Дело № 2-652/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года с. Кизильское
Кизильский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Грызловой В.И.,
при секретаре Костенко О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, Кизильскому районному отделу судебных приставов УФССП по Челябинской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ному отделу судебных приставов УФССП по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель УФССП по <адрес> Кизильский РОСП вынес Постановление № о взыскании с должника, администрации Муниципального образования Новоершовского сельское поселение, исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.01.2015 года, возбужденного на основании исполнительного листа выданного Кизильским районным судом Челябинской облает по делу №, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку и согласование проектов организаций зон санитарной охраны водозаборов Новоершовского с/п в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиНа, обеспечить организацию санитарной охраны скважин в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов, разработать рабочую программу производственного контроля качества воды проводить производственный контроль на источниках водоснабжения поселков. В качестве основания вынесения указанного постановления судебный пристав-исполнитель указывает, что должником: Муниципальное образование Новоершовское сельское поселение, в срок, установленный для добровольного исполнения, данное постановление не исполнено. Данное постановление вынесено без учета вины должника, в связи с тем, что данная статья расходов не предусмотрена в бюджете Новоершовского сельского поселения на 2016 год.
Заявив исковые требования о снижении размера исполнительского сбора, истец изменил исковые требования.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству представитель истца ФИО1 уточнила исковые требования, просила освободить администрацию Новоершовского сельского поселения от взыскания исполнительского сбора, ссылаясь на то, что срок исполнения решения Кизильского районного суда заканчивался ДД.ММ.ГГГГ. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о внесении изменений) в ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» были внесены изменения, касающиеся полномочий сельского поселения. В частности, полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения исключены и переданы в муниципальный район. В соответствии со ст. 5 Закона о внесении изменений до ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Решение Кизильского районного суда не было исполнено в 2014 году, так как бюджетом Новоершовского сельского поселения денежные средства на данный вид расходов не были предусмотрены, и перемещение средств с других статей расходов привело бы к образованию необоснованной кредиторской задолженности, что повлекло бы нарушение действующего бюджетного законодательства. Федеральный закон о внесении изменений был принят в мае месяце 2014 года, в связи с этим денежные средства на исполнение решения суда не могли быть предусмотрены в бюджете Новоершовского сельского поселения на 2015 год.
Представитель истца администрации Новоершовского сельского поселения ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала по указанным основаниям.
Представитель истца администрации Новоершовского сельского поселения ФИО2 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что решение Кизильского районного суда невозможно было исполнить в 2014 году, так как бюджет на 2014 год был уже заложен и утвержден в конце 2013 года, использование денежных средств с других статей расходов привело бы к нарушению бюджетного законодательства. Кроме того, в январе 2015 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ, согласно которым, полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения в границах поселения исключены и переданы в полномочия муниципального района. Сельским поселениям выделяются денежные средства, на определенные статьи расходов, но если они выделены на ремонт водопровода, они могут быть использованы только на ремонт водопровода, так как это целевые денежные средства. Использование целевых денежных средств на другие цели недопустимо, а на проектно-сметную документацию необходимо около 300 тысяч только на одну скважину, а их в Новоершовском сельском поселении три. Муниципальным образованием «Новоершовское сельское поселение» решение Кизильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено по независящим от ответчика обстоятельствам, в связи с изменениями действующего законодательства.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>, представитель <адрес> отдела судебных приставов УФСССП России по <адрес> ФИО3 в судебном заседании считает, что уточненные исковые требования администрации Новоершовского сельского поселения об освобождении от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей подлежат удовлетворению, так как они фактически не имели возможности исполнить решение суда в установленные сроки, в связи с принятым уже бюджетом, а впоследствии с внесенными Федеральным законом изменениями, согласно которых полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения в границах поселения переданы в полномочия муниципального района.
Заслушав представителей истца администрации Новоершовского сельского поселения ФИО2, ФИО1, представителя ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> отдела судебных приставов УФСССП России по <адрес> ФИО3, исследовав письменные доказательства дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен положениями статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.
Положениями части 1 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В соответствии с частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Из содержания вышеуказанных норм следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Анализ действующего законодательства Российской Федерации, включая нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», свидетельствует о том, что исполнительский сбор должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности.
Согласно п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Кизильского РОСП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП на основании исполнительного листа, выданного Кизильским районным судом <адрес> по делу №, предмет исполнения: Обязать администрацию Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района в течение 8 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить разработку и согласование проектов организации зон санитарной охраны водозаборов в поселке Новоершовский Новоершовского сельского поселения в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиНа, обеспечить организацию зон санитарной охраны скважин в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов, разработать рабочую программу производственного контроля качества воды, проводить производственный контроль на источниках водоснабжения поселков; в отношении должника – Администрации Новоершовского сельского поселения. Установлен должнику пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Кизильского РОСП УФССП России по <адрес> вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ №-№ в отношении должника – администрации Новоершовского сельского поселения, так как исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен. Исполнительский сбор составляет 50 000 рублей.
Согласно приложениям №, № к решению Совета депутатов Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района <адрес> «О бюджете Новоершовского сельского поселения на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» от ДД.ММ.ГГГГ №, расходы на разработку и согласование проектов организации зон санитарной охраны водозаборов в поселке Новоершовский Новоершовского сельского поселения в установленном законом порядке в соответствии с требованиями СанПиНа, расходы на обеспечение организации зон санитарной охраны скважин в соответствии с проектом организации зон санитарной охраны водозаборов, не заложены.
Из определения Кизильского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ видно, что исполнение решения Кизильского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по заявлению Магнитогорского природоохранного прокурора <адрес> в защиту прав и интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Кизильского муниципального района <адрес>, администрации Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района <адрес>, обществу с ограниченной ответственностью «Квартирный вопрос» о понуждении к исполнению, отсрочено до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 7 ст. 112 Закона № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Оценивая доводы представителей истца об отсутствии вины в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, суд учитывает, что у истца на момент вынесения решения о взыскании исполнительского сбора отсутствовали свободные денежные средства, для выполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства для исполнения решения на 2016 года также не выделены, так как полномочия по организации водоснабжения населения, водоотведения в границах поселения переданы в полномочия муниципального района, иные денежные средства по целевой статье не могут быть использованы на другие цели, так как это приведет к нарушению законодательства. Кроме того, в связи с внесением изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон о внесении изменений) в ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» внесены изменения. В частности, полномочия по организации в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения исключены и переданы в муниципальный район, то есть фактически исполнение решения суда администрацией Новоершовского сельского поселения не возможно.
Суд приходит к выводу, что вины должника в неисполнении требований исполнительного документа в установленный в исполнительном документе срок не имеется.
Указанные причины невыполнения решения суда в пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, суд считает обстоятельством, смягчающим ответственность должника, и служащим основанием для освобождения от исполнительского сбора. В течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Муниципальное образование Новоершовское сельское поселение не вправе производить перераспределение финансовых средств из других статей бюджета, имеющих иное целевое назначение. Выделение новых бюджетных ассигнований возможно только при условии включения их в бюджет с начала нового финансового года или после внесения соответствующих изменений в бюджет. Выделение денежных средств бюджетом сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к компетенции муниципального образования не допустимо. Кроме того, исполнение решения суда возможно только на основании заключенных государственных контрактов на выполнение подрядных работ, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об освобождении администрации Новоершовского сельского поселения от уплаты исполнительского сбора, поскольку невозможность исполнения решения в установленный для добровольного исполнения срок вызвана объективными причинами при отсутствии вины со стороны администрации Муниципального образования Новоершовское сельское поселение.
Согласно ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 ГПК РФ для реализации права на судебную защиту, необходима процессуальная дееспособность, то есть способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю, которые принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.
В силу п. 1 Положения о территориальном органе федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 69, территориальным органом Федеральной службы судебных приставов является управление (отдел) Федеральной службы судебных приставов, действующее на территории субъекта Российской Федерации, основными задачами которого являются: управление районными, межрайонными и специализированными отделами.
Пункт 11 Положения закрепляет, что территориальный орган ФССП России является юридическим лицом, каковым является Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> в структуру которого входят районные, межрайонные и специализированные отделы, не являющиеся юридическими лицами.
Надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания должно выступать Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> - самостоятельное юридическое лицо, которое в силу положений ч. 1 ст. 48 ГК РФ от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес> отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> подлежит исключению из числа ответчиков по данному гражданскому делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района <адрес> к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, удовлетворить.
Освободить администрацию Новоершовского сельского поселения Кизильского муниципального района <адрес> от исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Кизильского РОСП УФССП России по <адрес> о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении должника – Администрации Новоершовского сельского поселения.
<адрес> отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> из числа ответчиков по данному гражданскому делу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Кизильский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: В.И. Грызлова