Судья: Тимофеева Е.С. № 33а-12651 Докладчик: Быкова С.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«05» октября 2016 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Быковой С.В.,
судей: Бегунович В.Н., Никулиной И.А.,
при секретаре: Ламбиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковой С.В. административное дело по апелляционной жалобе Ширикова <данные изъяты> на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2016 года
по делу по административному исковому заявлению Ширикова <данные изъяты> к администрации г. Юрга о признании бездействия незаконным,
У С Т А Н О В И Л А:
Шириков <данные изъяты> обратился с административными исковым заявлением к администрации г. Юрга о признании незаконным бездействия в исполнении постановления от 17.06.2010 г. № 989 по реконструкции помещения, выселению физических и юридических лиц из помещения, находящегося по улице <адрес>, в срок до 1.12.2013 г. и в неисполнении пункта 1.11 Положения о Признании жилых помещений муниципального жилого фонда пригодными (непригодными) к проживанию, утвержденному постановлением администрации города Юрга от 7.09.2012 г. № 1557, в части оставления его заявления о признании жилого помещения непригодным к проживанию без уведомления его о принятом решении по данному заявлению.
Требования мотивированны тем, что он является нанимателем по договору социального найма жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>
В 2008 г. указанный жилой дом передан в муниципальную собственность на основании постановления Администрации города Юрга от 7.03.2008 г. № 393.
17.06.2010 г. постановлением № 989 администрации г. Юрги многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, а также установлен срок до 1.05.2011 г. организовать выселение на время проведения реконструкции многоквартирного дома.
В указанное постановление 28.02.2013 г. постановлением администрации г. Юрги № 307 внесены изменения в части срока организации выселения граждан на 1.12.2013 г.
В сентябре 2013 г. по обращению жителей его дома в Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Юрги им сообщено, что мероприятия по реконструкции многоквартирного дома включены в городскую программу «Капитальный ремонт жилищного фонда» на 2014-2016 г. Подана заявка на финансирование мероприятий из средств областного бюджета.
В марте 2015 г. на его обращение на официальный сайт администрации г. Юрги заместитель главы города по жилищно-коммунальным вопросам сообщил, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 г. предусматривает проведение капитального ремонт дома по <адрес>
Мероприятия по реконструкции дома включены в региональную программу «Капитальный ремонт жилищного фонда» на 2014-2016 г., которые исполнить невозможно из-за дефицита бюджетных средств.
В апреле 2015 г. по обращению в администрацию г. Юрги он получил разъяснения о том, что мероприятия по реконструкции жилого многоквартирного дома включены в региональную программу «Капитальный ремонт жилищного фонда» на 2015 - 2017 г., финансирование мероприятий не подтверждено в связи дефицитов бюджетных средств.
На его обращение в апреле 2016 г. на официальный администрации г. Юрга поступил ответ от 12.04.2016 г., что реконструкции не осуществлена, из-за отсутствия источника финансирования, сложности привидения дома в юридический порядок.
Отсутствие источника финансирования не является основанием для невыполнения бюджетных обязательств администрацией г. Юрга, которая должна руководствоваться ст. 86 БК РФ.
Согласно последнему ответу администрации г. Юрга реконструкция, выселение на время проведения реконструкции многоквартирного дома в установленные постановлением сроки проводиться не будут.
Неисполнение постановления администрации г. Юрга от 17.06.2010 г. № 989 нарушает права пользователя. Невозможно технически установить приборы индивидуального учета, поскольку электрическая проводка в стенах помещений находится в аварийном состоянии. Ему ограничен доступ к местам общего пользования: туалет, кухню и душ. Незаконная перепланировка внутренних перегородок жильцами с молчаливого согласия собственника и установка дверей с индивидуальными замками не дают ему возможности проникнуть и пользоваться местами общего пользования. Дальнейшее проживание в указанном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В апреле 2016 г. он обратился на официальный сайт Администрации г. Юрги о предоставлении муниципальной услуги с заявлением о признании жилого помещения непригодным к проживанию.
В нарушение п. 1.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание жилых помещений муниципального жилого фонда пригодными (непригодными) к проживанию», утвержденному постановлением администрации г. Юрги от 7.09.2012 г. № 1557 администрация не информировала его уведомлением о принятом решении.
В нарушение п. 2.5, 49 Положения администрация г. Юрга не исполнила мероприятия, необходимые для признания помещения не жилым, не информировала его о принятом решении,
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2016 года в удовлетворении требований Ширикову <данные изъяты> отказано.
В апелляционной жалобе Шириков <данные изъяты>. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что его требования обоснованны.
Администрация г. Юрга является органом местного самоуправления, а также в соответствии с п. 2.2. п. 2.2. Административного регламента предоставление муниципальной услуги «Признание жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) к проживанию», утвержденным Постановлением администрации г. Юрга от 04.09.2012 № 1557(в ред. Постановления администрации г. Юрга от 18.12.2012 № 2262) органом, оказывающим муниципальную услугу (хотя и через управление ЖКХ).
Следовательно, требования к администрации г. Юрга об исполнении Постановления от 17.06.2010 г. № 989 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции» обоснованы и законны.
Является ли органом государственной власти и наделено ли специальными полномочиями по осуществлению выселения и реконструкции помещений по <адрес> Управление ЖКХ г. Юрга суд не установил и не выяснил.
Суд вынес свое решение, основываясь на фактах, не исследованных, не проверенных и не установленных. Обстоятельства, имеющие значение для дела, изложенные в решении суда, не доказаны.
Суд неправильно применил нормы права, содержащиеся в п. 1.11, п. 2.2 Регламента. Администрация г. Юрга не исполнила мероприятия, необходимые для признания помещения не жилым, не информировала о принятом решении, не исполнила обязанности, закрепленные в Постановлении администрации города Юрги от 07.09.2012 года № 1557.
Представитель Администрации г. Юрги, ФИО10. представила возражения на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, заслушав Ширикова <данные изъяты>., поддержавшего доводы жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что постановлением администрации г. Юрга от 17.06.2010 г. № 989 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции» многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции, Управлению ЖКХ г.Юрга поручено организовать выселение физических и юридических лиц на время проведения реконструкции дома в срок до 01.05.2011 г.
Шириков <данные изъяты> является нанимателем квартиры №110 в этом доме.
Постановлением администрации г. Юрга от 28.02.2013 г. внесены изменения в постановление администрации г. Юрга от 17.06.2010 г. № 989 в части срока проведения мероприятий до 01.12.2013 г.
До настоящего времени указанное постановление не исполнено.
21.04.2016 г. Щириков <данные изъяты>. обратился в Межведомственную комиссию г. Юрги с заявлением и приложенными к нему документами о признании жилого помещения в виде <адрес> непригодным для проживания (л.д. 20).
Отказывая Ширикову <данные изъяты> в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации г.Юрга, выразившегося в неисполнении указанного постановления, суд сослался на то, что Шириков <данные изъяты> не устанавливает требований к административному ответчику по осуществлению указанных действий, поэтому у административного ответчика не возникло обязанностей по исполнению этого постановления в части, требуемой Шириковым <данные изъяты>
Этот вывод суда является неправильным, основанным на неправильном применении норм материального закона.
Судом не учтено, что жилой дом по <адрес> передан в муниципальную собственность на основании постановления администрации города Юрга от 7.03.2008 г. № 393, в связи с чем именно администрация г.Юрга обязана провести мероприятия, связанные с исполнением постановления администрации г. Юрга от 17.06.2010 г. № 989 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции», а именно произвести реконструкцию указанного дома.
Поручение Управлению жилищно-коммунального хозяйства г.Юрга организовать выселение физических и юридических лиц на время проведения реконструкции указанного дома не освобождает администрацию г.Юрга от проведения мероприятий, связанных с признанием дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно п.3, 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относится в том числе относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п. п. 8 и 9 ст. 14 ЖК РФ относится, в частности, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (п. 3 ст. 15 ЖК РФ).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу абз. 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Администрация г.Юрга выполнила указанные требования закона, вынесла постановление от 17.06.2010 г., определила срок проведения мероприятий по проведению реконструкции с учетом внесенных изменений до 01.12.2013 г.
Однако указанные мероприятия в установленный срок не выполнила, ссылаясь на отсутствие финансирования и включение указанного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014-2043 годы, утв. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.12.2013 N 672 (ред. от 03.03.2015) "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Кемеровской области на 2014 - 2043 годы".
Указанные обстоятельства не освобождают администрацию г.Юрги от исполнения постановления от 17.06.2010 г.
Указанная региональная программа предусматривает проведение капитального ремонта, тогда как дом по <адрес> подлежит реконструкции, включение дома в указанную программу не освобождает администрацию г.Юрга исполнить требования закона.
Бездействие администрации г.Юрга в неисполнении постановления от 17.06.2010 г. является незаконным и нарушает права Ширикова <данные изъяты>
При таких обстоятельствах решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований.
Разрешая спор в части признания незаконным бездействия администрации г.Юрга, выразившееся в неисполнении п.1.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания», суд сделал правильный вывод о том, что требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание жилых помещений муниципального жилищного фонда пригодными (непригодными) для проживания», утвержденного" постановлением администрации Юргинского городского округа от 4.09.2012 г. N 1557 (далее в тексте - Административный регламент), заявители, представившие документы по оказании муниципальной услуги в обязательном порядке информируются: об оставлении без рассмотрения заявления; о приостановлении предоставления услуги; о продлении срока предоставления услуги; об отказе в предоставлении услуги. Информирование заявителей производится посредством направления уведомления в порядке, установленном административным регламентом.
Текущий контроль над соблюдением последовательности действий, определенных административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги, осуществляется начальником управления ЖКХ. Секретарь городской межведомственной комиссии, исполняющий предоставление муниципальной услуги, несет персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка приема, рассмотрения документов, подготовки заключения, оформления и выдачи документов в соответствии с законодательством (пункт 4.1 Административного регламента).
Пункт 3.1 Административного регламента и приложение N 9 предусматривают последовательность административных процедур в блок-схеме, согласно которой секретарь городской межведомственной комиссии осуществляет подготовку письма об отказе в предоставлении муниципальной услуги с указанием основания отказа и передачи заявителю результата предоставления муниципальной услуги.
Шириковым <данные изъяты> оспаривается бездействие администрации г. Юрга по неисполнению пункта 1.11 в части оставления его заявления о признании жилого помещения непригодным к проживанию без уведомления его о принятом решении по заявлению.
Однако из материалов дела усматривается, что с указанным заявлением он обратился в межведомственную комиссию г.Юрга, 20.06.2018 г. председателем межведомственной комиссии ему дан ответ о том, какие документы необходимо представить для разрешения его заявления. 21.04.2016 г. документы у него принят.
Действия межведомственной комиссии Шириков <данные изъяты> не оспаривает, рассмотрение заявления о признании дома непригодным для проживания относиться к компетенции межведомственной комиссии.
Доводы жалобы в этой части не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку опровергаются установленными судом обстоятельствами.
Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 19 июля 2016 г. в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации г.Юрга в исполнении постановления от 17.06.2010 г. № 989 по реконструкции помещения, выселению физических и юридических лиц из помещения, находящегося <адрес> в срок до 1.12.2013 г. отменить.
Вынести новое решение:
Признать незаконным бездействия администрации г.Юрга, выразившееся в неисполнении постановления от 17.06.2010 г. № 989 по реконструкции помещения, выселению физических и юридических лиц из помещения, находящегося <адрес> в срок до 1.12.2013 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Ширикова <данные изъяты> в этой части – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: