Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 01 декабря 2016 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гельфенштейна В.П.,
при секретаре Нечаевой О.С.,
с участием прокурора Марков А.С., представителя ответчика - администрации Костомукшского городского округа П.О.В., МБДОУ «Детский сад «Березка» А.Е.Б., представителя третьего лица С.Ж.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РК в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Березка», администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по совершению определенных действий,
установил:
Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Костомукшского городского округа (далее по тексту - <адрес>), муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Березка» (далее по тексту - МБДОУ «Березка») по тем основаниям, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения МБДОУ «Березка» законодательства о противодействии терроризму было выявлено, что дошкольное учреждение не оборудовано системой видеонаблюдения. Просит суд обязать администрацию Костомукшского городского округа и МБДОУ «Березка» в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание дошкольного учреждения системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории учреждения, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.
В судебном заседании прокурор Марков А.С. требования поддержал в полном объеме, обосновав их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика - заведующая МБДОУ «Березка» А.Е.Б. исковые требования признала частично.
Представитель ответчика администрации Костомукшского городского округа П.О.В. исковые требования не признала и пояснила, что действующим федеральным законодательством не предусмотрено требования об обязательном оборудовании дошкольных учреждений системами видеонаблюдения.
Представитель третьего лица - финансового органа администрации Костомукшского городского округа С.Ж.В. иск не признала.
Представитель третьего лица - Совета Костомукшского городского округа в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв в котором выражает несогласие с заявленными требованиями прокурора, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Совета Костомукшского городского округа.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, в том числе меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 30 Закона N 384-ФЗ в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу п. п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона)
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утв. Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Из приложения "В" к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Обязанность по обеспечению дошкольных учреждений системами видеонаблюдения, установлена также Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий), где в пункте 23 Главы 2 Раздела 4 (мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей) указано на необходимость оборудования в обязательном порядке системами видеонаблюдения мест массового пребывания людей независимо от установленной категории.
Как следует из п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
В судебном заседании установлено, что МБДОУ «Березка», расположенное по адресу: РК, <адрес> 1982 года постройки было обследовано крайний раз на предмет инженерно-технической укрепленности ДД.ММ.ГГГГ о чем был составлен акт. Техническая укрепленность объект признана соответствующей требованиям с вынесением рекомендации по усилению оснащенности объекта путем монтажа системы видеонаблюдения. Детское дошкольное учреждение оснащено охранной сигнализацией и системой экстренного вызова полиции.
В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ прокурорской проверки МБДОУ «Березка» было установлено, что территория учреждения имеет периметральное ограждение, но не оборудовано системой видеонаблюдения и фиксации данных.
Анализируя представленные сторонами доказательства и учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что действующим федеральным законодательством на администрацию муниципального образования и на образовательное дошкольное учреждение не возложено прямой обязанности по установке систем видеонаблюдения. Установка в дошкольных образовательных учреждениях систем видеонаблюдения является одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей, но конкретную форму определяет само учреждение, а потому утверждение прокурора об обязательной оснащенности детских садов системами видеонаблюдения, не основано на законе.
Ссылка на положения ФЗ N 384 от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", которым утвержден Свод правил СП 118.13330.2012, где в Приложении "В" указывается на распространение требований об установке систем видеонаблюдения на дошкольные образовательные организации и учреждения, а также на другие положений законов и подзаконных актов, является несостоятельной, поскольку в силу вышеназванного ФЗ-384 (статья 42) такие требования распространяются лишь на вновь строящиеся здания и случаи реконструкции и капитального ремонта ранее построенных зданий.
Аналогичное требование закреплено и в статье 4 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272, предусматривающих оборудование мест массового пребывания людей независимо от категории оборудования системами видеонаблюдения (п. 23).
МБДОУ «Березка» размещается в здании, построенном до 2009 года, и до его реконструкции или проведения капитального ремонта, требования вышеназванных положений законов об их оснащенности системами видеонаблюдения на него не распространяются.
Суд также принимает во внимание и то обстоятельство, что детское дошкольное образовательное учреждение оснащено именными мерами антитеррористической направленности (договор с охранным предприятием, установка тревожной кнопки, организация охраны путем дежурства сторожей), что свидетельствует об исполнении администрацией Костомукшского городского округа и руководством дошкольного учреждения требований законодательства об антитеррористической защищенности.
С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст. 196 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска прокурора <адрес> Республики Карелия в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Березка», администрации Костомукшского городского округа о возложении обязанности по совершению определенных действий отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд РК.
Судья В.П.Гельфенштейн
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.