очередь «офицеры запаса».
Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда от 25.08.2011 признано незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам от 25.05.2011, утвержденное постановлением Главы Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 14.06.2011 № 6/1614 в части снятия Радионовой Н.Б. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма из общей очереди и льготной очереди «офицеры запаса», отказано в удовлетворении исковых требований Радионовой Н.Б. к Администрации МО ГО «Сыктывкар» о взыскании стоимости жилого помещения в размере ... руб. на состав семьи 2 человека.
14 сентября 2011 года Радионова Н.Б. обратилась в Администрацию МО ГО «Сыктывкар» с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории члены семьи граждан, проходивших военную службу и погибших (умерших) после увольнения.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации МО ГО «Сыктывкар» от 13.10.2011 Радионовой Н.Б. отказано в удовлетворении данного заявления.
Для правильного разрешения спора необходимо руководствоваться следующими нормами закона.
До 1 января 2011 года обеспечение жильем граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, вставших в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, осуществлялось через механизм выдачи государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2012 годы» (далее подпрограмма).
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, право на участие в подпрограмме имели следующие категории граждан Российской Федерации:
члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак; (пп. "в" в ред. Постановления Правительства РФ от 08.05.2009 N 408),
граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.:
граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
Анализ данной правовой нормы, её буквальное толкование свидетельствует об отсутствии самостоятельного права на получение жилищного сертификата у членов семьи сотрудника органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы. Правила определяют такое право только у самого сотрудника уголовно-исполнительной системы при условии состояния на учете до 1 января 2005 года в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, наличия 10 лет службы и увольнения по определенным основаниям.
Субсидии на приобретение жилья, удостоверяемые государственным жилищным сертификатом, - это определенный законом вид адресной помощи, непосредственно связанный с личностью гражданина, имеющего право на такое субсидирование.
Истец поставлена учет в качестве члена семьи Р.Л.А.., самостоятельного права на получение жилищного сертификата по рассматриваемой категории граждан она не имела.
Члены семьи сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы приобретали такое право только в случае гибели (смерти) сотрудника в период прохождения службы и признания в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Таких оснований в рассматриваемой правовой ситуации не имеется.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан".
В соответствии с названным законом ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена п. 2.1, согласно которой обеспечение жилыми помещениями ФИО4, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При этом в ст. 2 Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 342-ФЗ предусмотрено, что порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ:
1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более,
2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
При этом сам Закон «О статусе военнослужащих» (п.3.1 ст.24) сохраняет право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы только за членами семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, а также за членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Аналогичные требования содержатся в абз. 9, 10 пп. "а" п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы». Так, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)
члены семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), проходивших военную службу по контракту, и содержавшихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника) и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;
члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, которые приобрели право на обеспечение жилыми помещениями до гибели (смерти) гражданина, уволенного с военной службы, и состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак.
Радионов Л.А. не относится ни к военнослужащему по контракту, ни к погибшему (умершему) в период службы.
Принимая во внимание, что Федеральный закон РФ от 08 декабря 2010 года № 342-ФЗ вступил в действие с 1 января 2011 года и не может распространяться на прежние правоотношения, суд сделал вывод о том, что Р.Л.А.. не приобрел права на получение единовременной денежной выплаты (ЕДВ) по нормам этого закона.
Поскольку Радионова Н.Б. как член семьи Радионова Л.А. также не имеет самостоятельного права на получение ЕДВ, суд первой инстанции принял правильное решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выводы суда мотивированы и соответствуют закону, оснований для отмены решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда, установленных ст.362 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Радионовой Н.Б. – Кулаго М.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: