Дело № 2-173 17 февраля 2015 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
судьи Фролова А.Н.,
при секретаре Олупкиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске гражданское дело по иску Поздняковой Л.А. к Лукичеву А.В. о признании права собственности,
установил:
Позднякова Л.А. обратились в суд с иском к ответчику о признании права собственности на баню и хозяйственную постройку, расположенные по адресу: г.Архангельск, ул.У.. В обоснование иска указала, что между ней и ответчиком 22 апреля 2010 г. был заключён договор купли-продажи дома *** по ул.У. в г.Архангельске. Кроме указанного дома на земельном участке находятся баня и хозяйственная постройка стоимостью *** руб. Баню и хозяйственную постройку она ответчику не продавала, считает, что они находятся в её собственности. Просила признать за ней право собственности на указанные объекты.
Истица в судебном заседании исковые требования поддержала.
Ответчик с иском не согласился, указал, что баня и хозяйственные постройки находятся на земельном участке, который принадлежит ему. Считает, что при приобретении дома в его собственность перешли все имеющиеся на земельном участке хозяйственные постройки, которые предназначены для обслуживания дома.
Выслушав истицу, ответчика, допросив свидетелей С.Е.П., А.Л.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключённым с момента такой регистрации (ст.558 ГК РФ).
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п.1 ст.130 ГК РФ).
В силу п.1 ст.549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
В ходе судебного разбирательства установлено, что 22 апреля 2010 г. между Поздняковой Л.А. и Лукичевым А.В. был заключён договор купли-продажи жилого дома *** по ул.У. в г.Архангельске.
Предметом договора купли-продажи является жилой дом *** по ул.У. в г.Архангельске, инвентарный номер ***, условный номер: ***.
Из технического паспорта на жилой дом по указанному адресу следует, что баня, сарай, пристройка, погреб фигурируют как литеры в составе индивидуального жилого дома.
Согласно ст.135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.9 действующего Постановления Пленума Верховного Суда СССР N 4 от 31 июля 1981 г. (в ред. 30 ноября 1990 г.) «О судебной практике по разрешению споров, связанных с правом собственности на жилой дом» различные хозяйственные постройки (сараи, летние кухни и т.д.) являются подсобными строениями и составляют с домом единое целое. Поэтому при отчуждении жилого дома они переходят к новому собственнику вместе с домом, если при заключении договора об отчуждении дома не был обусловлен их снос или перенос прежним собственником.
Следовательно, объектом права собственности является недвижимое имущество - жилой дом, а постройки являются принадлежностью к нему и составляют с домом единое целое, являясь единым хозяйственным комплексом с жилым домом по указанному адресу. Надворные постройки, расположенные на территории жилого дома, не могут являться самостоятельными объектами прав в отрыве от права на жилой дом и права пользования земельным участком, необходимы для его обслуживания, входили в состав названного домовладения на день подписания договора, самостоятельного функционального назначения не имеют, а поэтому не в состоянии в данном случае выступать предметом отдельного договора, пока они сохраняют своё функциональное назначение.
Иная позиция противоречила бы содержанию права собственности: права владения, пользования и распоряжения принадлежащим собственнику имуществом (ст.209 ГК РФ).
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что жилой дом инвентарный номер ***, а также литер А, Г, Г1, Г2, Г3, Г4, к которым относятся жилой дом, погреб, баня, сарай, принадлежат на праве собственности Лукичеву А.В.
Таким образом, в материалах дела представлены доказательства права собственности ответчика на спорные постройки, доказательств обратного истицей не представлено, иные основания признания права собственности Поздняковой Л.А. не заявлялись.
Кроме того, с момента продажи дома истица каких-либо прав на постройки не предъявляла, постройками не пользовалась. Право собственности на земельный участок, на котором располагаются жилой дом, баня и иные постройки, принадлежит ответчику.
Свидетели, допрошенные в судебном заседании, также подтвердили, что по договору купли-продажи от 22 апреля 2010 г. продавался жилой дом с хозяйственными постройками, составляющие единое целое.
Учитывая указанные обстоятельств, суд приходит к выводу, что оснований для признания права собственности Поздняковой Л.А. на баню и хозяйственную постройку не усматривается, поэтому в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Поздняковой Л.А. к Лукичеву А.В. о признании права собственности отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение одного месяца.
Судья А.Н.Фролов