Копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2015 года Кировский районный суд г. Самары в составе
председательствующего Бросовой Н.В.
при секретаре Соколовой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4470/15 по заявлению Рахматуллова М.М. о признании незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации сельского поселения Светлое Поле Красноярского района Самарской области, обязании согласовать границы земельного участка и подписать акт согласования,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. с заявлением обратился в Администрацию сельского поселения Светлое Поле Красноярского района Самарской области для согласования границы участка, согласно схеме его расположения на кадастровом плане территории, подписанием акта согласования местоположения границ. ДД.ММ.ГГГГ. Администрация отказала в согласовании границ земельного участка ссылаясь на то, что он находится в землях общего пользования и по нему должна проходить улично-дорожная сеть и другие инженерные коммуникации. Считает, что выводы администрации незаконны, так как в генеральном плане развития сельского поселения Светлое Поле отсутствуют красные линии, которыми обозначены места общего пользования и иные ограничения, содержащиеся в документах градостроительного регламента, разработанного на основании правил землепользования и застройки поселения, а так же отсутствует разработанная и надлежащим образом утвержденная документация о развитии улично-дородной сети и другие инженерные коммуникации. Согласно сведениям из ГУП Самарской области институт «ТеррНИИгражданпроект» земельный участок располагается в жилой зоне и на земли общего пользования не попадает (не накладывается). Просит признать отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации с.п. Светлове Поле Красноярского района Самарской области незаконным, обязать Администрацию с.п. Светлове Поле Красноярского района Самарской области согласовать границы земельного участка по адресу: <адрес> согласно приложенной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и подписать акт согласования местоположения границы земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя Рахматуллова М.М. - Качмарев М.В. заявленные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, пояснил, что в связи с изменением законодательства, согласно ст. 37.29 ЗК РФ требуется согласование границ земельного участка с поселением. Территория общего пользования - это территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, при этом существующие границы территории пользования обозначены красными линиями. Какие-либо документы, подтверждающие, что там красные линии ему не предоставлены, он указанным участком пользуется более 15 лет, ранее участок был огорожен деревянным забором и претензий к нему никто не предъявлял, в настоящее время он в тех же границах установил кирпичный забор.
Представитель заинтересованного лица Администрации с.п. Светлое поле Красноярского района Самарской области Черкашев Г.Т. пояснил, что у них в поселении дороги сами по себе не отмечены, эти дороги местного значения и их видно по генеральному плану. Поэтому отказ считают обоснованным, в заявленных требованиях просят отказать.
Представитель заинтересованного лица Комитета по Управлению Муниципальной собственностью Муниципального р-на Красноярский Самарской области Ефремов П.А. в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просил отказать, так как у них вообще нет карт дорог, все сведения им предоставляют Администрации поселений, они выезжали только на место и определяли все только визуально, хоть красных линий и нет, это не значит, что там нет дороги.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела № по заявлению Рахматуллова М.М. о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области и обязании принять решение о предоставлении в собственность участка, приходит к следующему.
Согласно статьям 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 39.27 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой допускается в следующих случаях:
1) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута;
2) земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута;
3) все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.
Согласно ч. 4 ст. 39.27 ЗК РФ в случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, в соглашении либо решении о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории.
5. В случае, если перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, планируется в соответствии со схемой расположения земельного участка, данная схема является обязательным приложением к соглашению либо решению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом данная схема утверждается указанными соглашением либо решением.
Согласно ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ч. 1 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 1 ст. 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Согласно ч. 3 ст. 39.29 ЗК РФ к заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дается определение территорий общего пользования как территорий, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (среди них площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Границы территорий общего пользования должны быть установлены в законном порядке и иметь документальное подтверждение. Особое значение в данном случае имеют документы территориального планирования, где выделяют красные линии. В соответствии со ст. 1 ГрК красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Красные линии отделяют территории общего пользования от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Красные линии в силу статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на чертеже планировки территории, включаемом в основную часть проекта планировки территории, подлежащую утверждению.
Судом установлено, что Рахматуллов М.М. является собственником земельного участка, площадью, <данные изъяты> кв.м., категория: земли населенных пунктов, вид использования: для ведения личного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>1.
ДД.ММ.ГГГГ. Рахматуллов М.М. обратился с заявлением в Администрацию с.п. Светлое Поле о согласовании границ своего участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и подписании акта согласования местоположения границы земельного участка, для последующего заключения с Комитетом по управлению муниципальной собственностью МР Красноярский соглашения о перераспределении земель и/или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Между собой и таких земель и/или земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно письму Администрации с.п.Светлое поле МР Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. № в удовлетворении вышеуказанного заявления Рахматуллова М.М. отказано, в связи с невозможностью, поскольку участок находится на землях общего пользования и по нему должна проходить улично-дорожная сеть и другие инженерные коммуникации. В соответствии с п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами…., могут включаться в состав территориальных зон и не подлежат приватизации. В случае предоставления участка произойдет сужение улично-дорожной сети до 4м, что препятствует проведению разных коммуникаций. Аналогичный ответ содержится и в письме Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ. в адрес руководителя Комитета по управлению муниципальной собственностью.
Рахматуллов М.М. просит признать незаконным отказ и.о. Главы Администрации с.п. Светлое Поле от ДД.ММ.ГГГГ. в согласовании границ земельного участка по адресу: <адрес>
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Пунктом 28 Постановления № 2 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что исходя из положения ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 01.07.1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах применения части первой ГК РФ» разъяснено, что основанием для принятия решения суда о признании действия органа государственной власти недействительным является одновременное наличие двух условий незаконности действия государственного органа и нарушение прав и законных интересов лица.
Судом установлено, что ранее ДД.ММ.ГГГГ. истец обращался с жалобой на отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области и обязании принять решение о предоставлении в собственность участка. Согласно ответа Комитета по управлению Муниципальной собственностью муниципального района Красноярский Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Рахматуллову М.М. было отказано в предоставлении дополнительного земельного участка, прилегающего к основному, расположенному по адресу: <адрес>, поскольку испрашиваемый земельный участок, согласно утвержденного генерального плана сельского поселения Светлое Поле Красноярского района Самарской области накладывается на земли общего пользования - дорогу. В соответствии с п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ от 25.10.2001 г. №136-РФ земельные участки общего пользования приватизации не подлежат (л.д. 6, гр. дела № 2-4174/14).
Решением Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. в требованиях Рахматуллова М.М. о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального района <адрес> и обязании принять решение о предоставлении в собственность участка, отказано.
Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ. решение Кировского районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в удовлетворении заявления Рахматуллова М.М. о признании незаконным отказа № от №. Комитета по управлению муниципальной собственностью МР Красноярский Самарской области и обязании принять решение о предоставлении в собственность участка, отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальной собственностью МР Красноярский Самарской области. Постановлено по делу в этой части новое решение об удовлетворении требований истца о признании незаконным отказа № от ДД.ММ.ГГГГ. Комитета по управлению муниципальной собственностью МР Красноярский Самарской области в предоставлении заявителю дополнительного земельного участка и обязали Комитет по управлению муниципальной собственностью МР Красноярский Самарской области возобновить рассмотрение заявление Рахматуллова М.М. от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении дополнительного земельного участка, прилегающего к его участку, за выкуп.
Судебная коллегия не согласилась с решением Кировского суда, поскольку те доказательства, на которые суд сослался при постановке решения, не подтверждают факта нахождения испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования. В материалах указанного гражданского дела № на л.д. 13 имеется топографический план земельного участка по адресу: <адрес>, который не содержит сведений о местах общего пользования. Документы, представленные Администрацией с.п. Светлое Поле МР Красноярский Самарской области л.д. 27,29,30 не являются выкопировкой из генерального плана, надлежащим образом не заверены, не содержат сведений о существующих либо планируемых границах территорий общего пользования, которые должны быть обозначены красными линиями.
Красные линии, которыми обозначены места общего пользования, и иные ограничения содержатся в документах градостроительного регламента (проектах планировки, разработанных на основании правил землепользования и застройки поселений), который суду не был представлен, в связи с чем, выяснить вопрос о нахождении испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, не представляется возможным.
Оспариваемый отказ в согласовании границы земельного участка, также основан на том, что участок находится на землях общего пользования и по нему должна проходить улично-дорожная сеть и другие инженерные коммуникации. В соответствии с п. 8 ст. 27, п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами…., могут включаться в состав территориальных зон и не подлежат приватизации. Однако доказательств этому не представлено. До настоящего времени документы градостроительного регламента (проектах планировки, разработанных на основании правил землепользования и застройки поселений), суду не был представлен, в связи с чем, выяснить вопрос о нахождении испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования, не представляется возможным.
Между тем, частью 1 ст. 249 ГПК РФ определено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Также в п.20 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10.02.2009г. № 2 разъяснено, что по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
К тому же, согласно сведениям ГУП Самарской области институт «ТеррНИИгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ. границы испрашиваемого дополнительного земельного участка, прилегающего к основному по адресу: <адрес> нанесены по предоставленным координатам на карту функционального зонирования утвержденного генерального плана с.п. Светлое Поле МР Красноярский Самарской области. Испрашиваемый земельный участок располагается в жилой зоне и на земли общего пользования не попадает (не накладывается), что так же подтверждается имеющейся в материалах дела схемой расположения земельного участка на кадастровом плате территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заявленные Рахматулловым М.М. требования подлежат частичному удовлетворению, в части признания незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации сельского поселения Светлое Поле Красноярского района Самарской области в согласовании границ земельного участка и обязании Администрации сельского поселения Светлое Поле Красноярского района Самарской области возобновить рассмотрение заявления Рахматуллова М.М. от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании границ земельного участка и подписании акта согласования границ.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Рахматуллова М.М. о признании незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации сельского поселения Светлое Поле Красноярского района Самарской области, обязании согласовать границы земельного участка и подписать акт согласования, удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ № от ДД.ММ.ГГГГ. Администрации сельского поселения Светлое Поле Красноярского района Самарской области в согласовании границ земельного участка.
Обязать Администрацию сельского поселения Светлое Поле Красноярского района Самарской области возобновить рассмотрение заявления Рахматуллова М.М. от ДД.ММ.ГГГГ о согласовании границ земельного участка и подписании акта согласования границ.
В остальных требованиях отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Кировский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Апелляционные жалоба, представление и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.
Лица, участвующие в деле, вправе представить в суд первой инстанции возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно них.
Председательствующий подпись Н.В. Бросова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение вступило в законную силу
Копия верна
Судья
Секретарь