Дело № 2а- 271/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Ильинский 12 июля 2017 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего Никулиной Л.Н.
при секретаре судебного заседания Пчельниковой С.А.,
с участием помощника прокурора Ильинского района Пермского края Чижовой Т.А.,
представителя административного ответчика администрации Ильинского сельского поселения Мурасова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ильинского района в защиту неопределенного круга лиц к администрации Ильинского сельского поселения о возложении обязанностей,
установил:
прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Ильинского сельского поселения, в том числе в части обеспечения жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в ходе которой установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по <адрес> ФИО3 были обследованы участки, а именно перекрестки улиц Ленина и Октябрьская, Ленина-Парковая и Ленина-Герцена в <адрес> на предмет соответствия данной автодороги требованиям законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Проведенным обследованием выявлены следующие недостатки улично-дорожной сети.
На перекрестке улиц Октябрьская-Ленина <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» - 16 шт., дорожный знак 1.17 «Искусственная неровность», дорожный знак 8.2.1 «Зона действия», а также отсутствует дорожная разметка, предусмотренные Проектом организации дорожного движения в <адрес>, чем нарушены требования п.п. 4.1.1, 4.2.2, 4.2.3 «ФИО8 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ФИО8 50597-93), п.п. 6.2.1, 6.22 «ФИО8 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее ФИО8 52289-2004).
На перекрестке улиц Парковая-Ленина <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» - 16 шт., дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» не соответствует ГОСТ, полностью отсутствует дорожная разметка, чем нарушены требования п.п. 4.2.2, 4.2.3 ФИО8 50597-93, п.п. 6.2.1, 6.22 ФИО8 52289-2004.
На перекрестке улиц Герцена-Ленина <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» - 16 шт., дорожный знак 1.17 «Искусственная неровность», дорожный знак 1.23 «Дети» развернут и нечитаем для участников дорожного движения, полностью отсутствует дорожная разметка, чем нарушены требования п.п. 4.1.1, 4.2.2, 4.2.3 ФИО8 50597-93, п.п. 6.2.1, 6.22 ФИО8 52289-2004.
Участки дороги, на которых выявлены нарушения, находятся в непосредственной близости от образовательных учреждений МБОУ «Ильинская СОШ №» и МБДОУ «Детский сад Золотой петушок» и обучающиеся данных образовательных учреждений ежедневно пересекают вышеуказанные перекрестки.
Отсутствие соответствующих дорожных знаков и дорожной разметки делает невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, что ставит под угрозу безопасность пешеходов, в том числе несовершеннолетних, движущихся по данному отрезку дороги.
Прокурор просит обязать администрацию Ильинского сельского поселения установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.17 «Искусственная неровность», 8.2.1 «Зона действия», 2.4 «Уступите дорогу», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 1.23 «Дети» и нанести дорожную разметку на перекрестках улиц Герцена-Ленина, Парковая-Ленина и Октябрьская-Ленина в <адрес> в соответствии с Проектом организации дорожного движения в <адрес> края и требованиями ФИО8 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», «ФИО8 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Прокурор ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, дополнив, что на ДД.ММ.ГГГГ перекрестки улиц Ленина-Октябрьская, Ленина-Герцена, Ленина-Парковая снабжены установками дорожных знаков «Пешеходный переход», просила установить срок для устранения нарушений, указанных в заявлении, до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика администрации Ильинского сельского поселения в судебном заседании ФИО5 заявленные требования признал, за исключением установления сроков устранения нарушений, просил установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно ст. 3 этого же закона дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. <адрес> «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями <адрес> и о внесении изменения в <адрес> «О бюджетном процессе в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ПК, постановлено закрепить за сельскими поселениями <адрес> следующие вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на сегодняшний день полномочия по осуществлению дорожной деятельности и организации уличного освещения сохранились за органами местного самоуправления сельских поселений.
Перечисленные полномочия также отражены в ст. 3 Устава муниципального образования «Ильинское сельское поселение» Ильинского муниципального района <адрес> (л.д. 22-23).
В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В Приложении № «Дорожные знаки» к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила дорожного движения) предусмотрены дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.23 «Дети».
Согласно приложению № к Правилам дорожного движения горизонтальная разметка «зебра» обозначает пешеходный переход.
Как следует из п. 4.1.1 «ФИО8 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, размещенными в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.
Согласно п. 4.2.1 ФИО8 50597-93 разметку автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов следует выполнять по ГОСТ 13508 и наносить в соответствии с утвержденными схемами.
Согласно п. 4.2.2 ФИО8 50597-93 дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии), согласно п. 4.2.3 ФИО8 50597-93 дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Указанные знаки, а также горизонтальная разметка, информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
Из материалов дела следует, что на момент судебного разбирательства административным ответчиком не устранены нарушения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, отсутствуют дорожные знаки и дорожная разметка, предусмотренные Проектом организации дорожного движения в <адрес>.
На перекрестке улиц Октябрьская-Ленина <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» - 12 шт., дорожный знак 1.17 «Искусственная неровность», дорожный знак 8.2.1 «Зона действия», а также отсутствует дорожная разметка, предусмотренные Проектом организации дорожного движения в <адрес>, чем нарушены требования п.п. 4.1.1, 4.2.2, 4.2.3 ФИО8 50597-93, п.п. 6.2.1, 6.22 ФИО8 52289-2004.
На перекрестке улиц Парковая-Ленина <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» - 12 шт., дорожный знак 2.4 «Уступите дорогу», дорожный знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости» не соответствует ГОСТ, полностью отсутствует дорожная разметка, чем нарушены требования п.п. 4.2.2, 4.2.3 ФИО8 50597-93, п.п. 6.2.1, 6.22 ФИО8 52289-2004.
На перекрестке улиц Герцена-Ленина <адрес> отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход» - 12 шт., дорожный знак 1.17 «Искусственная неровность», дорожный знак 1.23 «Дети» развернут и нечитаем для участников дорожного движения, полностью отсутствует дорожная разметка, чем нарушены требования п.п. 4.1.1, 4.2.2, 4.2.3 ФИО8 50597-93, п.п. 6.2.1, 6.22 ФИО8 52289-2004.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами обследования дорог - перекрестков улиц Октябрьская - Ленина, Парковая - Ленина, Герцена - Ленина <адрес> со схемами и фототаблицами к ним (л.д. 9-20, 31-33); объяснениями ФИО6 (л.д. 21), справкой (л.д. 24) и не оспариваются административным ответчиком. При этом проектом организации дорожного движения в <адрес> края от 2012 года установка указанных дорожных знаков и дорожной разметки предусмотрена (л.д. 8).
Отсутствие соответствующих дорожных знаков и дорожной разметки делает невозможным соблюдение требований Правил дорожного движения водителями транспортных средств, проезжающих мимо соответствующих образовательных учреждений, что ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данных образовательных учреждений.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд
решил:
обязать администрацию Ильинского сельского поселения в срок до 1 октября 2017 года установить дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход», 1.17 «Искусственная неровность», 8.2.1 «Зона действия», 2.4 «Уступите дорогу», 3.24 «Ограничение максимальной скорости», 1.23 «Дети» и нанести дорожную разметку на перекрестках улиц Герцена - Ленина, Парковая - Ленина и Октябрьская - Ленина в п. Ильинский в соответствии с Проектом организации дорожного движения в п. Ильинский Пермского края и требованиями «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Никулина Л.Н.