Дело №2-2684/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 марта 2015 года г.Махачкала
Советский районный суд г.Махачкалы в составе председательствующего судьи Махатиловой П.А., с участием представителя истца ФИО10, представителя УФК ПО РД ФИО11,, при секретаре ФИО8, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременногоденежного пособия и единовременной материальной помощи членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористических актов,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременногоденежного пособия и единовременной материальной помощи членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористических актов, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в промежутке времени с 8 час. 30 мин. по 9 час. 10 мин. на <адрес> были совершены два взрыва, в результате которых ФИО3 погиб, на иждивении которого находились двое несовершеннолетних детей - ФИО4 и ФИО5.
Следователем отдела по расследованию особо важных дел СУ СК при прокуратуре РФ по РД по уголовному делу № 00892, возбужденному по факту террористического акта имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляр Республики Дагестан, постановил назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза.
Заключением экспертов Республиканского бюро судебно-
медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Дагестан установлено, что причиненные ФИО3 телесные повреждения причинены металлическими осколками в результате взрыва какого-либо взрывного устройства, по степени тяжести, как опасные для жизни относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью, и могли повлечь за собой смерть ФИО3
Старшим оперуполномоченным по ОВД УСБ МВД по РД, полковником милиции ФИО9, проведена служебная проверка по факту гибели и ранения ДД.ММ.ГГГГ в результате террористического акта сотрудников МВД по РД в городе Кизляр, в ходе которой установлено, что от полученных телесных повреждений погиб юрисконсульт ОВД по <адрес>, старший лейтенант милиции ФИО7 Г.О.
Согласно протоколам осмотров трупов от ДД.ММ.ГГГГ, смерть юрисконсульта ОВД по <адрес>, старшего лейтенанта милиции ФИО3 наступила в результате причинения ему множественных осколочных ранений и ударной волны во время взрыва.
Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 455-р, поручается выплатить единовременное пособие гражданам, получившим вред здоровью, и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляр Республики Дагестан в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», а также единовременное пособие на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате указанных террористических актов, в размере 18 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего).
Кроме того согласно пункту 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 455-р, поручается выделить Правительству Республики Дагестан для оказания единовременной материальной помощи гражданам, получившим вред здоровью, и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате указанных в пункте 1 настоящего распоряжения террористических актов, из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере до 9 млн. рублей (из расчета: членам семей граждан, погибших (умерших), - 700 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего), гражданам, получившим тяжкий вред здоровью или вред средней тяжести, -300 тыс. рублей на человека, гражданам, получившим легкий вред здоровью, -150 тыс. рублей на человека).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», признанно утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Согласно подпункту «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий: выплата единовременного пособия:
- членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам,
находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате
террористического акта и (или) при пресечении террористического акта
правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего
(умершего) в равных долях каждому члену семьи;
- семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического
акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными
действиями, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно
гарантированному перечню услуг по погребению, установленному
законодательством Российской Федерации.
Однако, как предусмотрено распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 455-р, единовременное пособие членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляр Республики Дагестан, семья погибшего ФИО3 не получила по неизвестным им причинам.
Согласно пункту 7 распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 455-р рекомендовано Правительству Республики Дагестан осуществить дополнительные выплаты семьям погибших (умерших) и пострадавшим в результате указанных в пункте 1 настоящего распоряжения террористических актов.
Вместе с тем, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № 86-р, семье погибшего ФИО3 в результате вышеназванного террористического акта были выделены денежные средства в размере 250,0 тыс. руб.
Согласно пункту 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Просит взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за
счет казны Российской Федерации ФИО2(супруге погибшего ФИО3), ФИО4 (сыну
погибшего ФИО3), ФИО5 (дочери погибшего
ФИО3) единовременное пособие членам семей граждан, погибших (умерших)
вследствие террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в городе
Кизляр Республики Дагестан, в размере 1 000 000 рублей (один миллион
рублей); единовременное пособие на погребение семьям граждан, погибших
(умерших) в результате террористических актов, совершенных 31 марта
2010 года в городе Кизляр Республики Дагестан, в размере 18 000 рублей(восемнадцать тысяч рублей); единовременную материальную помощь членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористических актов, совершенных
ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляр Республики Дагестан, в размере
700 000 рублей (семьсот тысяч рублей);расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО10 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МФ РФ по доверенности от 05.02.2015г. ФИО6 Г.И. иск не признал и пояснил, что согласно ст. 18 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму» государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта.
Возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок (далее Правила) регламентирован Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Согласно содержанию п. 10 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению мероприятий, а именно выплата единовременного пособия:
- членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам,
находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате
террористического акта и (или) при пресечении террористического акта
правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего
(умершего) в равных долях каждому члену семьи;
- семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического
акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными
действиями, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно
гарантированному перечню услуг по погребению, установленному
законодательством Российской Федерации;
- гражданам, получившим в результате террористического акта и (или)
при пресечении террористического акта правомерными действиями вред
здоровью, с учетом степени тяжести вреда здоровью из расчета степени
тяжести вреда (тяжкий вред или средней тяжести вред - в размере 400 тыс.
