Решение по делу № 3-21/2010 от 12.08.2010

                                                 РЕШЕНИЕ

                              Именем Российской Федерации

Верховный Суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Данзырын А.С.-М., с участием представителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 26 августа 2010 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 25.10.2008 № 897 ВХ-II «О бюджетном процессе в Республике Тыва» в части,

                                             УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о  признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 25.10.2008 № 897 ВХ-II «О бюджетном процессе в Республике Тыва» (далее – Закон Республики Тыва) в части.

В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

Частью 3 статьи 9 Закона Республики Тыва министру финансов Республики Тыва предоставлено право запрета главному распорядителю, распорядителю, бюджетному учреждению осуществления отдельных расходов на основании представления Счетной палаты Российской Федерации, органов Федерального казначейства, Счетной палаты Республики Тыва и актов проверок Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Тыва, других контрольных органов, свидетельствующих о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Тыва.

Изложенная норма основывалась на пункте 2 статьи 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривавшем блокировку расходов бюджета при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в  части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2010 года статья 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации утратила силу.

В связи с изложенным Закон Республики Тыва в указанной части противоречит федеральному бюджетному законодательству.

Согласно пункту 8 статьи 10Закона Республики Тыва Счетная палата республики осуществляет контроль над законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета и государственного целевого территориального внебюджетного фонда в уполномоченных банках и в других финансово-кредитных организациях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 96 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, права и обязанности их акционеров определяются гражданским законодательством и законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.

Согласно статье 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В силу статьи 41 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами.

Таким образом, Счетная палата Республики Тыва полномочиями по контролю за обращением финансов в кредитно-финансовых организациях не обладает.

Кроме того, в силу пункта 1 статьи 161, пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 155, статьи 215.1, статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства республиканского бюджета могут размещаться, а расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами, производиться только по счетам, открытым Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

Пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона Республики Тыва предусмотрено при рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете во втором чтении обсуждение и утверждение смет доходов и расходов целевых бюджетных фондов.

Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» статья 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевых бюджетных фондах признана утратившей силу, в связи с чем создание целевых бюджетных фондов в настоящее время бюджетным законодательством не предусмотрено. Соответственно утверждение смет доходов и расходов целевых бюджетных фондов противоречит бюджетному законодательству.

Согласно части 2 статьи 33 Закона Республики Тыва внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва осуществляется Счетной палатой Республики Тыва с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва». По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или Счетной палатой Республики Тыва.

В то же время абзацем вторым части 3 статьи 33 Закона Республики Тыва предусмотрено обязательное представление местной администрацией отчета об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Указанная норма противоречит пункту 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. Следовательно, данный вопрос регулируется муниципальным правовым актом.

Согласно части 3 статьи 34 Закона Республики Тыва межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели. При установлении соответствующим главным распорядителем средств республиканского бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доход республиканского бюджета. В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий, не перечислен в доход республиканского бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход республиканского бюджета в порядке, определяемом Министерством финансов Республики Тыва, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Данные положения Закона Республики Тыва противоречат пункту 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из смысла которого следует, что межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации о возврате остатка межбюджетных трансфертов в доходы бюджета, из которого они были предоставлены, при установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета отсутствия потребности утратили силу в связи с внесением изменений в Кодекс Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ.

Применение оспариваемых норм Закона Республики Тыва нарушает интересы Российской Федерации, поскольку указанные нормы противоречат федеральному законодательству.

Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете «Тувинская правда».

В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление прокурора Республики Тыва по изложенным в заявлении основаниям поддержала.

Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Дулуш Л.Т. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия.

Представители Председателя Правительства Республики Тыва, Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили.

Выслушав Ойдуп У.М., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу пункта «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.

Согласно частям 1, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Частью 3 статьи 9 Закона Республики Тыва министру финансов Республики Тыва предоставлено право запрета главному распорядителю, распорядителю, бюджетному учреждению осуществления отдельных расходов на основании представления Счетной палаты Российской Федерации, органов Федерального казначейства, Счетной палаты Республики Тыва и актов проверок Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Республики Тыва, других контрольных органов, свидетельствующих о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и Республики Тыва.

Изложенная норма основывалась на пункте 2 статьи 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривавшем блокировку расходов бюджета при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 5 Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в  части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2010 года статья 231 Бюджетного кодекса Российской Федерации утратила силу.

В связи с изложенным Закон Республики Тыва в указанной части противоречит федеральному бюджетному законодательству.

Согласно пункту 8 статьи 10 Закона Республики Тыва Счетная палата республики осуществляет контроль над законностью и своевременностью движения средств республиканского бюджета и государственного целевого территориального внебюджетного фонда в уполномоченных банках и в других финансово-кредитных организациях.

Согласно абзацу 3 статьи 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится осуществление контроля за исполнением бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со статьей 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются: 1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации; 2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации отсутствует понятие государственного целевого территориального внебюджетного фонда. Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» статья 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевых бюджетных фондах признана утратившей силу, в связи с чем создание государственных целевых фондов в настоящее время бюджетным законодательством не предусмотрено.

Таким образом, в силу абзаца 3 ст. 8, ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится осуществление контроля за исполнением бюджетов только территориальных государственных внебюджетных фондов - территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Следовательно, пункт 8 статьи 10 Закона Республики Тыва в части упоминания государственного целевого территориального внебюджетного фонда противоречит федеральному законодательству.

Ссылка прокурора на ст. 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», предусматривающую, что органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, является необоснованной, т.к. Счетная палата Республики Тыва не является органом законодательной или исполнительной власти.

Ст. 1 Закона Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва» установлено, что Счетная палата Республики Тыва является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым палатами Великого Хурала Республики Тыва и им подотчетным.

Согласно ст. 96 Конституции Республики Тыва законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Тыва является Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва.

Ссылка прокурора на ст. 41 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» также необоснованна, т.к. в ней говорится о надзоре за деятельностью кредитной организации, осуществляемом Банком России в соответствии с федеральными законами.

В силу ст. 56 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

В пункте 8 статье 10 Закона Республики Тыва же речь идет о контроле за обращением средств республиканского бюджета государственного целевого территориального внебюджетного фонда в уполномоченных банках и в других финансово-кредитных организациях.

Частью 4 статьи 215.1 Бюджетного кодекса РФ установлено, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Однако статья 215.1 в редакции Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ в части, касающейся кассового обслуживания исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства, применяется только начиная с 1 января 2014 года.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата России осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка Российской Федерации по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Счетная палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений.

Контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях России является одной из задач Счетной палаты России (ст. 2 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»).

Таким образом, поскольку Счетная палата Республики Тыва является органом государственного финансового контроля Республики Тыва, то она вправе осуществлять контроль за движением средств республиканского бюджета и государственного территориального внебюджетного фонда в банках и других кредитно-финансовых организациях.

Следовательно, в остальной части пункт 8 статьи 10 Закона Республики Тыва не противоречит федеральному законодательству.

Пунктом 3 части 2 статьи 20 Закона Республики Тыва предусмотрено при рассмотрении проекта закона о республиканском бюджете во втором чтении обсуждение и утверждение смет доходов и расходов целевых бюджетных фондов.

Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» статья 17 Бюджетного кодекса Российской Федерации о целевых бюджетных фондах признана утратившей силу, в связи с чем создание целевых бюджетных фондов в настоящее время бюджетным законодательством не предусмотрено. Соответственно утверждение смет доходов и расходов целевых бюджетных фондов противоречит бюджетному законодательству.

Согласно части 2 статьи 33 Закона Республики Тыва внешняя проверка годового отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Тыва осуществляется Счетной палатой Республики Тыва с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Республики Тыва «О Счетной палате Республики Тыва». По обращению представительного органа поселения внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения может осуществляться контрольным органом муниципального района или Счетной палатой Республики Тыва.

В то же время абзацем вторым части 3 статьи 33 Закона Республики Тыва предусмотрено обязательное представление местной администрацией отчета об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Указанная норма противоречит пункту 2 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля, сформированным на муниципальных выборах, или представительным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования с соблюдением требований настоящего Кодекса. Следовательно, данный вопрос регулируется муниципальным правовым актом.

Согласно части 3 статьи 34 Закона Республики Тыва межбюджетные трансферты, полученные в форме субвенций и субсидий, не использованные в текущем финансовом году, подлежат использованию в очередном финансовом году на те же цели. При установлении соответствующим главным распорядителем средств республиканского бюджета, из которого были предоставлены межбюджетные трансферты, отсутствия потребности в них остаток указанных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в доход республиканского бюджета. В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субвенций и субсидий, не перечислен в доход республиканского бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход республиканского бюджета в порядке, определяемом Министерством финансов Республики Тыва, с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Данные положения Закона Республики Тыва противоречат пункту 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, из смысла которого следует, что межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств. В случае, если неиспользованный остаток межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не перечислен в доход соответствующего бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход бюджета, из которого они были предоставлены, в порядке, определяемом соответствующим финансовым органом с соблюдением общих требований, установленных Министерством финансов Российской Федерации.

Нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации о возврате остатка межбюджетных трансфертов в доходы бюджета, из которого они были предоставлены, при установлении соответствующим главным распорядителем средств бюджета отсутствия потребности утратили силу в связи с внесением изменений в Кодекс Федеральным законом от 09.04.2009 № 58-ФЗ.

При таких обстоятельствах заявление прокурора подлежит удовлетворению частично.

Суд считает необходимым признать оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку эти нормы до настоящего времени применялись.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд

                                                РЕШИЛ:

Заявление прокурора Республики Тыва удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу:

- часть 3 статьи 9 полностью;

- пункт 8 статьи 10 в части слова «целевых»;

- пункт 3 части 2 статьи 20 полностью;

- абзац 2 части 2 статьи 33 полностью;

- часть 3 статьи 34 полностью Закона Республики Тыва от 25.10.2008 № 897 ВХ-II «О бюджетном процессе в Республике Тыва».

В удовлетворении остальной части требований прокурора отказать.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете «Тувинская правда».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

 Председательствующий Болат-оол А.В.

3-21/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Республики Тыва Бухторяов П.В.
Суд
Верховный Суд Республики Тыва
Дело на странице суда
vs.tva.sudrf.ru
12.08.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2010Передача материалов судье
13.08.2010Решение вопроса о принятии иска (заявлении, жалобы) к рассмотрению
13.08.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.08.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2010Судебное заседание
26.08.2010Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее