Решение по делу № 2-164/2019 (2-5026/2018;) ~ М-4613/2018 от 24.09.2018

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.

при секретаре Шнайдер В.И.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

19 февраля 2019 г.

дело по иску Шарчакова С. Д. к Администрации г.Новокузнецка, Администрации Центрального района г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка о предоставлении жилого помещения на семью из четырех человек во внеочередном порядке, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению площадью не менее 66,7 кв.м.

Требования мотивированы тем, что он является собственником жилого помещения по <адрес>. В 2000г. несмотря на то, что дом монолитный, стены дома стали разрушаться и сыпаться с наружной стороны дома, особенно пострадали <адрес> 11. Был проведен капитальный ремонт по усилению стен и оконных проемов, но данный ремонт ситуацию не исправил. В 2017г. по его инициативе проведена экспертиза, по заключению ООО «Симплекс» помещение квартиры по <адрес> является непригодным для постоянного проживания в нем. Распоряжением Администрации г.Новокузнецка от 30.11.2017г. жилое помещение по <адрес> признано непригодным для проживания.. Распоряжением Администрации Центрального района г.Новокузнецка от 05.02.2018г. он и члены его семьи поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени ответчиком каких-либо мер по предоставлению жилого помещения не принято, несмотря на то, что дальнейшее проживание в данном жилом помещении угрожает жизни и здоровью членов его семьи.

В судебном заседании истец поддержал заявленные исковые требования.

Представитель Администрации г.Новокузнецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, просит вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация Центрального района г.Новокузнецка.

Представитель Администрации Центрального района г.Новокузнецка Сарина Е.С., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу части 1 ст.1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Пунктом 3 ст.2 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

В Жилищном кодексе РФ предусмотрено, что для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции возможно предоставить гражданам жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52).

В соответствии с ч.2 ст.49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Установлено, что Шарчаков С.Д. является собственником жилого помещения – трехкомнатной квартиры по <адрес> на основании договора мены квартиры от 27.05.2003г. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают также Шарчакова С.В. –жена, Шарчаков В.С. –сын, Шарчакова И.С. дочь.

Распоряжением Администрации г. Новокузнецка от 30.11.2017г №1977, жилое помещение по <адрес>, было признано непригодным для проживания в связи с несоответствием помещения, требованиям предъявляемым к жилому помещению.

Согласно экспертному заключению ООО «Симплекс» от 09.11.2017., составленному по заказу истца, на основании выявленных при осмотре дефектов и повреждений, а также учитывая динамику развития ситуации согласно СП 13-10202993 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» техническое состояние монолитных керамзитобетонных наружных и внутренних капитальных стен и железобетонных перекрытий квартиры по <адрес> оценивается как недопустимое – категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующуюся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Работы необходимо проводить по специально разработанному проекту. Помещение квартиры по <адрес> является непригодным для постоянного проживания.

По делу была проведена судебная экспертиза для выяснения вопросов о строительно-техническом состоянии квартиры по <адрес>

По заключению экспертов ООО «Кузбассэкспертстрой» от 25.12.2018г. строительно-техническое состояние квартиры по <адрес>, создает угрозу жизни и безопасности проживающих в квартире граждан.

Возможно устранение подобной угрозы. Перечень необходимых работ указан в таблице: требуется ремонт стен в жилых комнатах 1-3, кухне, требуется замена межкомнатной двери в жилой комнате , выполнить ремонт монтажных швов в комнате , наружные монолитные стены: требуется капитальный ремонт, с усилением конструкций.

Распоряжением Администрации Центрального района г.Новокузнецка №50 от 05.02.2018г. Шарчаков С.Д. в составе семьи 4 человека приняты на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях по категории: граждане, проживающие в домах, признанных непригодными для проживания.

Поскольку жилое помещение расположенное по адресу: по <адрес>, признанный по заключению межведомственной комиссии непригодным для проживания, принадлежит истцу Шарчакову С.Д. на праве собственности, реализация его жилищных прав может быть осуществлена в порядке, установленном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 данного Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ).

В силу разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда РФ в Постановлении от 02.07.2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 г., она утверждается на период до 1 сентября 2017г.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Региональная адресная программа по переселению граждан из жилищного фонда, признанного аварийным в 2018 году, отсутствует.

Как установлено судом, жилое помещение по <адрес> признано непригодным для проживания, но не включено в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Органом местного самоуправления не принято решения об изъятии жилого дома для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении жилого помещения

По смыслу законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилищного помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Как следует из материалов дела, Шарчаков малоимущим в целях предоставления по договору найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не признан.

Как следует из материалов дела, и не оспаривается истцом, он отказывается от переселения его с семьей в жилые помещения маневренного фонда на период подыскания другого жилья.

Как установлено судом из пояснений истца и материалов дела, ранее истец проживал с 2001 г. в том же доме в <адрес>, которая по договору мены с доплатой от ДД.ММ.ГГГГ была обменена на <адрес>, в которой он проживает сейчас. Ненадлежащее состояние жилого дома имело место уже в тот период. В связи с чем, как поясняет истец, собственник <адрес> – ОАО «КМК» - производил ремонтные работы в обоих квартирах ( и ) еще до осуществления мены. Несмотря на заведомо известное ему состояние <адрес>, истец заключил договор мены и получил ее в собственность.

Истец ссылается, что проживание в жилом помещении опасно для жизни. Указанные доводы материалами дела не подтверждаются.

В соответствии с пунктами 1,8,9 части 1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Между тем, из содержания ст. 32 Жилищного кодекса РФ следует, что решение об изъятии жилого помещения у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется, в зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст. 279 - 282 ГК РФ; ст. 9 - 11, 49, 61 Земельного кодекса РФ).

В то же время, согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в "Обзоре судебной практики по делам, связанным обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление много жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое, помещение во внеочередном порядке.

Жилое помещение по <адрес>, признано непригодным для проживания.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

При таких обстоятельствах у суда не имеется законных оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению истцу жилого помещения во внеочередном порядке.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Шарчакова С. Д. отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья                             Оленбург Ю.А.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья Оленбург Ю.А.

2-164/2019 (2-5026/2018;) ~ М-4613/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шарчаков Сергей Дмитриевич
Ответчики
Администрация Центрального района
Администрация г.Новокузнецка
Суд
Центральный районный суд г. Новокузнецка
Судья
Оленбург Ю.А.
24.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.09.2018[И] Передача материалов судье
26.09.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.10.2018[И] Подготовка дела (собеседование)
10.10.2018[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.11.2018[И] Предварительное судебное заседание
24.01.2019[И] Производство по делу возобновлено
24.01.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2019[И] Судебное заседание
21.02.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.02.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2019[И] Дело оформлено
20.06.2019[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее