Решение по делу № 2-745/2018 ~ М-628/2018 от 20.07.2018

Дело № 2-745/2018

31 августа 2018 года                 гор. Вельск

29RS0001-01-2018-000815-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вельский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего Пестерева С.А.,

при секретаре Хомовой Т.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, в лице Вельского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал», администрации муниципального образования «Вельское», администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства и организовать качественное водоснабжение в границах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями,

установил:

начальник Вельского территориального отдела, главный государственный санитарный врач по Вельскому, Коношскому, Устьянскому и Шенкурскому районам в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Вельское», администрации МО «Вельский муниципальный район», ООО «Водоканал» о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства и организовать качественное водоснабжение в границах поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Обосновывает требования тем, что качество холодной питьевой воды на территории МО «Вельское» не соответствует санитарным нормам, что подтверждается протоколами лабораторных исследований. Не соблюдение ответчиками требований санитарно-эпидемиологического законодательства, предъявляемого к качеству питьевого водоснабжения, нарушает права граждан на охрану здоровья и обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия неопределенного круга лиц - населения гор. Вельска, потребляющих питьевую воду, что свидетельствует о ненадлежащей организации в границах МО «Вельское» водоснабжения населения. ООО «Водоканал» осуществляет эксплуатацию водопроводных систем для снабжения населения питьевой водой, при этом данная услуга не соответствует установленным действующим законодательством требованиям. Подача холодной питьевой воды осуществляется из городских водопроводных сетей ООО «Водоканал» в системы водопровода объектов города Вельска. А поэтому просит возложить на администрацию МО «Вельское», администрацию МО «Вельский муниципальный район» обязанность организовать качественное водоснабжение в границах города Вельска Архангельской области, на ООО «Водоканал» возложить обязанность осуществлять подготовку воды на водоочистных сооружениях гор.Вельска и подачу ее потребителям в соответствии с санитарно-эпидемиологическим требованиями.

В судебном заседании начальник Вельского ТО Роспотребнадзора Тюлькин И.Н. настоял на удовлетворении иска по тем же основаниям, пояснив, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Представитель ООО «Водоканал» Молчанова С.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что нет оснований для удовлетворения иска к данному обществу.

Представители администрации МО «Вельское», администрации МО «Вельский муниципальный район» на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав стороны, исследовав и изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Согласно п. 10 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", под качеством и безопасностью воды надлежит понимать совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру.

Пунктом 3 ст. 1 указанного Федерального закона, требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Из п. 1 ст. 23 данного Закона следует, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и частью 7 статьи 8 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В п. 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" установлено, что, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Абзацем 2 п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Во исполнение вышеуказанного законоположения Правительство Российской Федерации Постановлением от 6 мая 2011 г. № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подпунктом "а" пункта 31 и подпунктов "а" пункта 33 которого предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и корреспондирующее ей право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.

Требования к качеству холодного водоснабжения установлены в разделе I Приложения № 1 к указанным Правилам, одним из которых является постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.1074-01), при этом отклонение состава и свойств холодной воды от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается, тогда как приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.

В свою очередь, пунктами 1.1, 1.3, 2.2 и 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 24 от 26 сентября 2001 года, предусмотрено: пункт 1.1: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест; пункт 1.3: Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор; пункт 2.2: Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил; пункт 3.2: Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

В судебном заседании установлено, что Вельским территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее -Вельский территориальный отдел) на основании жалобы населения г. Вельска по определению № 15/02-1 от 11 апреля 2018 года было проведено административное расследование в отношении ООО «Водоканал», в ходе которого было установлено, что при оказании коммунальной услуги по холодному водоснабжению требования законодательства об обеспечении населения качественной питьевой водой соблюдаются ненадлежащим образом.

ООО «Водоканал» по договору с потребителями, осуществляет оказание коммунальной услуги - отпуск холодной питьевой воды. Подача холодной питьевой воды осуществляется из городских водопроводных сетей ООО «Водоканал» в системы водопровода объектов города, в водоразборные колонки, в распределительную систему. Иного централизованного водоснабжения потребителей, расположенных в данной местности, нет.

