Решение по делу № 33-1143/2018 от 16.04.2018

Председательствующий Толмачева И.И.

Дело № 33 – 1143/2018 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Пархомович Г.П., Хлыстак Е.В.,

при секретаре Черчинской М.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 мая 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия Комаровой Веры Владимировны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 19 февраля 2018 года, которым удовлетворен иск Водопьянова Владимира Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Хлыстак Е.В., объяснения представителя истца Боргояковой О.П., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Водопьянов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Абакане РХ, Управление) о включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. Требования мотивировал тем, что решением ГУ-УПФ РФ в г. Абакане РХ от 17 октября 2017 года ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) в связи с недостаточностью специального стажа. В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены периоды работы в должности пожарного, начальника караула, старшего пожарного, инспектора (за счет старшего), помощника руководителя пожаротушения, помощника начальника дежурной смены, инженера-инспектора, инспектора боевой службы подготовки, старшего инженера-инспектора, старшего инженера, инструктора противопожарной профилактики, командира отделения пожарной части, помощника руководителя пожаротушения, помощника начальника дежурной смены, период учебы в пожарно-техническом училище. Полагал, что ответчик неправомерно отказал в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с чем с учетом уточнений просил признать незаконным и отменить решение Управления от 17.10.2017 № 109066/17, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж периоды работы с 12.12.1983 по 30.03.1984 в должности пожарного, с 15.06.1989 по 01.05.1993 в должности начальника караула, с 31.03.1984 по 30.09.1986 в должности старшего пожарного, с 31.10.1988 по 14.06.1989 в должности инспектора за счет старшего, с 02.05.1993 по 01.08.1994 в должности помощника руководителя пожаротушения, с 02.08.1994 по 01.01.1995 в должности помощника начальника дежурной смены, с 02.01.1995 по 18.06.1996 в должности инженера-инспектора, с 12.09.1997 по 01.01.1999 в должности старшего инженера-инспектора, с 02.01.1999 по 01.04.1999 в должности старшего инженера, с 17.05.2007 по 30.09.2007 в должности инструктора противопожарной профилактики специализированной части № 23 Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Хакасия, с 01.10.2007 по 31.12.2008 в должности инструктора противопожарной профилактики специализированной части № 23 отряда Государственной противопожарной службы № 1 МЧС России по Республике Хакасия, с 01.01.2009 по 30.06.2013 в должности командира отделения 2 пожарной части                        ФГКУ «1 отряд ФПС по РХ», период военной службы по призыву с 1981 года по 1983 год, период учебы в пожарно-техническом училище с 1986 года по                  1988 год, назначить досрочную страховую пенсию по старости                                     с 4 июля 2017 года.

В судебном заседании истец Водопьянов В.А. и его представитель         Боргоякова О.П. настаивали на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Цацорин К.В. исковые требования не признал, полагал, что решение Управления об отказе Водопьянову В.А. в досрочном назначении страховой пенсии по старости является законным.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований Водопьянова В.А. Признал незаконным и отменил решение ГУ-УПФ РФ в                     г. Абакане РХ от 17.10.2017 № 109066/17 об отказе в установлении пенсии Водопьянову В.А. Обязал ответчика включить истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 12.12.1983 по 30.03.1984 в должности пожарного МВД по РХ, с 15.06.1989 по 01.05.1993 в должности начальники караула МВД по РХ, с 31.03.1984 по 30.09.1986 в должности старшего пожарного МВД по РХ, с 31.10.1988 по 14.06.1989 в должности инспектора (за счет старшего) МВД по РХ, с 02.05.1993 по 01.08.1994 в должности помощника руководителя пожаротушения                        МВД по РХ, с 02.08.1994 по 01.01.1995 в должности помощника начальника дежурной смены МВД по РХ, с 02.01.1995 по 18.06.1996 в должности инженера-инспектора МВД по РХ, с 12.09.1997 по 01.01.1999 в должности старшего инженера-инспектора МВД по РХ, с 02.01.1999 по 01.04.1999 в должности старшего инженера МВД по РХ, с 17.05.2007 по 30.07.2007 в должности инструктора противопожарной профилактики специализированной части № 23 Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Хакасия, с 01.10.2007 по 31.12.2008 в должности инструктора противопожарной профилактики специализированной части № 23 Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Хакасия, с 01.01.2009 по 30.06.2013 в должности командира отделения 2 пожарной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия», период военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 01.11.1981 по 02.11.1983, период учебы в Иркутском пожарно-техническом училище МВД СССР с 01.10.1986 по 28.09.1988. Обязал ГУ-УПФ РФ в г. Абакане РХ назначить Водопьянову В.А. досрочную страховую пенсию по старости с 4 июля 2017 года. Присудил возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

С решением суда не согласна представитель ответчика Комарова В.В.

В апелляционной жалобе она просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Водопьянова В.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование своих доводов указывает, что при принятии решения судом не учтены разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 16 Постановления № 30 от 11.12.2012 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установлено тождество профессий. Факт работы в государственной противопожарной службе, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в течение полного рабочего дня истцом не доказан. Обращает внимание на то, что Водопьянов В.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица 15.05.2001. Согласно выписке из лицевого счета работодатель не относит периоды работы с 17.05.2007 по 30.07.2007, с 01.10.2007 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 30.06.2013 к специальному стажу. Несмотря на возможность корректировки данных сведений, в нарушение требований действующего законодательства судом при включении в специальный стаж спорных периодов в качестве доказательств приняты справки, выданные работодателем. Выражает несогласие с решением суда в части включения в специальный страховой стаж периода военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР и учебы в училище, которая, по мнению апеллянта, подлежит включению в общий стаж.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца Боргоякова О.П. выражает согласие с решением суда.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), о чем указано в ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В соответствии с подпунктом «л» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – Постановление № 665) в целях реализации статьей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 № 437 «Об утверждении Списка должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 437).

Данным Списком предусмотрены такие должности, как пожарный; начальник караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула); инженеры пожарной охраны (старшие) отряда пожарной части (команды), части пожарной охраны; инструкторы по противопожарной профилактике (старшие) отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста и их помощники; командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ).

Как следует из материалов дела, 4 июля 2017 года Водопьянов В.А. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Абакане РХ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Решением Управления от 17.10.2017 № 109066/17 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа. В бесспорном порядке засчитано 3 года 11 месяцев 26 дней.

В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, ответчиком не включены периоды работы с 12.12.1983 по 30.03.1984 в должности пожарного, с 15.06.1989 по 01.05.1993 в должности начальника караула, с 31.03.1984 по 30.09.1986 в должности старшего пожарного, с 31.10.1988 по 14.06.1989 в должности инспектора за счет старшего, с 02.05.1993 по 01.08.1994 в должности помощника руководителя пожаротушения, с 02.08.1994 по 01.01.1995 в должности помощника начальника дежурной смены, с 02.01.1995 по 18.06.1996 в должности инженера-инспектора, с 12.09.1997 по 01.01.1999 в должности старшего инженера-инспектора, с 02.01.1999 по 01.04.1999 в должности старшего инженера, с 17.05.2007 по 30.09.2007 в должности инструктора противопожарной профилактики специализированной части № 23 Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Хакасия, с 01.10.2007 по 31.12.2008 в должности инструктора по противопожарной профилактике пожарной части № 23 отряда Государственной противопожарной службы № 1 МЧС России по Республике Хакасия, с 01.01.2009 по 30.06.2013 в должности командира отделения 2 пожарной части                        ФГКУ «1 отряд ФПС по РХ».

Судом установлено и подтверждается трудовой книжкой истца, архивной справкой информационного центра Министерства внутренних дел по Республике Хакасия (далее - МВД по РХ) от 17.08.2017 № В-83, послужным списком о прохождении службы в ОВД Республики Хакасия, ответом начальника отдела по работе с личным составом МВД по РХ от 02.02.2018 № 32/152, в период с 12.12.1983 по 01.04.1999 Водопьянов В.А. проходил службу в органах внутренних дел Республики Хакасия в следующих должностях: с 12.12.1983 по 30.03.1984 в должности пожарного самостоятельной военизированной пожарной части № 22 отдела пожарной охраны УВД Хакоблисполкома, с 30.03.1984 по 01.10.1986 в должности старшего пожарного самостоятельной военизированной пожарной части № 22 отдела пожарной охраны УВД Хакоблисполкома.                      С 01.10.1986 по 30.10.1988 являлся курсантом Иркутского пожарно-технического училища МВД СССР. С 31.10.1988 по 15.06.1989 – инспектор группы госпожнадзора СВПЧ – 22 ОПО УВД Хакасского облисполкома Красноярского края, с 15.06.1989 по 01.05.1993 – начальник караула СВПУ – 22 ОПО УВД ХАО, с 01.05.1993 по 01.08.1994 – помощник руководителя пожаротушения ПАСС МВД Республики Хакасия, с 01.08.1994 по 01.01.1995 – помощник начальника дежурной смены службы пожаротушения УГПС МВД Республики Хакасия, с 01.01.1995 по 19.06.1996 – инженер-инспектор отделения службы и подготовки УГПС МВД Республики Хакасия, с 19.06.1996 по 11.09.1997 – инспектор БСП, с 11.09.1997 по 01.01.1999 – старший инженер-инспектор отдела службы подготовки и техники УГПС МВД РХ, с 01.01.1999 по 01.04.1999 – старший инженер СЧ-23 ГПС МВД Хакасии.

Согласно ответу врио начальника Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 15.02.2018 № 649-13-5, в 1983 – 1999 годах           Водопьянов В.А. замещал должности в военизированной пожарной охране           МВД СССР, Государственной противопожарной службе МВД России.

Из ответа начальника отдела по работе с личным составом МВД по РХ от 02.02.2018 № 32/152 следует, что информация о полноте рабочего времени в архивном личном деле Водопьянова В.А. отсутствует.

Удовлетворяя исковые требования Водопьянова В.А. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с 12.12.1983 по 30.03.1984 в должности пожарного, с 15.06.1989 по 01.05.1993 в должности начальника караула, с 31.03.1984 по 30.09.1986 в должности старшего пожарного, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие документов полноты рабочего времени не может быть поставлено в вину истца.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства подтверждают работу истца в должностях, дающих право на досрочное назначение пенсии (пожарный, в том числе старший, начальник караула). Данных, опровергающих работу истца в течение полного рабочего дня в должности пожарного, начальника караула, старшего пожарного, ответчиком не представлено.

Судом также установлено, что в период с 17.05.2007 по 30.09.2007 Водопьянов В.А. работал в должности инструктора противопожарной профилактики специализированной части № 23 Государственной противопожарной службы МЧС России по Республике Хакасия, с 01.10.2007 по 31.12.2008 - в должности инструктора по противопожарной профилактике пожарной части № 23 отряда Государственной противопожарной службы № 1 МЧС России по Республике Хакасия, с 01.01.2009 по 30.04.2016 в должности командира отделения 2 пожарной части ФГКУ «1 отряд ФПС по РХ».

Из материалов дела видно, что Водопьянов В.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 15 мая 2001 года. По данным индивидуального персонифицированного учета, спорные периоды работы истца отражены без указания кода льготных условий труда. Начиная с 01.07.2013, такой код льготных условий труда указан.

Согласно справке № 3121-5-34 от 31.07.2017, выданной Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия, а также справкам                      ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» от 21.09.2017 № 180, от 21.09.2017 № 181, Водопьянов В.А. работал полный рабочий день полную рабочую неделю на полную ставку в специализированной части № 23 Государственной противопожарной службы МЧС России Республики Хакасия в должности инструктора противопожарной профилактики с 17.05.2007 по 30.09.2007, в отряде государственной противопожарной службы № 1 МЧС России по Республике Хакасия в должности инструктора по противопожарной профилактике пожарной части № 23 с 01.10.2007 по 31.12.2008, в ФГКУ «1 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Хакасия» в должности командира отделения 2 пожарной части с 01.01.2009 по 31.03.2016. Работал на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данная работа дает ему право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Поскольку суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора, судебная коллегия приняла в качестве новых доказательств ответы врио начальника отряда              ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» от 10.05.2018 № 296-1-23, от 23.05.2018 № 311-1-23, ответ начальника информационного центра МВД по РХ                      от 17.05.2018 № 30/1191.

Так, согласно ответам врио начальника отряда ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» от 10.05.2018 № 296-1-23, от 23.05.2018 № 311-1-23, в период с 2009 года по 2013 год ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» не направляло в адрес ГУ – УПФ РФ в г. Абакане РХ документы, подтверждающие учет выполнения работ, дающих право на досрочное получение пенсии. Пояснить причину неуказания льготной кодировки периода службы Водопьянова В.А. с 01.01.2009 по 30.06.2013 в должности командира отделения 2 пожарной части ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» на сегодняшний день не представляется возможным.

Таким образом, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что отсутствие указания кода льготных условий труда связано с ненадлежащим выполнением работодателем возложенных на него действующим законодательством обязанностей, что не может ограничивать право истца на включение спорных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, в связи с чем решение суда в части включения в специальный страховой стаж Водопьянова В.А. периодов работы с 17.05.2007 по 30.07.2007, с 01.10.2007 по 31.12.2008, с 01.01.2009 по 30.06.2013 является законным, а доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворения требований истца о включении в специальный стаж периодов его работы с 31.10.1988 по 14.06.1989 в должности инспектора (за счет старшего) МВД по РХ, с 02.05.1993 по 01.08.1994 в должности помощника руководителя пожаротушения МВД по РХ, с 02.08.1994 по 01.01.1995 в должности помощника начальника дежурной смены МВД по РХ, с 02.01.1995 по 18.06.1996 в должности инженера-инспектора МВД по РХ, с 12.09.1997 по 01.01.1999 в должности старшего инженера-инспектора МВД по РХ, с 02.01.1999 по 01.04.1999 в должности старшего инженера МВД по РХ.

Списком № 437 должности инспектора (за счет старшего), помощника руководителя пожаротушения, помощника начальника дежурной смены, инженера-инспектора, старшего инженера-инспектора, старшего инженера специализированной части не предусмотрены.

Не были они предусмотрены и Перечнем оперативных должностей работников государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 23.06.1995 № 241, Перечнем оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), утвержденным приказом МВД России от 22.07.1999 № 537.

Удовлетворяя требования истца в указанной части, суд исходил из того, что в спорные периоды службы в должности инспектора (за счет старшего), помощника руководителя пожаротушения, помощника начальника дежурной смены, инженера-инспектора, старшего инженера-инспектора, старшего инженера истец фактически выполнял работу, соответствующую должностям инженера пожарной охраны (старшие) отряда пожарной части (команды), части пожарной охраны (позиция 22562); инструктора по противопожарной профилактике (старшие) отряда, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста и их помощники (позиция 23165); начальника караула пожарной части (команды), части пожарной охраны, пожарного поезда, дежурной смены (караула), дежурного помощника начальника пожарной части (команды) (позиция 24549), а неполное наименование должности не может лишать его права на включение данных периодов в специальный стаж.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные от 11.12.2012             № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Между тем, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих фактическое выполнение истцом в спорные периоды работ, тождественных тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, материалы дела не содержат.

Согласно ответу начальника информационного центра МВД по РХ                      от 17.05.2018 № 30/1191 в архивном личном деле Водопьянова В.А. отсутствует информация о его должностных обязанностях, выполняемых в период прохождения службы в органах ВПО МВД СССР.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для включения в специальный стаж Водопьянова В.А. периодов работы с 31.10.1988 по 14.06.1989 в должности инспектора (за счет старшего) МВД по РХ, с 02.05.1993 по 01.08.1994 в должности помощника руководителя пожаротушения МВД по РХ, с 02.08.1994 по 01.01.1995 в должности помощника начальника дежурной смены МВД по РХ, с 02.01.1995 по 18.06.1996 в должности инженера-инспектора МВД по РХ, с 12.09.1997 по 01.01.1999 в должности старшего инженера-инспектора МВД по РХ, с 02.01.1999 по 01.04.1999 в должности старшего инженера                МВД по РХ. В данной части решение суда подлежит отмене с принятием нового об отказе в иске.

Кроме того, не может согласиться судебная коллегия и с выводами суда о включении в специальный стаж истца периодов военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 01.11.1981 по 02.11.1983 и учебы в Иркутском пожарно-техническом училище МВД СССР с 01.10.1986 по 28.09.1988.

Из трудовой книжки истца, справки военного комиссара города Абакана Республики Хакасия от 13.07.2017 № 120 усматривается, что в период с 01.11.1981 по 02.11.1983 он проходил службу в рядах Советской Армии.

Также судом установлено, что с 01.10.1986 по 28.09.1988 Водопьянов В.А. проходил обучение в Иркутском пожарно-техническом училище МВД СССР.

Удовлетворяя исковые требования Водопьянова В.А. о включении в специальный страховой стаж военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР, периода его обучения в училище, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее –                   Закон № 4468-1), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба, а также время обучения до определения на службу.

Также суд указал, что в период прохождения истцом военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР и обучения в училище действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 (далее – Положение), согласно пункту 109 которого обучение в училищах и служба в составе Вооруженных Сил СССР приравнивались к работе, которая следовала за окончанием этого периода, и подлежали зачету в льготный стаж.

Однако указанные выводы суда противоречат нормам материального права.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Следовательно, военная служба по призыву в Вооруженных Силах в соответствии с действующим законодательством подлежит включению в страховой стаж, а не в специальный.

Применение судом норм Закона № 4468-1 для реализации права на страховую пенсию ранее достижения возраста, предусмотренного ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, является ошибочным, так как данный Закон регулирует право на обеспечение пенсии по выслуге лет, тогда как истец обратился за назначением ему досрочной страховой пенсии по старости по                   п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Кроме того, в силу прямого указания пункта 3 Постановления № 665 пункт 109 вышеназванного Положения применяется только при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а» (подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах), абзаце третьем подпункта «б» (работы с тяжелыми условиями труда) и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления (работа на предприятиях текстильной промышленности). К периодам же работы на должностях государственной противопожарной службы данное Положение не применимо.

При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения исковых требований истца о включении в специальный страховой стаж периодов военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР с 01.11.1981 по 02.11.1983 и учебы в Иркутском пожарно-техническом училище МВД СССР с 01.10.1986 по 28.09.1988 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

Поскольку без учета спорных периодов, не подлежащих включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, специальный стаж истца составляет менее 25 лет, оснований для признания решения Управления от 17.10.2017 № 109066/17 незаконным и его отмене, назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 4 июля 2017 года не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части также подлежит отмене с принятием нового об отказе в иске.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия                                     от 19 февраля 2018 года по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований Водопьянова Владимира Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Абакане Республики Хакасия о признании незаконным и отмене решения                    от 17.10.2017 об отказе в установлении пенсии, включении в специальный страховой стаж периодов работы с 31.10.1988 по 14.06.1989 в должности инспектора (за счет старшего), с 02.05.1993 по 01.08.1994 в должности помощника руководителя пожаротушения, с 02.08.1994 по 01.01.1995 в должности помощника начальника дежурной смены, с 02.01.1995 по 18.06.1996 в должности инженера-инспектора, с 12.09.1997 по 01.01.1999 в должности старшего инженера-инспектора, с 02.01.1999 по 01.04.1999 в должности старшего инженера, с 01.11.1981 по 02.11.1983 периода военной службы по призыву в Вооруженных Силах СССР, с 01.10.1986 по 28.09.1988 периода учебы в Иркутском пожарно-техническом училище МВД СССР, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 4 июля 2017 года отменить, в указанной части принять новое решение, в удовлетворении исковых требований отказать.

В остальной части это же решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика Комаровой Веры Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий                    А.С. Топоев

Судьи                                          Г.П. Пархомович

Е.В. Хлыстак

33-1143/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Водопьянов Владимир Александрович
Ответчики
ГУ- УПФ РФ в г. Абакане РХ
Другие
Боргоякова Ольга Петровна
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Хлыстак Елена Васильевна
10.05.2018[Гр.] Судебное заседание
24.05.2018[Гр.] Судебное заседание
30.05.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее