Решение по делу № 2-1559/2014 от 23.01.2014

дело № 2- 1559/2014

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Пушкино

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Курлаевой И.В.,

с участием прокурора Б.,

при секретаре Лебедевой Л.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пушкинского городского прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 16, 17, 26 части 2 статьи 34 Устава городского округа Красноармейск,

У С Т А Н О В И Л :

Пушкинской городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 16, 17, 26 части 2 ст. 34 Устава городского округа Красноармейск (далее Устав), принятого решением Совета депутатов города Красноармейска от 24.03.2010 года № 36-2 с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского округа Красноармейск от 24.11.2011 года № 63-4 и от 20.06.2013 года № 25-1.

В ходе рассмотрения дела уточнил заявление (л.д. 184-186).

В обоснование заявления указал, что в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 34 Устава предусмотрено, что Совет депутатов утверждает перечень объектов муниципального имущества. Пунктом 17 ч. 2 ст. 34 Устава предусмотрено, что Совет депутатов утверждает перечень объектов муниципального имущества, не подлежащего отчуждению. По мнению прокурора, данные нормы являются коррупциогенными, поскольку принятие указанных решений относится к компетенции администрации муниципального образования, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Данные пункты, по мнению прокурора, наделяют представительный орган муниципального образования исполнительно- распорядительными функциями, что противоречит Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Пункт 26 ч. 2 ст. 34 Устава наделяет Совет депутатов полномочиями в сфере похоронного дела, а именно: создание специализированной службы по вопросам похоронного дела; установление размера места для родственного захоронения и для почетного захоронения; установление размера единовременной платы за резервирование места для семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатного предоставляемого места для родственного захоронения. По мнению прокурора, указанное положение Устава противоречит Федеральному закону «О погребении и похоронном деле», а также Закону Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области». Пушкинской городской прокуратурой на основании положений ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 28.10.2013г. на указанные положения Устава принесен протест с требованием приведения норм муниципального нормативно-правового акта в соответствие с требованиями действующего федерального законодательства. 27.11.2013 года принято решение Совета депутатов, в соответствии с п. 1 которого Совет согласился с протестом прокурора на п. 26 ч. 2 ст. 34 Устава в части создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, но решением не предусмотрено внесение соответствующих изменений в Устав муниципального образования. До настоящего времени из Устава норма, наделяющая Совет депутатов полномочиями по принятию решения о создании специализированной службы по вопросам похоронного дела, не исключена. В остальной части, в том числе и в оставшейся части по п. 26 ч. 2 ст. 34 Устава, протест городской прокуратуры оставлен без удовлетворения.

В судебном заседании прокурор Б. заявление поддержала, просила заявление удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского округа Красноармейск – председатель Совета депутатов М. возражала удовлетворению заявления, поддержала представленный письменный отзыв (л.д. 67-74).

Представитель заинтересованного лица администрации городского округа Красноармейск в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 192).

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, находит заявление Пушкинского горпрокурора подлежащим удовлетворению частично.

Правоотношения, возникшие между участниками настоящего гражданского дела, носят публично-правовой характер и регулируются нормами главы 25 ГПК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О погребении и похоронном деле», Законом Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области».

В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.

В ходе рассмотрения дела судом установлены следующие обстоятельства.

Решением Совета депутатов города Красноармейск от 24.03.2010 года № 36-2 (л.д. 75) принят Устав городского округа Красноармейск Московской области (л.д. 76-127).

Решениями Совета депутатов городского округа Красноармейск Московской области от 24.11.2011 года № 63-4 (л.д. 50) и от 20.06.2013г. № 25-1 (л.д. 42) внесены изменения и дополнения в Устав (л.д. 43-49, 51-57).

Устав зарегистрирован 05.05.2010г. и опубликован в газете «Городок» от 11.06.2010г., изменения и дополнения в Устав опубликованы в газете «Городок» от 30.12.2011г. и от 16.08.2013г. (л.д. 224-228).

Пункты 16, 17, 26 ч. 2 ст. 34 Устава оспариваются прокурором.

В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 34 Устава Совет депутатов городского округа утверждает перечень объектов муниципального имущества. В соответствии с п. 17 ч. 2 ст. 34 Устава Совет депутатов городского округа утверждает перечень объектов муниципального имущества, не подлежащего отчуждению.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу ч. 1.1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования.

В силу ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Согласно части 11 указанной нормы права иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В силу ст. 215 ГК РФ 1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

В силу положений пункта 2 статьи 209 ГК РФ собственник имущества вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе передавать, оставаясь собственником имущества, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и распоряжаться им иным образом.

Согласно статье 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 данной статьи Кодекса органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Приведенными выше нормами права, а также положениями Устава муниципального образования предусмотрена возможность наделения органа местного самоуправления, в том числе и представительного органа муниципального образования, полномочиями в отношении муниципального имущества. Утверждение перечня объектов муниципального имущества и перечня объектов муниципального имущества, не подлежащего отчуждению, Уставом муниципального образования отнесено к компетенции Совета депутатов. Данные вопросы в силу приведенных выше норм права не являются исключительной компетенцией администрации муниципального образования.

Таким образом, пункты 16 и 17 Устава не противоречат нормам действующего законодательства, приведенного выше, приняты Советом депутатов городского округа Красноармейск в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с его компетенцией, являются законными.

Требования прокурора в части признания противоречащим федеральному законодательству п. 26 Устава подлежат удовлетворению.

Согласно п. 26 ч. 2 ст. 34 Устава Совет депутатов городского округа в сфере похоронного дела: создает специализированную службу по вопросам похоронного дела; устанавливает размер места для родственного захоронения и для почетного захоронения; устанавливает размер единовременной платы за резервирование места для семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатного предоставляемого места для родственного захоронения.

В силу ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» 1. Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 Закона Московской области «О погребении и похоронном деле в Московской области» от 17.07.2007 года № 115/2007-ОЗ:

уполномоченный орган Московской области в сфере погребения и похоронного дела - уполномоченный Правительством Московской области центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, наделенный полномочиями в сфере погребения и похоронного дела;

уполномоченный орган местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела - уполномоченный орган местного самоуправления или уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления, наделенные полномочиями в сфере погребения и похоронного дела.

Из системного толкования приведенных выше положений Закона Московской области следует, что уполномоченным органом в области похоронного дела является исполнительный орган власти.

Кроме того, из Устава муниципального образования не следует, что уполномоченным органом местного самоуправления в сфере похоронного дела является именно представительный орган муниципального образования.

Не наделен такими полномочиями Совет депутатов городского округа Красноармейск и иными нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.

Напротив, в соответствии со ст. 1 Положения «О порядке организации похоронного дела и погребения», принятого решением Совета депутатов города Красноармейска от 27.10.2010г. № 46-12 уполномоченным органом местного самоуправления в сфере погребения и похоронного дела является администрация городского округа Красноармейск Московской области.

При таких обстоятельствах, п. 26 Устава противоречит не только федеральному законодательству, но и законодательству субъекта Российской Федерации – Закону Московской области.

Иные доводы и пояснения сторон оценены судом в порядке ст.67 ГПК РФ, однако не влияют на существо рассматриваемых правоотношений и выводы суда.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Поскольку оспариваемый пункт Устава противоречат федеральному закону, суд признает п. 26 ч. 2 ст. 34 Устава не действующим и не подлежащим применению со дня принятия указанного решения Совета депутатов.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Пушкинского городского прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству пунктов 16, 17, 26 части 2 статьи 34 Устава городского округа Красноармейск, принятого решением Совета депутатов города Красноармейска от 24.03.2010 года № 36-2 с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского округа Красноармейск от 24.11.2011 года № 63-4 и от 20.06.2013 года № 25-1, удовлетворить частично.

Признать недействующим и не подлежащим применению со дня принятия решение Совета депутатов города Красноармейска от 24.03.2010 года № 36-2 пункт 26 части 2 статьи 34 Устава городского округа Красноармейск.

Сообщение о настоящем решении подлежит опубликованию в газете «Городок» и на официальном сайте администрации городского округа Красноармейск после вступления в силу решения суда.

Заявление Пушкинского городского прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству пунктов 16, 17части 2 статьи 34 Устава городского округа Красноармейск, принятого решением Совета депутатов города Красноармейска от 24.03.2010 года № 36-2 с изменениями и дополнениями, внесенными решениями Совета депутатов городского округа Красноармейск от 24.11.2011 года № 63-4 и от 20.06.2013 года № 25-1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

2-1559/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пушкинский городской прокурор
Другие
Совет депутатов города Красноармейск
Администрация г. Красноармейск
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
23.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.01.2014Передача материалов судье
28.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.02.2014Подготовка дела (собеседование)
17.02.2014Подготовка дела (собеседование)
17.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2014Судебное заседание
19.03.2014Судебное заседание
28.03.2014Судебное заседание
25.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.08.2014Дело оформлено
11.08.2014Дело передано в архив
28.03.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее