Дело № 12- 67
Р Е Ш Е Н И Е
город Кинешма 27 июля 2015 года
Судья Кинешемского городского суда Ивановской области Егорова Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 июля 2015 года в городе Кинешме Ивановской области жалобу Архиповского Н.Н., директора юридического лица –
Общества с ограниченной ответственностью «ЖилСервис Автоагрегат» (ООО ЖилСервис Автоагрегат»): свидетельство о регистрации юридического лица ОГРН <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>
<адрес>,
привлеченного к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области» от 24.04.2008 № 11-ОЗ на основании постановления административной комиссии городского округа Кинешма от 19 мая 2015 года № 63,
У С Т А Н О В И Л :
По постановлению административной комиссии городского округа Кинешма от 19 мая 2015 года № 63 юридическое лицо - ООО «ЖилСервис Автоагрегат» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» (в редакции от 14.05.2010 № 50-ОЗ), то есть за необеспечение и несоблюдение чистоты и порядка (правил благоустройства) на территории муниципальных образований Ивановской области, в том числе в местах общественного пользования, пребывания, массового посещения и отдыха населения, а также на территории хозяйствующих субъектов и юридических лиц, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Состав административного правонарушения усматривается в том, что ООО «ЖилСервис Автоагрегат» по адресному признаку – контейнерная площадка по <адрес> - на момент инспекционного обследования территории городского округа Кинешма ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут
- не организовало сбор и временное накопление твердых бытовых отходов, образующихся у хозяйствующих субъектов самостоятельно в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах, что является нарушением п.п. 260, 273 Правил благоустройства городского округа Кинешма, утвержденных решением Кинешемской городской Думы пятого созыва от 25.06.2014 № 68/674;
- самостоятельно не отвело место для сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на собственных территориях и оборудовало их контейнерами (мусоросборниками), не получило разрешение на размещение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с «Положением о порядке выдачи разрешений на размещение мест сбора и (или): накопления отходов на территории городского округа Кинешма», утвержденным постановлением администрации городского округа Кинешма от 20.12.2013 №2883п, не заключило договор с владельцем места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов в соответствии с действующим санитарным законодательством и нормативно- правовыми актами городского округа Кинешма, что является нарушением п.п. 2 п. 263 указанных Правил;
- содержит место сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов и территорию около места сбора и (или) накопления ТБО в ненадлежащем состоянии: территория не очищена от мелкого бытового мусора, что является нарушением п.п.3 п. 263, п. 270 Правил;
- ограждение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов с двух боковых сторон отсутствует полностью, со стороны проезжей части ограждение, выполненное в виде кирпичной кладки, частично разрушено, что является нарушением п. 269 Правил;
- два контейнера находятся в технически неисправном состоянии (имеются разрывы и вмятины), окрасочный слой отсутствует полностью, на третьем контейнере окрасочный слой местами разрушен; маркировка с указанием реквизитов собственника и организации, осуществляющей вывоз отходов, график вывоза ТБО на всех трех контейнерах отсутствуют, что является нарушением п. 271, п.п. 4 п. 280 Правил;
- бункер – накопитель находится вне контейнерной площадки, асфальтовое или бетонное покрытие, под которым отсутствует; отсутствует ограждение, маркировка с указанием реквизитов собственника и организации, осуществляющей вывоз отходов, график вывоза, что является нарушением пунктов 267, 269 Правил.
Не согласившись с указанным постановлением, директор Общества Архиповский Н.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление и прекратить производство по делу, так как в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области» от 24.04.2008 № 11-ОЗ.
В судебном заседании законные представители Общества Архиповский Н.Н. и Игнатьева Н.В. доводы жалобы поддержали, просят постановление административной комиссии отменить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения. Представители юридического лица не оспаривают, что Общество является хозяйствующим субъектом, деятельность которого связана с образованием отходов. Однако в силу объективных причин они не имели возможности в соответствии с Правилами благоустройства организовать свою деятельность по вывозу отходов. На территории обслуживаемых ими жилых домов они не могут разместить площадки для сбора и накопления отходов в связи с невозможностью соблюдения санитарных требований. За получением специального разрешения на размещение на территории контейнерной площадки у <адрес> они не обращались, так как в городе не утверждена Генеральная схема очистки городского округа Кинешма, и нет уверенности, что такое разрешение им будет дано. Они пытались установить собственника этой контейнерной площадки, в администрации им такие сведения не сообщили. Таким образом, фактически контейнерная площадка не имеет собственника (владельца), площадкой пользовались до введения Правил благоустройства городского округа Кинешма и пользуется в настоящее время неопределенный круг лиц. Они, в числе других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, пользуются этой площадкой, так как им на нее, как на место вывоза бытовых отходов, указала организация, занимающаяся вывозом отходов ООО «Эко-ТрансАвто», с которой у них заключен соответствующий договор. Представители юридического лица считают, что при таких обстоятельствах они не обязаны нести затраты на содержание этой площадки. Такие затраты должна нести администрация городского округа, так как именно на нее возложена исключительная компетенция по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза отходов.
