г. Кызыл 31 июля 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Баутдинова М.Т., Кунгаа Т.В.,
с участием прокурора Ойдуп У.М., при секретаре Ооржак Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Железняковой С.А. гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кызыла в интересах Н.А.А. к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе представителя мэрии г.Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Кызыла обратился с иском в интересах сироты Н.А.А. к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение, указав, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение Н.А.А. о нарушении её жилищных прав. Согласно ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). Н.А.А. является сиротой. Мать её умерла, отец лишен в отношении дочери родительских прав. Ответчиком Н.А.А. не представлено жильё или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения, несмотря на то, что она стоит на льготной очереди в мэрии г.Кызыла. Просил суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения требований ч.ч. 1, 3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ путём выполнения следующих мероприятий: в течение 6 месяцев предоставить Н.А.А. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв.м.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года исковые требования прокурора г.Кызыла удовлетворены. Суд обязал мэрию города Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить Н.А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженке **, на условиях договора социального найма жилое помещение на территории города Кызыла общей площадью не менее 12,5 кв.м., соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика У.А.Г., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд должен был выяснить следующие обстоятельства: объём финансовых средств (субвенций), предусмотренных г. Кызылу в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных полномочий, количество детей-сирот, состоящих на учете, установление факта перечисления денежных средств. Выяснение данных обстоятельств, по мнению ответчика, позволяет правильно определить пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделённого государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.
В судебном заседании представитель ответчика - мэрии г.Кызыла - У.А.Г., действующий по доверенности, апелляционную жалобу поддержал.
Прокурор Ойдуп У.М. с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Истец Н.А.А. в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была извещена о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт её неявку неуважительной и рассматривает дело в её отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица - Министерства финансов Республики Тыва - в судебное заседание также не явился, хотя третье лицо было надлежащим образом извещено о дате, времени и месте рассмотрения дела, поэтому судебная коллегия признаёт его неявку неуважительной и рассматривает дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).
Согласно пп. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьёй 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159 - ФЗ установлено, что «…дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставленные в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4 Закона) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ч. 6 ст. 19 данного федерального закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
В части 4 ст. 49 ЖК РФ закреплено, что определённым федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан жилые помещения из муниципального фонда могут предоставляться органами местного самоуправления лишь при условии наделения их в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Из приведённых законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Законом Республики Тыва «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 28 декабря 2005 года № 1564 ВХ-I городской округ «Город Кызыл Республики Тыва» наделён отдельными государственными полномочиями по представлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооружённых сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (п. 8 ст. 3).
Судом установлено, что Н.А.А. подпадает под категорию детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как её мать умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец, Н.А.В., решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 14 августа 1997 года лишён родительских прав в отношении дочери, постановлением мэра г.Кызыла от 10.08.2004 г. № Н.А.А. принята на жилищный учёт. Из сообщения заместителя мэра г.Кызыла следует, что Н.А.А. состоит на учёте на улучшение жилищных условий с 21 июля 2004 года под порядковым номером №. Жилое помещение Н.А.А. мэрией г.Кызыла не предоставлялось. Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 23 марта 2012 года № в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах Н.А.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика У.А,Г., о том, что пределы ответственности мэрии г.Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г.Кызыла указанных средств не влечёт за собой прекращение переданной ей законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
Суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 ГПК РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, содержащихся в апелляционной жалобе, и не связывая себя доводами жалобы.
В связи с необходимостью проверки правильности применения судом первой инстанции норм материального права при рассмотрении дела, защиты прав истца Н.А.А. на получение жилого помещения по месту её жительства, суд апелляционной инстанции считает необходимым выйти за пределы требований, содержащихся в апелляционной жалобе ответчика.
Удовлетворяя исковые требования прокурора г.Кызыла, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Н.А.А. в несовершеннолетнем возрасте осталась сиротой, не имеет закреплённого за ней жилого помещения, в связи с чем у неё, как у ребенка-сироты, в силу ч. I ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возникло право на получение вне очереди жилой площади. Суд первой инстанции пришел к выводу, что обязанность по предоставлению Н.А.А. жилого помещения лежит на мэрии г.Кызыла, так как она состоит на учёте детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 21 июля 2004 года, а ответчиком не предпринято мер по обеспечению её жилой площадью.
Однако судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.
На основании статьи 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ также определено, что дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Возлагая на мэрию г.Кызыла обязанность по обеспечению Н.А.А. вне очереди жилым помещением на территории города Кызыла Республики Тыва, суд первой инстанции не учёл, что данная социальная гарантия предоставляется по месту жительства лица. Местом жительства Н.А.А. в соответствии со статьей 20 ГК РФ является **, где она проживала на момент обращения в прокуратуру г.Кызыла и продолжает проживать в настоящее время.
Доводы прокурора о том, что жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их выявления и постановке на учете в органе опеки и попечительства, противоречит действующему законодательству, а именно Жилищному кодексу РФ и Федеральному закону от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которыми обязанность по обеспечению жильём этих лиц возложена на органы исполнительной власти по месту их жительства.
Данная правовая позиция подтверждается решением Красноярского краевого суда от 10 марта 2011 года по заявлению Х.А.А. и Г.Н.В. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части Указа губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, оставленным без изменения определением Верховного суда РФ от 08 июня 2011 года № 53-Г11-26.
В соответствии со статьей 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.
Исходя из заявленных истцом требований, мэрия г.Кызыла является ненадлежащим ответчиком по требованию прокурора города Кызыла в интересах Н.А.А. о возложении обязанности по обеспечению вне очереди жилой площадью, а произвести замену ответчика суд апелляционной инстанции не может, так как рассматривает дело с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Истец Н.А.А. не лишена возможности защитить свое право путём предъявления требований к органу местного самоуправления по месту своего жительства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора города Кызыла Республики Тыва у суда первой инстанции не имелось.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в силу пп. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 17 мая 2012 года отменить и принять новое решение следующего содержания:
«В удовлетворении искового заявления прокурора города Кызыла в интересах Н.А.А. к мэрии г.Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение отказать».
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03 августа 2012 года.
Председательствующий
Судьи