рублей на человека, легкий вред - 200 тыс. рублей на человека);
В соответствии с данными Правилами Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее одного месяца с даты совершения террористического акта обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
При обращении, должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или операции по пресечению террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации или для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил, прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 260.
Кроме того согласно Распоряжения Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 208-р «О выделении Министерству труда и социального развития Республики Дагестан финансовых средств на выплату единовременного пособия и оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта, совершенного ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляре» Министерству труда и социального развития Республики Дагестан выделены финансовые средства в объеме 6018,0 тыс. рублей, поступившие в республиканский бюджет Республики Дагестан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 455-р (1568,0 тыс. рублей - из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий; 4450,0 тыс. рублей - в виде дотации из федерального бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации), на выплату единовременного пособия и оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате террористического акта, совершенного ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляре, в том числе:
а) семье погибшего ФИО12 - в размере 1018,0 тыс. рублей;
б) ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16,
ФИО17, ФИО18, ФИО19, получившим тяжкий вред
здоровью или вред средней тяжести, - в размере по 400,0 тыс. рублей каждому;
в) ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23,
ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, Ю.М.
Саадулаеву, ФИО28, ФИО29, получившим легкий вред
здоровью, - в размере по 200,0 тыс. рублей каждому.
Как видно из текста, фамилия «ФИО7 Г.О.» в списках лиц, кому подлежит выплата единовременной материальной помощи, согласно данного Распоряжения Правительства РД, отсутствует. Кроме того, из материалов дела следует, что ФИО7 Г.О. стал потерпевшим, будучи работником милиции и на него распространяется положение ФЗ «О милиции, которым регламентированы выплаты по страховым случаям.
Также из изложенного следует, что предоставление единовременной материальной помощи военнослужащим, получившим вред здоровью в результате террористического акта совершенного ДД.ММ.ГГГГ в г.ФИО32Дагестан на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 455-р, не предусмотрено.
Для получения соответствующих денежных выплат ФИО2 следовало бы обратиться к страховщику с представлением документов, подтверждающих наступление страхового случая в соответствии с п.1 ст. 11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52 -ФЗ.
Согласно абзацу 4 ст.4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, страховым случаем при осуществлении обязательного государственного страхования, является получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии).
В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих в течении трех месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Однако, как следует из материалов дела, истец не оспаривал в судебном порядке невнесение исполнительными органами Республики Дагестан его в списки пострадавших в результате террористического акта для получения единовременного пособия.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд признает иск ФИО2 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35 "О противодействии терроризму" государство осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, компенсационные выплаты физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта. Компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших.
Согласно статье 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация представляет собой обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые (могут повлечь или) повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со статьями 18 и 25 названного закона граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе в результате террористического акта.
Из этих норм Закона следует, что причинение материального ущерба в результате террористического акта подпадает под действие названного Закона и граждане, здоровью которых причинен ущерб, имеют право на его возмещение.
Возмещение вреда осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», признанно утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».
Согласно подпункту «а» пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов по финансовому обеспечению следующих мероприятий: выплата единовременного пособия:
- членам семей (супруге (супругу), детям, родителям и лицам, находившимся на иждивении) граждан, погибших (умерших) в результате террористического акта и (или) при пресечении террористического акта
правомерными действиями, в размере 1 млн. рублей на каждого погибшего
(умершего) в равных долях каждому члену семьи;
- семьям граждан, погибших (умерших) в результате террористического
акта и (или) при пресечении террористического акта правомерными
действиями, в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно
гарантированному перечню услуг по погребению, установленному
законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 455-р, предусмотрена выплата единовременного пособия гражданам, получившим вред здоровью, и членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляр Республики Дагестан в размерах, установленных Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», а также единовременное пособие на погребение семьям граждан, погибших (умерших) в результате указанных террористических актов, в размере 18 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего).
Согласно пункту 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 455-р, поручается выделить Правительству Республики Дагестан для оказания единовременной материальной помощи гражданам, получившим вред здоровью, и членам семей граждан, погибших (умерших) в результате указанных в пункте 1 настоящего распоряжения террористических актов, из федерального бюджета дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации в размере до 9 млн. рублей (из расчета: членам семей граждан, погибших (умерших), - 700 тыс. рублей на каждого погибшего (умершего), гражданам, получившим тяжкий вред здоровью или вред средней тяжести, -300 тыс. рублей на человека, гражданам, получившим легкий вред здоровью, -150 тыс. рублей на человека).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ, примерно в промежутке времени с 8 час. 30 мин. по 9 час. 10 мин. на <адрес> были совершены два взрыва, в результате которых ФИО3 погиб.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ возбуждено уголовное дело №00892.
Постановлением следователя отдела по расследованию ОВД СУ СК при прокуратуре РФ по РД ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ в рамках вышеуказанного уголовного дела назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза по установлению причин смерти ФИО3
Комиссионной судебно-медицинской экспертизой № МЗ РД ГУ РБ Судебно-медицинской экспертизы установлено, что по данным протокола наружного осмотра трупа ФИО3, у него установлены осколочные ранения: правой височно-скуловой области - 1, слепое проникающее в полость черепа с повреждением костей и вещества головного мозга; наружной поверхности верхней трети правого плеча с повреждением
плечевой кости - 1; в проекции правой реберной дуги - 1, проникающее в брюшную
полость; передней поверхности нижней трети правого бедра - 2. Указанные повреждения причинены металлическими осколками в результате взрыва какого-либо взрывного устройства, по степени тяжести, как опасные для жизни относятся к повреждениям, причинившим тяжкий вред здоровью, и могли повлечь за собой смерть ФИО3
Кроме того, старшим оперуполномоченным по ОВД УСБ МВД по РД, полковником милиции ФИО9, проведена служебная проверка по факту гибели и ранения ДД.ММ.ГГГГ в результате террористического акта сотрудников МВД по РД в городе Кизляр, в ходе которой установлено, что от полученных телесных повреждений погиб юрисконсульт ОВД по <адрес>, старший лейтенант милиции ФИО7 Г.О..
Таким образом, истица ФИО2 и ее несовершеннолетних дети на основании приведенных норм имеют право на получение единовременного пособия, единовременной материальной помощи, единовременного пособия на погребение, как члены семьи гражданина, погибшего (умершего) в результате террористического акта.
Доводы представителя Министерства финансов РФ по доверенности ФИО11 о том, что в распоряжении Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 208-р семья погибшего ФИО3 в списках, кому подлежит выплата единовременного пособия, отсутствует и поэтому им не положена выплата единовременного пособия, суд находит не состоятельным.
Как видно из дела, в первоначальном распоряжении Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 86-р "Об оказании материальной помощи семьям погибших в результате террористического акта, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>" семье ФИО3., как семье погибшего, оказана материальная помощь в размере 250 тысяч рублей, в соответствии с подпунктом "г" пункта 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий". То обстоятельство, что семья ФИО3 по неизвестным причинам не указана в последующем распоряжении Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 208-р не свидетельствует об отсутствии права на получение единовременного пособия.
Приведенные выше нормы не связывают право на получение единовременного пособия со статусом гражданина, в связи с чем довод представителя ответчика о том, что предоставление единовременной материальной помощи военнослужащим, получившим вред здоровью в результате террористического акта совершенного ДД.ММ.ГГГГ в г.ФИО32Дагестан на основании распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 455-р, не предусмотрено и для получения соответствующих денежных выплат ФИО2 следовало бы обратиться к страховщику с представлением документов, подтверждающих наступление страхового случая в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 825-ФЗ и она не имеет право на получение единовременного пособия является несостоятельным.
Представитель ответчика заявил ходатайство о применении срока исковой давности и об отказе в удовлетворении исковых требований по данному основанию.
Согласно абз. 4 ст. 208 ГК РФ, исковая давность не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму";
(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 302-ФЗ)
Статье 196 ГК РФ установлен предельный срок для защиты права - она не может осуществляться по истечении 10 лет со дня нарушения. Исключение на данный момент предусмотрено лишь для одного случая - возмещения вреда, причиненного имуществу в результате террористического акта. Срок исковой давности по этому требованию устанавливается в пределах сроков давности привлечения к уголовной ответственности за совершение указанного преступления (п. 2 ст. 196 ГК РФ, ч. 1.1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 382-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно договора поручения от 21.07.2014г. и расписки к договору расходы за услуги представителя 20000 рублей.
Принимая во внимание положения части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из позиции Конституционного суда РФ, степени сложности дела, сроков его рассмотрения в суде, личного участия представителя в судебных заседаниях, принципа разумности и справедливости суд полагает разумным подлежащий взысканию размер судебных расходов в сумме 15 тыс. рублей.
На основании п.п. 1 и 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому расходы по оплате государственной пошлины следует отнести нафедеральный бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск ФИО2 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании единовременногоденежного пособия и единовременной материальной помощи членам семей граждан, погибших (умерших) в результате террористических актов, удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2, (супруги погибшего ФИО3) единовременное пособие членам семей граждан, погибших (умерших) вследствие террористических актов, совершенных ДД.ММ.ГГГГ в городе Кизляр Республики Дагестан, в размере 1 <данные изъяты>
Расходы по государственной пошлине отнести на федеральный бюджет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня вынесения.
Судья: П.А.Махатилова
Отпечатано в совещательной комнате.