Представитель административной комиссии городского округа Кинешма Шишко А.С. просит в удовлетворении жалобы отказать, так как административной комиссией вынесено законное и обоснованное решение. В соответствии с Правилами благоустройства администрация городского округа вправе требовать от хозяйствующих субъектов организации сбора и временного накопления твердых бытовых отходов в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах. Действительно, Генеральная схема очистки городского округа в настоящее время не утверждена. Однако утверждена на основании постановления администрации городского округа Кинешма от 23.12.2013 № 2897 схема мест сбора и (или) накопления ТБО на территории городского округа Кинешма, куда включена контейнерная площадка у <адрес>. Жители домов, управление которыми осуществляется ООО «ЖилСервис Автоагрегат», пользуются указанной контейнерной площадкой, следовательно, управляющая организация должна соблюдать чистоту и порядок на данной площадке. В ходе инспекционного осмотра было установлено, что правила благоустройства управляющей организацией не соблюдаются. Другие пользователи данной контейнерной площадкой либо отказались пользоваться площадкой, либо привлечены и привлекаются к административной ответственности за нарушения правил благоустройства.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы, суд приходит к выводу, что постановление административной комиссии подлежит изменению в связи с изменением закона, действовавшего на момент вынесения постановления.
Жалоба юридического лица на постановление о привлечении к административной ответственности подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции, если юридическое лицо привлечено к административной ответственности не в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности. В данном случае объектом правонарушения является санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, охрана окружающей среды, действия (бездействия) правонарушителя связаны с нарушением или невыполнением норм действующего законодательства в данной сфере. Поскольку нет оснований полагать, что оспариваемым постановлением нарушаются права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создаются иные препятствия для осуществления указанной деятельности, жалоба юридического лица подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции.
Статья 6.1 Закона Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области» предусматривает ответственность за необеспечение и (или) чистоты и порядка (правил благоустройства) на территории муниципальных образований Ивановской области.
В соответствии с п.п. 62, 260 «Правил благоустройства территории городского округа Кинешма», утвержденных решением городской думы городского округа Кинешма от 25.06.2014 года №68/674 (далее «Правила»), хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории города, производят регулярную уборку территорий, находящихся в их ведении, осуществляют вывоз отходов производства и потребления, образующихся в результате осуществления ими хозяйственной деятельности и исполнения предусмотренных настоящими Правилами обязанностей, с целью их утилизации и обезвреживания в установленном законодательством Российской Федерации и Ивановской области порядке; сбор и временное накопление ТБО, образующихся в результате деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно в специально отведенных и оборудованных для этих целей местах.
Пунктом 263 Правил предусмотрено, что лица, в силу закона или договора, принявшие на себя обязательства управлять/обслуживать многоквартирные дома, содержать территории, здания, строения, сооружения: самостоятельно отводят места для сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на собственных территориях и оборудуют их контейнерами (мусоросборниками), либо получают разрешение на размещение места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности городского округа Кинешма, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, либо заключают договор с владельцем места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов в соответствии с действующим санитарным законодательством и нормативно-правовыми актами городского округа Кинешма; содержат места для сбора и (или) временного накопления твердых бытовых отходов и прилегающую к ним территорию в чистоте и порядке, очищают их от мусора.
Судом установлено, что юридическим лицом данные требования не выполняются. Из трех альтернативных вариантов Обществом не принят ни один из них. Фактически Общество самоустранилось от совершения действий по обеспечению порядка вывоза бытовых отходов, предусмотренных Правилами благоустройства, ограничилось лишь заключением договора на вывоз отходов. Фактически Общество пользуется контейнерной площадкой, не неся никаких затрат на ее содержание, что не соответствует установленным требованиям. Доводы правонарушителя о том, что имеются объективные причины, по которым невозможно соблюдение порядка вывоза отходов, установленного Правилами благоустройства, судом не принимаются.
Пунктами 263, 267, 269, 270, 271 Правил установлено, что контейнеры и места сбора и (или) накопления твердых бытовых отходов очищаются от мусора, крупногабаритных отходов, содержатся в чистоте и порядке их владельцами; контейнеры и бункеры-накопители содержатся в технически исправном состоянии, красятся и имеют маркировку с указанием реквизитов собственника и организации, осуществляющей вывоз отходов, график вывоза; место для сбора и накопления твердых бытовых отходов должно иметь ограждение с трех сторон не менее 1,5 метра, асфальтовое или бетонное покрытие.
Указанные требования правонарушителем также не выполняются, что установлено и не оспаривается представителями правонарушителя. Довод правонарушителя о том, что они, не являясь владельцами контейнеров и бункера – накопителя, не обязаны следить за их техническим состоянием, судом не принимается.
В соответствии с пунктом 273 Правил ответственность за организацию и состояние места сбора и накопления твердых бытовых отходов возлагается на управляющую/обслуживающую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный или иной кооператив, эксплуатационное предприятие, на хозяйствующий субъект, являющийся пользователем места сбора и накопления твердых бытовых отходов или на территории которого расположено место сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых бытовых отходов.
Таким образом, анализируя указанные выше положения закона, суд приходит к выводу, что ООО «ЖилСервис Автоагрегат», являясь управляющей организацией, при исполнении своих обязанностей действует от имени собственников жилых помещений в многоквартирном доме и принимает на себя все обязанности собственника общего имущества, в том числе по его содержанию и уборке, то есть по содержанию контейнеров, мест сбора и накопления отходов, а также по содержанию территории около мест сбора, включая и территорию контейнерной площадки, расположенной у <адрес>. Общество является пользователем места сбора и накопления твердых бытовых отходов на указанной контейнерной площадке, следовательно, несет ответственность за организацию и состояние указанного места сбора отходов. Работы, связанные со сбором бытовых отходов и содержанием контейнерных площадок и бункеров-накопителей, обязаны совершать, в том числе и не собственники контейнерных площадок, контейнеров и бункеров-накопителей.
Судом установлено, что Общество возложенные на него обязательства выполняет не надлежащим образом, допустило необеспечение и несоблюдение чистоты и порядка (правил благоустройства) на указанной выше территории контейнерной площадки. В связи с чем в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области «Об административных правонарушениях в Ивановской области» от 24.04.2008 № 11-ОЗ.
Вина правонарушителя установлена и подтверждается доказательствами, исследованными административной комиссией в порядке ст. 26.2 КоАП РФ.
Вина правонарушителя определена в соответствии с положения статьи 2.1 КоАП РФ. Суд соглашается с выводом административной комиссии, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Нарушений процессуальных норм и процедуры привлечения к административной ответственности при вынесении постановления не установлено.
Административной комиссией принято обоснованное решение о невозможности применения в отношении ООО «ЖилСервис Автоагрегат» положений статьи 2.9 КоАП РФ и признании совершенного административного правонарушения малозначительным.
03 июля 2015 года, то есть после вынесения оспариваемого постановления, внесены изменения в редакцию части 1 статьи 6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» ( в редакции Закона Ивановской области от 03.07.2015 № 55-ОЗ). Диспозиция указанной статьи изложена следующим образом: необеспечение и (или) несоблюдение чистоты и порядка (правил благоустройства) на территории муниципальных образований Ивановской области, в том числе в местах общественного пользования, пребывания, массового посещения и отдыха населения, а также на территориях хозяйствующих субъектов и юридических лиц, если эти действия (бездействие) не содержат административного правонарушения, предусмотренного статьями 6.3, 6.4 и 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В санкцию указанной статьи также внесены изменения в сторону смягчения наказания в виде административного штрафа: на юридических лиц может быть наложен штраф в размере от пятнадцати до тридцати тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1. 7 КоАП РФ Закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, следует применить закон, действующий во время производства по указанному делу, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, то есть применить ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» в редакции Закона Ивановской области от 03.07.2015 № 55-ОЗ, и смягчить назначенное наказание – определив наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п. 2, 31. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление административной комиссии городского округа Кинешма от 19 мая 2015 года № 63 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «ЖилСервис Автоагрегат» к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» - изменить.
Общество с ограниченной ответственностью «ЖилСервис Автоагрегат» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.1 Закона Ивановской области от 24.04.2008 № 11-ОЗ «Об административных правонарушениях в Ивановской области» в редакции Закона Ивановской области от 03.07.2015 № 55-ОЗ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере пятнадцать тысяч рублей.
В остальной части постановление административной комиссии городского округа Кинешма от 19 мая 2015 года оставить без изменения, жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «ЖилСервис Автоагрегат» Архиповского Н.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Н.В. Егорова