К делу № 2-458/2014.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Кавказская 19.06.2014.
Кавказский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Агеевой Н.Г.,
при секретаре Ангеловской И.М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудрявцева Ивана Васильевича к УПФ РФ в Кавказском районе о признании незаконным решения УПФ РФ в Кавказском районе об отказе в прекращении выплаты ранее назначенной досрочно трудовой пенсии по старости, о восстановлении нарушенного права,
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцев И.В. обратился в суд с иском, просит признать незаконным решение УПФР в Кавказском районе Краснодарского края и прекращение выплаты ему, Кудрявцеву Ивану Васильевичу., назначенной в 2012 году досрочно второй трудовой пенсии по старости., обязать ответчика УПФР в Кавказском районе Краснодарского края восстановить его нарушенное право, а именно восстановить право на получение второй досрочной трудовой пенсии по старости с момента прекращения, то есть с августа 2013 года.
Свои требования истец обосновывает тем, что в 1986 году он выполнял ответственные задания по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а именно направлялся на работу:-1-я зона-май: с 19 по 31мая; с 01 по 30 июня; с 01 по 16 июля. Всего 59 дней.
Является ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986 году.
С 1997 года он является получателем государственной пенсии по инвалидности, которая была установлена ему по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с катастрофой на ЧАЭС.
С апреля 2012 года 2 группа инвалидности по причине заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы связанных с катастрофой на ЧАЭС была установлена ему бессрочно.
Инвалидностью вследствие военной травмы считается инвалидность, наступившая вследствие ранения, контузий, увечий или заболевания, полученных при защите Родины, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Согласно п.2 ч.1 ст. 10 ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с ч.3 ст. 10 вышеуказанного закона пенсия по старости назначается гражданам, по достижении 50 и 45 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее 5-ти лет.
Согласно п.1 ст.30 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, пенсии по старости назначаются с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения.
Являясь, ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения в 1986 году, при достижении им 50летнего возраста он обратился в октябре 2012 года в УПФР в Кавказском районе за назначением второй трудовой пенсии по старости досрочно, предоставив документы, удостоверяющие участие в ликвидации катастрофы. Получателем двух пенсий он являлся до июля 2013 года включительно.
С августа 2013года он был лишен возможности получать одну из ранее назначенных ему пенсий.
В сентябре 2013 года он обратился в УПФР в Кавказском районе с заявлением о разъяснении причин отказа в выплате ранее назначенной ему второй досрочной трудовой пенсии по старости.
10.10.2013 года ответчиком был подготовлен ответ, об отказе в праве на получение второй пенсии по старости.
Свое решение он мотивирует тем, что у него отсутствует право на пенсию на основании п.1 ч.3 ст.3 ФЗ от 15.12.2001года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» в связи с не достижением возраста 55лет.
Считает, что вывод ответчика об отказе ему в выплате второй досрочной трудовой пенсии не отвечает требованиям действующего законодательства и социальным гарантиям, установленным государством по пенсионному обеспечению граждан.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006года №350-0 в части применения ч.1 ст.З0 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением возраста на 10 лет. Применительно к гражданам, ставшим инвалидами вследствие Чернобыльской катастрофы, признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность РФ, как социального государства.
Считает, что правовое регулирование, не позволяющее назначать и соответственно выплачивать вторую трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии с п.1 ч.3 ст.3 ФЗ от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ограничивает конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в ряде его определений, ст. 6(ч.2) ст. 15(ч.4), ст.17 (ч.1), ст.ст. 18,19и 55(ч.1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Истец Кудрявцев И.В. и его представитель по доверенности Кудрявцева И.В. поддержала исковые требования, настаивает на их удовлетворении.
Представитель ответчика УПФ РФ в Кавказском районе по доверенности Захарова А.А. с иском не согласна, поддержала письменные возражения на иск, из которых следует, что право на установление досрочной трудовой пенсии по старости, как инвалиду вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связанного с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, по достижению возраста 50 лет, у Кудрявцева И. В. отсутствует.
Нормами ст. 2 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определено, что отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются указанным законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, нe противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ним.
В соответствии со статьей 3, при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС пенсия по старости назначается со снижением возраста в зависимости от периода участия в этих работах на 5 или 10 лет (статья 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1).
В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закон от 15.05.1991 № 1244 военнослужащим, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, ставшими инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для инвалидов вследствие военной травмы.
Как уже было отмечено при наличии у гражданина права на одинаковые меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, по различным основаниям они предоставляются только по одному из оснований по выбору заявителя, что исключает право на одновременное применение статей 29 и 30 названного закона. В таком случае по выбору заявителя пенсия назначается либо по нормам статьи 29 — пенсия по инвалидности, либо по нормам статьи 30 — пенсия по старости Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.
Раздел IV Закона от 15.05.1991 № 1244 регулирует правоотношения в области пенсионного обеспечения граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Ввиду участия Кудрявцева И. В. в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в 1986 году, право на пенсию по старости заявитель приобрел по достижении 50 летнего возраста. Данное право неоспоримо и не подлежит сомнению.
В соответствии с п. 2 статьи 29 предусмотрено назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий имеют граждане, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, кем и является Кудрявцев И. В. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 названного закона, и трудовая пенсия по старости.
При этом трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ назначается инвалидам вследствие военной травмы мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Указанная норма о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вследствие военной травмы в отношении инвалидов чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих не является нормой прямого действия, поскольку право на пенсионное обеспечение, предусмотренное этой нормой, предоставлено через отсылочную норму пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.
Соответственно право на пенсию по старости по нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 является для рассматриваемых граждан одинаковыми мерами социальной поддержки, предусмотренными разными законодательными актами. В соответствии с частью третьей статьи 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 указанные меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Таким образом, суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и нормами статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1, не может быть произведено.
Считают, что право на назначение двух пенсий лицам, из числа ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (независимо от года участия 1986-1987г. или 1988г.) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, наступает по достижению возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами.
Просят отказать Кудрявцеву Ивану Васильевичу в заявленных исковых требованиях в полном объеме.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 3 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС», при наличии у гражданина РФ права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.
Участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС пенсия по старости назначается со снижением возраста в зависимости от периода участия в этих работах на 5 или 10 лет (статья 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1).
При наличии у гражданина права на одинаковые меры социальной поддержки, предусмотренные указанным законом, по этичным основаниям они предоставляются только по одному из оснований по выбору заявителя, что исключает право на одновременное применение статей 29 и 30 названного закона. В таком случае по выбору заявителя пенсия назначается либо нормам статьи 29 — пенсия по инвалидности, либо по нормам статьи 30 — пенсия по старости Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.
Согласно ст. 28.1 ФЗ № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет и для женщин - 45 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Истец Кудрявцева И.В. приобрел право на пенсию по старости по достижении 50 летнего возраста.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001г. № 166-ФЗ право на одновременное получение двух пенсий имеют граждане, ставшими инвалидами вследствие военной травмы, кем и является Кудрявцев И.В. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 названного закона, и трудовая пенсия по старости.
При этом трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ назначается инвалидам вследствие военной травмы мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижению возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Указанная норма о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости вследствие военной травмы в отношении инвалидов чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих не является нормой прямого действия, поскольку право на пенсионное обеспечение, предусмотренное этой нормой, предоставлено через отсылочную норму пунктом 2 части первой статьи 29 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1.
Таком образом право на пенсию по старости по нормам подпункта 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и по нормам статьи 30 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 является для истца одинаковыми мерами социальной поддержки, предусмотренными разными законодательными актами. В соответствии с частью третьей статьи 3 Закона от 15.05.1991г. № 1244-1 указанные меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
Таким образом, суммирование льгот по уменьшению возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ и нормами статьи 30 Закона от 15.05.19910г. № 1244-1, не может быть произведено.
Следовательно, право на назначение двух пенсий лицам, из числа ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС (независимо от года участия 1986-1987г. или 1988г.) и являющихся инвалидами вследствие военной травмы, полученной при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, наступает по достижению возраста 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23.06.2014░.