При этом были отобраны пробы воды на выходе из водоочистной станции горводопровода (резервуар чистой воды, г. Вельск, ул. Тракторная, 100) и в водоразборной колонке по адресу: гор.Вельск, ул. 1 Мая, 48. Согласно протоколам лабораторных исследований питьевой воды ИЛЦ филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Архангельской области»:

-    протокол № 1149/1 от 13 апреля 2018 года, проба питьевой воды, отобранная на выходе из резервуара чистой воды водоочистной станции, не соответствовала гигиеническим требованиям п.п. 3.4.1 табл. 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. № 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), а именно: по санитарно-химическим показателям: железо общее - фактически 0,49±0,12 мг/дм3 (норматив - не более 0,3 мг/дм3).

-    протокол № 1150/1 от 13.04.2018г в пробе питьевой воды, отобранной в водоразборной колонке ул. 1 Мая, 48 содержание железа составило 0,50±0,13 мг/дм3 (норматив не более 0,3 дм/м3).

ООО «Водоканал» осуществляет водоподготовку воды на водоочистной станции и подачу её потребителям, а также эксплуатацию объектов водоснабжения, в том числе и водоочистной станции (г. Вельск, <адрес>) на основании договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения с администрацией МО «Вельский муниципальный район» от 28 сентября 2017 года.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности и дав им оценку с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что исковые требования к ООО «Водоканал», администрации МО «Вельское» подлежат удовлетворению.

К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Так исходя из анализа норм Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении и указанных выше следует, что к вопросам местного значения, в том числе, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Предусмотрена обязанность органов местного самоуправления организовать надлежащее водоснабжение населения. К вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае от указанных организаций от исполнения своих обязательств. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Юридические лица в соответствии осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Однако, данные требования законодательства, в части подачи холодной питьевой воды, надлежащими ответчиками по делу ООО «Водоканал» и администрацией МО «Вельское» на территории гор.Вельска не исполняются.

Таким образом, надлежащими ответчиками допущены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, которые до настоящего времени не устранены.

Доказательств обратному в силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в судебное заседание не представлено.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Учитывая значимость разрешенных требований, направленных на восстановление нарушенного конституционного права неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятные условия жизнедеятельности, выполнение мероприятий по устранению нарушений в области санитарно-эпидемиологического законодательства потребует подготовки и определенного времени, суд считает возможным установить срок по устранению данного нарушения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, который соответствует принципам разумности и справедливости. При возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчики вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, обязанность осуществлять подготовку воды на очистных сооружениях гор.Вельска и подачу ее по распределительной сети в здания и водоразборные колонки гор.Вельска в соответствии с санитарными требованиями надлежит возложить на ООО «Водоканал», а организовать водоснабжение населения города Вельска надлежащего качества возложить на администрацию МО «Вельское». В иске к администрации МО «Вельский муниципальный район» - отказать.

Следовательно, какие-либо доводы на отсутствие финансирования данных мероприятий не могут являться основанием для освобождения ответчиков от возложенных на них обязанностей.

Согласно статье 98 и 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика ООО «Водоканал» надлежит взыскать 300 рублей в доход местного бюджета, поскольку государственная пошлина, от которой истец освобожден, взыскивается с ответчика не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

При этом суд учитывает, что законных оснований предусмотренных ст.333.20 Налогового кодекса Российской Федерации для уменьшения размера государственной пошлины или об освобождении ООО «Водоканал» от ее уплаты по данному делу не установлено.

Администрация муниципального образования «Вельское» является органом местного самоуправления и выступает по данному делу в качестве ответчика, то в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал», администрации муниципального образования «Вельское» - удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществлять подготовку воды на водоочистных сооружениях города Вельска и подачу ее по распределительной сети в здания и на водоразборные колонки города Вельска в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01: «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».

Возложить на администрацию муниципального образование «Вельское» организовать водоснабжение населения города Вельска надлежащего качества в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности по организации водоснабжения населения города Вельска надлежащего качества - отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Вельский районный суд Архангельской области.

Председательствующий          С.А. Пестерев

2-745/2018 ~ М-628/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, в лице Вельского территориального отдела
Ответчики
ООО "Водоканал"
Администрация МО "Вельский муниципальный район"
ООО "Ваш Дом"
Администрация МО "Вельское"
Суд
Вельский районный суд
Судья
Пестерев Сергей Альбертович
20.07.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.07.2018[И] Передача материалов судье
24.07.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.08.2018[И] Предварительное судебное заседание
31.08.2018[И] Судебное заседание
03.09.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее