Судья Туркова А.Н. дело № 33 – 419 2014 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
1 апреля 2014 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе
председательствующего – Григоровой Ж.В.,
судей – Безуглова В.В., Богатыревой Е.В.
при секретаре судебного заседания – Хаджемуковой М.Р.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истицы Сабаноковой С.А. на решение Майкопского городского суда от 19 августа 2013 года, которым постановлено:
в иске Сабаноковой <данные изъяты> в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Анчоковой <данные изъяты> к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова» о признании права собственности в порядке приватизации в равных долях на жилое помещение № № расположенные по адресу: <адрес>, отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи Богатыревой Е.В., объяснения представителя истицы Сабаноковой С.А. - Бжемуховой Ф.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова» - Сунько С.И., объяснения представителя Комитета по имущественным отношениям Республики Адыгея Матыжева Х.А., объяснения представителя Кабинета Министров Республики Адыгея Чембохова А.Х., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Сабанокова С.А., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Анчоковой С.А., обратилась в суд к Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова» (далее по тексту ГБОУСПОРА «Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова») о признании за ней и за её дочерью права собственности в порядке приватизации на жилое помещение № № №, расположенные по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований указала на то, что с 2007 года по настоящее время проживает в спорных комнатах. В связи с тем, что в спорные жилые помещения она вселена на законных основаниях, несет бремя его содержания, оплачивает коммунальные услуги, просила удовлетворить заявленный ею иск в полном объёме.
Представитель ответчика Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова» иск не признала и просила в его удовлетворении отказать.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19.08.2013 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на то, что спорные жилые помещения были предоставлены ей и дочери на праве постоянного пользования. Спорные жилые помещения она использует его по назначению и несёт бремя по его содержанию и текущему ремонту. Кроме этого, занимаемые ею комнаты не относятся к специализированному жилому фонду и не является общежитием.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчик Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова» просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке приватизации, предусмотренном законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ЖК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.10.2002 года, от 18.08.2009 года, Устава Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова» от 20.12.2011 года, справки №330 от 27.05.2013 года и выписки из реестра государственного имущества Республики Адыгея от 22.07.2008 года здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, является государственной собственностью Республики Адыгея и на праве оперативного управления закреплено за Адыгейским республиканским колледжем искусств имени У.X. Тхабисимова, который на основании распоряжения Кабинета Министров Республики Адыгея от 09.08.2010 года переименован в Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Республики Адыгея «Адыгейский республиканский колледж искусств им. У.Х. Тхабисимова».
В соответствии с положениями статей 94,99, 100-103,105 действующего ЖК РФ, жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, с ними заключается договор найма специализированного жилого помещения для временного проживания в нем. И они подлежат выселению в случае расторжения или прекращения указанного договора.
Эти же требования содержатся в Правилах отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42.
Судом установлено, что Сабанокова С.А. и её дочь Анчокова С.А. вселились в указанное общежитие и проживают в комнатах № № № с 02.05.2007 года по настоящее время (л.д. 16, 17). Данное помещение ответчик предоставил ей в отсутствие какого-либо юридического обстоятельства (работа, служба, обучение), порождающего право на проживание в общежитии.
Статьей 2 Закона РФ от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном введении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Между тем, согласно ст. 4 Закона РФ N 1541-1 от 04 июля 1991 (с последующими изменениями и дополнениями) "О приватизации жилищного фонда в РФ" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относит, в том числе, жилые помещения в общежитиях. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов (ст. 94 ЖК РФ).
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил, что факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного введения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
В данном рассматриваемом случае указанное общежитие, в котором расположены спорные комнаты, является собственностью Республики Адыгея, закреплено за Адыгейским республиканским колледжем искусств имени У.X. Тхабисимова на праве оперативного управления, и в муниципальную собственность не передавалось. Статус общежития не утратило.
Поэтому, отказывая истице в признании права собственности на спорные жилые помещения в порядке приватизации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на данные правоотношения не могут распространяться положения законодательства о приватизации.
Кроме этого, обращаясь в суд с таким иском, истица должна была доказать, что спорное жилое помещение ей было предоставлено в предусмотренном законом порядке по договору социального найма. Однако такие доказательства в материалах дела отсутствуют. Кроме этого, одним из главных условий социального найма жилого помещения является оплата коммунальных услуг по тарифам, установленным для данной категории жилых помещений. Однако судом установлено иное, что истице и её дочери коммунальные услуги предоставлялись по тарифам, установленным для жилых помещений, отнесённых к специализированному жилищному фонду.
Соответственно, к отношениям по пользованию истицей спорным жилым помещением нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма применены быть не могут.
В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П, определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.
Кроме этого, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что запрет на приватизацию общежитий, находящихся в оперативном управлении государственного образовательного учреждения, и жилых помещений в общежитиях, установленный статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и абзацем первым пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", сам по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав граждан (определения от 2 ноября 2000 года N 220-О, от 16 июля 2009 года N 707-О-О, от 27 мая 2010 года N 742-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1102-О-О и др.).
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при полном соблюдении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 ГПК РФ судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 19 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий – Ж.В. Григорова
Судьи – В.В. Безуглов
Е.В. Богатырева